Торговля недвижимостью заняла прочное место на рынке Казахстана. Попутно множится количество неправильно оформленных сделок и типичных ошибок, в том числе в процессе купли-продажи жилого дома с земельным участком.
Очень часто незнание некоторых юридических тонкостей при покупке жилого дома с земельным участком приводит к признанию сделки недействительной, и вы рискуете потерять уже купленный и обустроенный дом. В лучшем случае вы можете потребовать возврата уплаченных вами по договору сумм и возврата понесенных на ремонт расходов при наличии подтверждающих документов.
Специфика объекта
Сложность при оформлении сделки купли-продажи жилого дома с земельным участком определяется спецификой данных объектов. Ведь вместе с домом обычно продаются все расположенные на участке постройки: гаражи, сараи, подсобные помещения, пристройки. В юридической практике для этого используют понятие «домовладение». Сроки продажи домов составляют в среднем от 3 месяцев до полугода, в зависимости от многих факторов.
Первым делом – документы
Перед сделкой покупателю необходимо внимательно изучить правоустанавливающие документы и убедиться в том, что права собственности продавца на землю и на дом правильно оформлены и зарегистрированы. Одним словом, каким бы честным и располагающим к себе ни был продавец, как бы усердно вам его ни рекомендовали хорошие знакомые, ни в коем случае нельзя оставлять без внимания документы на дом и землю. Самый простой способ проверки — получение в ЦОНе справки о зарегистрированных правах и обременениях на приобретаемое вами имущество, из которой можно определить, кто является собственником и какого именно имущества.
При купле-продаже жилого дома с земельным участком в обязательном порядке необходим следующий пакет документов:
- Правоустанавливающие документы на дом, подтверждающие право собственности продавца (договор купли-продажи, дарения, мены, свидетельство о праве на наследство + свидетельство о государственной регистрации права и т.д.). Если дом был непосредственно построен продавцом, то так же необходим акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, зарегистрированный в ЦОНе.
- Правоустанавливающие документы на земельный участок (государственный акт на право собственности на земельный участок и постановление акимата о предоставлении этого надела в собственность). Акт на земельный участок выдается территориальными органами по управлению земельными ресурсами. Он содержит:
- план границ земельного участка с указанием его места нахождения и размеров;
- правовое решение земельного участка (право частной собственности, аренда или др.);
- целевое назначение земельного участка (например, обслуживание жилого дома и надворных построек);
- основание приобретения земельного участка (название документа, на основании которого приобретен участок).
Земельный участок, на котором находится дом, должен быть не только правильно оформлен, но и обязательно находиться в собственности продавца. Необходимые документы при оформлении сделки:
- Технический паспорт домовладения. Он представляет собой единый документ, в который входит план земельного участка, экспликация площади земельного участка, описание зданий и сооружений, назначение, техническое состояние. Если дом находился в собственности более полугода, то к его продаже необходимо подготовить новый техпаспорт. Документ выдается центрами по недвижимости по месту расположения объекта после его обследования и составления нового плана и должен иметь печать учреждения с датой обследования.
- Кадастровая справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество (дом, а также земельный участок) и сделок с ним. Выдается департаментом юстиции через центры обслуживания населения по месту нахождения жилого дома. В справке о зарегистрированных правах на земельный участок может содержаться запрет на отчуждение.
- Копия свидетельства о браке, если продавец или покупатель состоит в браке.
- Согласие супруга(-и) на продажу, если продавец на момент приобретения состоял в браке, а также согласие супруга(-и) покупателя на покупку, если покупатель на этот момент состоит в браке.
- Удостоверения личности продавца и покупателя.
Это далеко не полный перечень документов при оформлении сделки купли-продажи, а также мены или дарения жилого дома с земельным участком, но наиболее распространенный.
В частности, следует знать, что собственниками жилого дома являются все лица, указанные в правоустанавливающих документах. Не имеет значение, проживает ли сособственник в данном доме или нет. Кроме того, право собственности не прекращается и при выезде за границу.
Поэтому при оформлении договора купли-продажи жилого дома с земельным участком должны участвовать все, кто указан в правоустанавливающих документах. Или на руках должна быть доверенность от отсутствующего собственника с правом отчуждения принадлежащей ему доли. Исключение возможно в том случае, когда сособственник умер к моменту заключения сделки. В этом случае необходимо оформить наследство в установленной законом форме.
Если произведена перепланировка и реконструкция жилого дома с надворными постройками, то она должна быть узаконена в управлении архитектурно-строительного контроля по области (ГАСКе) и зарегистрирована в ЦОНе. Также необходим новый технический паспорт домовладения, с учетом выполненных изменений.
При утере какого-либо из указанных документов необходимо получить дубликат в том органе, который его выдавал. Дубликат документа должен быть также зарегистрирован в департаменте юстиции (ЦОНе).
