Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Лики столицы

Астана — молодая столица независимого государства. Свой облик обретает не только в современных зданиях, которые то и дело появляются на карте города, поражая своим великолепием и амбициозностью, но и в скульптурах, памятниках и мемориальных комплексах. К сожалению, не всегда эти рукотворные хранители истории и городской эстетики нравятся жителям. Предпочтения астанчан выяснялись в ходе очередного опроса нашей газеты, проведенного совместно с контакт-центром «Асар».

Всего было опрошено 1000 человек, из которых 358 — мужчин, и 642 — женщин, возраст участников от 31 до 55 лет. Как оказалось, символом казахстанской столицы треть респондентов по праву считают «Байтерек», а именно — 345 из 1000 опрошенных (инфографика 1). Работа известного британского архитектора Нормана Фостера олицетворяет собой древо жизни Байтерек, к которому, согласно преданию казахского народа, стремится священная птица Самрук. Она укрывается в его высокой кроне, чтобы отложить золотое яйцо — Солнце, дающее жизнь и надежду.

Монумент «Байтерек» был открыт в 2002 году и стал знаком нового этапа в жизни народа Казахстана. Структура башни символизирует три основы мироздания — подземный, земной и небесный миры. На глубине четырех с половиной метра находится нижний уровень, где располагаются кафе, аквариумы и мини-галерея «Байтерек». Высота постройки составляет 97 метров, что символизирует 1997 год, год провозглашения новой столицы. Металлическая конструкция башни весит больше 1000 тонн и стоит на 500 сваях. На вершине находится огромный шар из стекла диаметром 22 метра и весом 300 тонн. Общая высота составляет 105 метров.

— Конечно, «Байтерек» — потрясающее, в самом хорошем смысле этого слова, творение, — считает член союза художников и дизайнеров РК, академик Академии художеств РК, заслуженный деятель культуры РК, профессор Тилеужан Батанов. — Он действительно производит впечатление и надолго остается в памяти иностранных гостей, а с поля зрения жителей республики и вовсе не исчезает — далеко ходить не нужно: на государственной валюте любого номинала красуется этот гигант. Но нельзя не согласиться с тем, что сегодня «Байтерек» все-таки теряет свои позиции. Безусловно, он уже безвозвратно занял почетную нишу в сознании людей, однако, в связи с массированной застройкой левобережной части города, некогда самый великолепный памятник Астаны потерялся среди новостроек. Теперь не так остро бросается в глаза монументальность сооружения, оно буквально сравнялось с местным антуражем. Этого не избежать, но и отрицать этого тоже нельзя.

Популярность «Байтерека» подтверждает и тот факт, что на вопрос контакт-центра «Асар»: «На фоне, какого памятника вы фотографировались в последнее время?», 33,2% опрошенных запечатлели себя на фоне именно этого монумента.

За мемориальный комплекс «Отан қорғаушылар», как символа столицы, проголосовал 151 респондент. Этот монумент считается одним из самых красивых в стране. Бронзовая стела с фигурой матери стоит на квадратном приподнятом основании с зелёными откосами по трём сторонам и широкой лестнице, ведущей к нему. Битва казахов с джунгарами и участие казахстанцев в Великой Отечественной войне нашли своё художественное воплощение по обеим сторонам от стелы. Символическая чаша, которую держит в руках Родина-мать, покрыта тонким слоем сусального золота. Мемориал в 24 метра вместил в себя 63 тонны чистой карагандинской бронзы. Парадная аллея, ведущая к монументу защитникам Отечества — главная композиционная ось, пронизывающая всю территорию парка и объединяющая все функциональные зоны в одно целое.

— Автором этого проекта, как известно, выступил глава государства, рассказывает советник начальника Управления культуры г. Астаны Камила Кокумова. — Все празднества в честь Победы в Великой Отечественной войне проходят там, там же горит Вечный огонь. В мемориальном комплексе запечатлена вся наша история в миниатюре, все основные национально-освободительные движения, приведшие Казахстан к долгожданной независимости. Здесь вы можете наблюдать джунгарское ополчение, восстание под предводительством Исатая и Махамбета, и всё закономерно довершается образами защитников Родины в ВОВ. Поэтому все логично: символом Независимости является этот мемориал, как и Астана, стала уже давно символом нашей свободы.

При этом специалист просит не путать: как такового памятника «Родина-мать» не существует. Мемориальный комплекс в казахстанской столице носит имя «Отан қорғаушылар кешены» или мемориальный комплекс защитников Отечества.

