В начале декабря в столице задались почти вечными вопросами развития внутреннего туризма. Они в очередной раз выступили на поверхность в результате получения Астаной должности хозяина EXPО-2017. По мнению большинства, чтобы внутренние путешествия и отдых в стране стали интересны людям, необходимо для начала изменить казахстанское содержание.
Неулыбчивые люди, малодоступность Интернета и культура жадности в сфере обслуживания. Такие вердикты часто дают чужестранцы, гостящие в Астане. Несмотря на то, что в столице проводится масса всевозможных конференций и вербальных тусовок, наш менталитет гостеприимства и радушия еще только стремится к насыщению.
Между тем группа энтузиастов из ассоциации по развитию внутреннего туризма «Менің Елім» обратилась с призывом к общественности города задействовать коллективный разум для развития туризма в Казахстане. Для этого был организован специальный вечер, в ходе которого пассионарии от странового брендинга собрались в едином порыве что-то изменить.
В течение всего собрания, где приняли участие члены ассоциации, журналисты, аналитики и прочие представители креативного класса, широко обсуждались вопросы создания легенд Казахстана, рекламного мифо-творчества страны и перипетии туристической инфраструктуры.
По словам исполнительного директора ассоциации Аскара Джапарова, в Казахстане, и Астане в частности, необходимо срочно придумывать легенды имиджевого характера, которые могли бы подействовать на умы молодой аудитории за рубежом. Это позволило бы привлекать внимание к нашей стране, богатой на традиции, экологию, гостеприимство и многовековую историю.
Между тем, выигрыш EXPО-2017 дает шанс на развитие внутреннего туризма не только в Астане, но и других регионах Казахстана, считает президент ассоциации Гаухар Женисбек. Это произойдет благодаря тому, что иностранцы, которые захотят побывать на всемирной выставке, смогут воспользоваться шансом посетить другие достопримечательности страны. Поэтому работу по воссозданию необходимой инфраструктуры необходимо проводить уже сейчас.
«В Казахстане насчитывается 1526 гостиниц, из которых больше 200 находится в Астане. Мы планируем внести их в специальную систему бронирования и оплаты номеров, чтобы иностранцы и казахстанцы без труда могли заказывать себе комнаты», — рассказывает проектный менеджер службы www.bookitin.kz Жадыра Гусман. Сейчас, по ее данным, только 10% всех гостиниц Казахстана обслуживаются в международной сети бронирования www.booking.com.
Более того, предстоит сделать многое в плане повышения качества сервиса заведений общепита и отдыха. «В первую очередь необходимо разработать и внедрить стандарты качественного обслуживания. Данные стандарты должны быть четкими, понятными и соблюдаться всеми участниками сферы обслуживания. Кроме этого, должны быть отработаны четкие процедуры и механизмы проверки качества обслуживания. А для того чтобы стандарты соблюдались, нужно, чтобы владельцы отелей, ресторанов и других общественных мест, а также их персонал четко понимали связь между качественным обслуживанием и доходностью бизнеса, влияние качества обслуживания на имидж заведения и города в целом. Для этого следует разработать программу обучения навыкам качественного обслуживания и проводить такие занятия на регулярной основе», — считает президент столичной ассоциации туризма Рысты Карабаева.
— Надо внедрить систему вознаграждения и мотивации для владельцев бизнеса в сфере обслуживания. Например, ежегодное или ежеквартальное звание «Самый гостеприимный отель» и другие схемы социального признания, — убеждена она.
— В Казахстане слабо развита инфраструктура, дефицит гидов, отлично говорящих на английском и казахском языках, отсутствует культура и сервис обслуживания в кафе и гостиницах, неразвита сеть комфортабельных экскурсионных автобусов. В чем-то недорабатываем мы сами, туристические фирмы, которые часто не имеют англоязычных версий своих веб-сайтов. Когда всемирная выставка EXPО-2010 проходила в Китае, там был организован музей под открытым небом, иностранцам больше всего была интересна культура и история китайцев, было много разработано уникальных туров. Поэтому нам тоже надо готовиться к международной выставке со своей изюминкой и колоритом, легендами. Вот, например, в ожидании выставки будет возводиться этноаул в 20-30 км от Астаны, это уже интересно, — говорит менеджер туристической компании Umbrella Travel Валентина.
Вопросов по развитию внутреннего туризма в Казахстане остается много и, возможно, EXPО-2017 станет маяком для их решения. Главное, чтобы это важное мероприятие не стало еще одним поводом для повышения цен в сфере обслуживания и не увеличило социальную нагрузку на инфраструктуру города. В противном случае гармоничного внутреннего содержания в столице достичь вряд ли удастся.
Информационная служба www.kn.kz