Оформляем грамотно
Действующее законодательство Республики Казахстан предусматривает письменную форму договора купли-продажи жилого дома (квартиры) путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы сделки влечет её недействительность в случаях, установленных законодательством (статья 153 ГК РК). Составленный договор купли-продажи не обязательно подлежит нотариальному удостоверению. Но всё-таки лучше обратиться к специалисту, так как нотариус уже на стадии заключения договора помогает внести ясность во взаимоотношения сторон и устранит все противоречия, чтобы в дальнейшем исключить споры. Удостоверяя сделки с недвижимостью, нотариус установит личность участников сделки, проверит их дееспособность и полномочия, принадлежность отчуждаемого имущества и действительную волю сторон.
Кроме того, при совершении сделки юрист разъяснит сторонам их права и обязанности, предупредит о последствиях совершаемых действий (статья 53 Закона РК «О нотариате»). А в случае возникновения судебного разбирательства нотариус будет свидетельствовать в суде. Вне всякого сомнения, он вправе отказать в удостоверении сделки, если обнаружит нарушение закона или отсутствие воли одной из сторон.
Расчет по сделке можно произвести в присутствии нотариуса, сумма оплаты будет указана в договоре и сделана отметка о полном расчете.
Переход права собственности по договору продажи жилья к покупателю (ст. 118 ГК РК) наступает лишь после его государственной регистрации в органах юстиции. Подача документов для регистрации осуществляется через центры обслуживания населения (ЦОНы) по месту нахождения домовладения.
В настоящее время в Казахстане осуществляется государственная программа «Электронное правительство». И в рамках этой программы в департаменте юстиции ощутимо сократилось время рассмотрения документов по государственной системе учета и регистрации недвижимости.
Сегодня при обращении в ЦОН для получения кадастровой справки вам сразу, в момент подачи заявления, сообщат все необходимые данные об обременениях выбранного вами жилого дома с земельным участком или квартиры (арест, залог, ипотека, запрет на отчуждение и т.д.). В единой системе электронного документооборота департамента юстиции (в ЦОНе) об этом есть вся информация. Помимо того, что право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, обременения также регистрируются. Каждую запись об ограничении идентифицируют номером регистрации.
Обременения могут возникнуть на основании:
- сделки в отношении недвижимого имущества;
- акта органов государственной власти (органов местного самоуправления);
- закона;
- решения суда, вступившего в законную силу.
Кадастровую справку об обременениях недвижимости вы получите моментально.
Береженного бог бережет!
Купля-продажа недвижимости сопряжена на практике с определенной долей риска, в том числе по той причине, что до государственной регистрации перехода права собственности собственником дома фактически остаётся продавец.
Во избежание непредвиденных ситуаций следует в момент оформления документов на отчуждение домовладения озвучить у нотариуса все нюансы, имеющие иногда значительное материальное значение. Например, продавец после подписания договора отремонтирует крышу, фасад дома и т.д. Все озвученные вами дополнительные условия по сделке нотариус обязательно включит в договор купли-продажи жилого дома с земельным участком. Это предотвратит возможные конфликты между сторонами, а в случае их возникновения поможет в будущем разрешить спор на законных основаниях. Если дом покупается с обстановкой, особенно важно составить два договора купли-продажи — жилого дома и имущества с полным его перечнем.
Бывает, что используя юридическую неосведомленность граждан, мошенники добиваются заключения с гражданами соглашений об отчуждении жилья на крайне невыгодных для них условиях или с помощью махинаций вообще лишают их законного жилища. Поэтому во избежание подделок целесообразно провести юридическую экспертизу уже имеющихся документов. Так, после легализации имущества в Казахстане на рынке недвижимости появились объекты с правоус-танавливающими документами в виде решений комиссий по проведению легализации при акиматах. В случае приобретения такой недвижимости необходимо насторожиться и проверить решение о легализации в акимате города. Есть случаи, когда легализация выполнена на совершенно посторонних лиц в спешке, без достоверной проверки документов и объекта. И нет гарантий, что приобретенная вами недвижимость по решению суда не будет потом изъята его настоящим владельцем.
Следует насторожиться или вообще отказаться от покупки дома, который в течение короткого периода времени имел множество продаж. Потому что есть вероятность того, что предыдущие сделки оформлялись с использованием подставных лиц и могут быть позднее признаны недействительными. Подобное возможно, если, например, жилой дом являлся совместной собственностью супругов, но один из них не получил нотариального согласия другого на продажу объекта. Или когда при продаже не были соблюдены права несовершеннолетних детей, недееспособных граждан, законных наследников, или просто дом был взят в аренду, а потом путем подделки документов продан. Даже если вы не знали и не могли догадываться об этом, ваша правильно оформленная сделка в соответствии с действующим законодательством будет признана недействительной, так как предыдущая была выполнена с нарушениями закона.
Чтобы избежать этого, получите в департаменте юстиции выписку из истории объекта о переходе права собственности на недвижимость, где содержится информация о ее предыдущих владельцах или поинтересуйтесь, например, у соседей о том, кто является собственником продаваемого имущества.
Если продавец настойчиво требует заключения сделки купли-продажи у «своего» нотариуса — также будьте внимательны! В таком случае разумным будет обратиться за консультацией к другому нотариусу. Заплатив один раз незначительную сумму, вы избежите в будущем гораздо большего ущерба.
Редакция благодарит юриста Евгения Роута за помощь в подготовке материала
Информационная служба www.kn.kz