— А то что многие называют этот комплекс просто «Родина-мать» — это остро врезавшаяся в память история советских времен, откуда всплывает аналогичный плакат с изображением женщины с поднятой кверху рукой, — говорит специалист. — Такая коррекция в сознании может быть оправдана, ведь и в нашем мемориале центральное место занимает женщина, мать, ожидающая с протянутыми руками своего сына. Ведь каждый человек вычленяет для себя нечто индивидуальное: один в мемориале видит девушку, другому в глаза бросается воин. Отсюда, на основании большинства сходных ассоциаций, возникают народные названия объектов.

По мнению Тилеужана Батанова, такого рода мемориалы, как «Отан қорғаушылар», в высшей степени необходимы стране. Это сооружение подстегивает людей к мыслям о своем народе, его нелегком пути, воспитывает в гражданах сознательность, дает пищу для размышлений о величии нации. Но с эстетической точки зрения в мемориале присутствует излишнее нагромождение. По мнению архитектора, невозможно в одном памятнике, даже будь то комплекс, разместить столько событий единовременно — это приводит к рассеянности внимания.

— Не создается моментального впечатления о памятнике в целом. К тому же, чтобы понять задумку автора, нужно знать историю. А я считаю, как это ни грустно, глядя на современную тенденцию, молодежь сейчас устремлена взглядом на прогресс, на инновации и об истории, которую мы по кусочкам воссоздавали последние 20 лет, у нее лишь смутное представление. Поэтому рельефы с изображением воинов-победителей остаются сейчас практически незаметными, и только мать, с протянутыми вперед руками, бросается в глаза отчетливо. Отсюда и народное название мемориала — «Родина-мать».

Что касается строящегося мемориального комплекса «Қазақ елi», то его отождествление с символом Астаны так же оправдано. С ним связывают столицу 148 опрошенных астанинцев. По мнению Камили Кокумовой, этот памятник становится и символом всей страны.

— Само название говорит за себя: Страна казахов. Именно здесь изображены основные лица, вершившие историю и продвигающие нашу страну к долгожданной независимости. Народ «изголодался» по истории. Ведь столько лет все страны нынешнего СНГ, включая и Казахстан, изучали прошлое не своё, а надуманное, новоизобретенное. Поэтому сейчас, получив отдушину, мы имеем законное право создавать все новые и новые символы, отражающие нашу возрождающуюся историю.

По результатам опроса контакт-центра «Асар», 106 человек считают монумент «Земля-мать» самым оригинальным в городе. Монумент российского скульптора Даши Намдакова «Жер-ана» (Земля-мать) представляет собой образ сакской царицы Томирис, стоящей на гигантском быке. Сам десятиметровый бык располагается на широком постаменте. Размах его рогов достигает семи метров. Монумент расположен таким образом, что массивность быка параллельна самой земле — степи, и только женщина с ее четким и рельефным монголоидным лицом возвышается над пространством.

— Так удачно получилось, что памятник «Земля-мать» российского скульптора Даши Намдакова оказался в столице нашей республики, — говорит Камила Кокумова. Нашему городу, да и в целом всей стране, престижно иметь у себя работу скульптора подобной величины. Всемирно известный мастер выполнил работу на высокохудожественном уровне. Под его руководством трудились несколько скульпторов, и в конечном итоге мы получили блестящее украшение нашей столицы.

Тилеужан Багыбаевич не отрицает величия и оригинальности работы российского скульптора, но считает гигантского быка совершенно чуждым казахской культуре.

Декоративное уличное искусство — это мировая тенденция, Астана же пополнила галерею городов, украшенных столь необычными формами. Так, серия скульптур «Кочевники» по результатам опроса вызвала неоднозначные отзывы. Из 1000 респондентов 214 человек считают эти работы самыми оригинальными в городе, а 216 астанинцев отрицают их важность и эстетическую наполненность.

Кыргызские авторы Ж. Баялиев и Р. Нургазиев представили 12 работ. Страж, всадник, мудрец, шаман с кобызом, танцовщица и другие скульптуры символизируют ключевые тюркские образы. Они, словно ожившие в бронзе петроглифы — легкие, даже неуловимые фигуры, по мнению некоторых горожан, стали украшением бульвара, его изюминкой.

Иное мнение выражает профессор Тилеужан Батанов. Он считает, что они не совсем удачно вписываются в панораму Водно-зеленого бульвара. Но это не потому, что скульптуры плохие, а потому что они не отражают национального сознания и обычаев. С точки зрения члена Союза художников, работы чересчур фрагментарны и слишком стилизованы под древность.

— Астана переживает наряду с лучшими моментами и неприятные тенденции, — говорит он. — На мой взгляд, это довольно серьезная проблема: мы либо подражаем, либо чересчур стилизуем. Эти статуи лошадей на перекрестках дорог! Я не совсем понимаю к чему они. Почему бы не изобразить какие-нибудь экзотические формы, ведь необязательно животные должны служить украшением.

Тилеужан Багыбаевич также высоко ценит вклад российских и китайских мастеров, которые делятся опытом с нашими казахстанскими умельцами, но считает, что этот опыт должен стать только фундаментом для совершения новых открытий. По словам специалистов, в городе катастрофически не хватает малых скульптурных форм. Если после распада Советского Союза страна жадно воплощала символы могущества нации, то сейчас эти самые символы-памятники, наоборот, давят тяжелой плитой на сознание горожан. Это ни в коем случае не говорит об их вреде или бесполезности. Они необходимы, но монументальные ваяния, как и малые скульптурные формы, должны занимать свои особые места на карте города и выполнять свою функцию.

Действительно, в парке развлечений, к примеру, невозможно установить памятник жертвам массовых репрессий — не та атмосфера, да и не этично. Конечно, таких случаев в столице не наблюдается, при этом мало скульптур, которые бы просто радовали глаз в воскресный день прогулок. Большинство парков Астаны пустуют, а те работы, которые вроде бы должны нести эстетическую наполненность, наоборот, вызывают легкое недоумение своей абсурдностью.

Самыми нелюбимыми объектами астанинцев, по результатам опроса контакт-центра «Асар», оказались архитектурный памятник единству народов Казахстана — Дворец мира и согласия, в народе называемый «Пирамидой» (28,8% опрошенных), и памятник, посвященный трём биям (19,6% респондентов). А 25 респондентов решили, что для них на данный момент не существует никаких оригинальных работ в столице.

По поводу серии скульптур «Влюбленные», которые самыми оригинальными сочли 17,7% астанинцев, участвовавших в опросе, Тилеужан Батанов отзывается тепло, но все-таки «подражание Китаю» не поддерживает:

— Сразу ведь ощутим стиль китайских скульпторов — все эти обтягивающие волокна на фигуре девушки на одной из работ тоже подражательны — и ни в коем случае не национальны. Вот скульптурные формы «Горожане» меня радуют. Конечно, к примеру, девушка художница возле «Байтерека», это тоже подражание западным работам (в Италии, к примеру, есть подобные работы), но зато как гармонично эти фигуры вписываются в парковую зону! Такое ощущение, что это и не памятник вовсе, а застывший на неопределенное мгновение живой человек, общество которого не угнетает, а, наоборот, располагает к себе. Вот это я и называю моментальное или мгновенное впечатление: не нужно знать историю создания работы, постигать какие-то зашифрованные коды — просто наслаждайтесь обществом бронзовых или гипсовых людей.

Так или иначе, скульптуры столицы нашли своих почитателей. То ли потому что они действительно западают в душу, то ли потому что других альтернатив пока нет. Из опроса стало ясно, что 222 из 1000 жителей столицы мечтают найти свободное время и добраться до серии скульптур «Горожане», 217 из опрошенных стремятся к «Кочевникам», 314 человек отметили в своих ежедневниках посещение мемориала, посвященного жертвам политических репрессий, а 147 еще не успели побывать у памятника участникам войны в Афганистане. Как оказалось, даже памятник Александру Пушкину, который удобно расположен (возле цветочных часов рядом с одним из корпусов ЕНУ им. Л.Н. Гумилева), еще не предстал перед взором 100 человек.

— Памятник Александру Сергеевичу я считаю очень удачной работой, — говорит Тилеужан Багыбаевич. — Только посмотрите, как поэт грациозно шагает! Небольшой по размеру, он вбирает в себя все положительные эмоции, демонстрируя нам полет души, всплеск эмоций. Скульптор очень постарался. Постарались и власти города с выбором места для установки памятника. Это один из удачных случаев замечательной сочетаемости места и великолепия самой скульптурной работы.

Однако 117 астанчан из 1000 опрошенных отнесли памятник Пушкину к ничем не примечательным работам.

В число оригинальных памятников, по мнению горожан, также вошел памятник Кенесары хану, за него проголосовали 95 человек. По мнению Тилеужана Багыбаевича, это одна из лучших работ, расположенных в Астане. Второй подобный монумент, по его мнению — это памятник Богенбай батыру.

— Вот эти работы достойны считаться лучшими: здесь тебе и мощь казахского правителя, и монументальность, граничащая с общедоступностью и простотой. Лаконично всё, без излишней стилизации. Единственное, что немного недотягивает до абсолютного идеала — конь. Понятно, что лошадь — верный друг казаха с испокон веков, но… что мы изображаем в памятнике: мощь батыра или мощь его коня? Конечно, главным лицом является человек, а в данных работах нужно еще постараться определить, кто главный.

Тилеужан Багыбаевич говорит о некоторых стереотипах. По его мнению, батыра необязательно связывать с конем, а можно показать величие самой личности. В то же время 119 респондентов назвали данный памятник наименее симпатичным и не вызывающим никаких положительных эмоций.

Монумент «Қазақ елi» и «Байтерек» были оценены как самые оригинальные 97 людьми. В оппозицию попали монумент жертвам политических репрессий и памятник участникам войны в Афганистане. Если первый самым оригинальным посчитали 54 респондента, то второй 64 астанинца отнесли к довольно скучному ваянию.

Тилеужан Багыбаевич, в свою очередь, высоко оценил еще одну скульптуру, которую в разряд оригинальных отнесли всего лишь 30 человек из всех опрашиваемых.

— Девочка на мосту, — говорит художник, — то, что нам необходимо. Это момент, вырванный из жизни и запечатленный в веках, притом что героиню просто называют «девочка», то есть она не политический деятель, не герой войны, а обычный человек.

Некоторые астанинцы уверены, что серия памятников «Горожане» (74 человека) и «Кочевники» (70 человек) все-таки являются отражением нашей культуры. Одни, выбравшие «Кочевников», уверены, что вся прелесть культуры в обращении к корням, другие считают, что «Горожане», как отражение новшеств, показывает стремление нации к прогрессу.

27 человек ответили, что не знают, какой памятник показали бы друзьям. Зато 69 респондентов изъявили желание провести для гостей экскурсию абсолютно по всем памятникам и скульптурам столицы. На вопрос: «А знаете ли вы, чему посвящены названные вами памятники?», лишь 472 респондента дали положительный ответ, остальные 528 затруднились ответить.

— Знаете, все-таки не будем спорить с тем, что «Байтерек» и все перечисленные в опросе памятники так или иначе связываются в сознании с образом столицы, становясь её символом, — говорит Тилеужан Багыбаевич. — Но меня опять же смущает отсутствие у города «лица». До «Байтерека» еще добраться нужно — город расширяется, и монумент все глубже и глубже скрывается за стенами новостроек. А «лицо» города необходимо расположить ближе к аэропорту или вокзалу. И снова повторюсь: хочется чего-то оригинального, что с первого же взгляда заставило бы тебя «ахнуть».

У архитектора есть много идей, как обустроить и улучшить городские панорамы. В свое время его работа под названием «Бирлик» выиграла в конкурсе скульптур и получила возможность украсить собой парк в районе спорткомплекса «Казахстан».

Он предлагает отойти в сторону от животной и кочевой тематики и, к примеру, соорудить фигуру человека, которая внезапно оказывается в то же самое время экраном телевизора — эта еще не до конца сформированная мысль покажет, по его словам, Астану как инновационную столицу. В связи с EXPO-2017 это было бы очень актуально.

Также он отмечает, в Астане множество домов, стены которых пустуют. И было бы довольно неплохо создавать на них рельефы различной тематики — это тоже внесло бы изюминку в городскую панораму. Поражать «простой шедевральностью», считает художник, это ключ к обретению столицей «лица».

Камила Кокумова, советник начальника Управления культуры г. Астаны:

Памятники и прочие скульптуры распределены по районам: Алматы, Сарыарка и Есиль. Каждому району принадлежат свои объекты истории, что зафиксировано в списках акимата. Местные власти отвечают за сохранность памятника: защита от вандалов, проведение реставрационных работ. Наше ведомство в свою очередь осуществляет только контроль. То есть, обнаружив какие-либо неполадки, к примеру, в памятнике Кенесары хану, мы незамедлительно отправляем письмо начальству района с просьбой провести соответствующие работы. Кстати, с этого года из республиканского бюджета будут выделяться средства для подобного рода мероприятий, а на особо ценные памятники даже будут установлены видеокамеры.

Президент уделяет большое внимание формированию национального сознания посредством поощрения инициатив в данной сфере. Он выдвигает множество идей, и часто сам присутствует на церемонии открытия того или иного объекта. К примеру, он присутствовал на открытии памятника Кенесары. Был на открытии памятника Жанибеку и Керею, а мемориал в память жертв голода 30-х годов он открывал лично. Он со всем народом радуется возрождению каждой частицы истории!

По просьбе депутатов в ближайшее время планируется создать памятник Кабанбай батыру на средства республиканского бюджета. Должно быть, как и в предыдущие разы будет объявлен конкурс, и победитель получит право блеснуть своим талантом. Поэтому все желающие должны торопиться подать заявку на участие в отборе.

Фото автора

Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи