«На Бога надейся, но медикам плати!». Народный фольклор быстро реагирует на новые общественные явления. Вот и свежая пословица подмечает, как сегодня обстоят дела со здравоохранением. Несмотря на то что медицина у нас вроде бы бесплатная, многие пациенты, похоже, готовы от нее отказаться. Почти половина участников опроса предпочитают посещать частные клиники.
Арендное жилье с последующим выкупом в 2016 году: условия и цены >>>
В опросе, проведенном газетой «Недвижимость» совместно с контакт-центром «Асар», приняли участие 500 карагандинцев, большая часть из которых женщины (311). Как выяснилось, 228 человек из них, или 46% (!) обращаются в частные клиники. Что влияет на их выбор, неужели возросшие доходы? К сожалению, ни один из опрошенных нами экспертов не указал эту версию как наиболее вероятную.
Программа «Молодая семья» в 2016 году: стоимость квартир и условия Жилстройсбербанка >>>
К частным врачам – от безысходности
Людей вынуждают платить за медицинские услуги — в этом уверена представитель координационного совета по защите прав потребителей при Кабинете министров РК Надежда Мубаракшина. Она 29 августа организовала проверку нескольких государственных клиник Караганды и зафиксировала следующие результаты. Бесплатное посещение врачей в ряде медицинских учреждений предусмотрено только по талонам. И количество их ограничено. Все остальное — на платной основе. Как гласит акт, составленный Надеждой Мубаракшиной, в поликлинике № 1 на момент проверки 29 августа было проведено 16 обследований УЗИ, 14 из которых — за деньги.
— Я состою на учете, у меня была операция, — рассказывает общественная защитница. — Один раз в год прихожу на обследование в поликлинику. Мне говорят: Надежда Семеновна, талонов на бесплатное посещение нет. Два талона дали врачам на месяц на 3 тысячи населения! Получается, я должна была потратить 4000 тенге, на меня ведь талонов не хватило! То есть, когда бесплатных посещений мало, врачи советуют либо приходить в следующем месяце, либо платить деньги. Мы доказали комиссионно, что в поликлиниках есть талоны и есть ограничения.
Н. Мубаракшина рассказывает, что в больнице на стенде увидела около 300 наименований платных услуг: УЗИ печени, к примеру, 4000 тенге, флюорография — 450 тенге, обследование у гинеколога — 2400 тенге. «Люди в шоке», — описывает ситуацию правозащитница.
На прием к врачу принимают по записи. Время посещения часто занято на несколько недель вперед. В медучреждения здоровые люди не ходят. Заранее предугадать проблемы с самочувствием человек не в силах. Поэтому, когда ему понадобится к врачу, он просто заплатит деньги, озвучивает сложившуюся ситуацию Надежда Семеновна.
За деньги пройти к нужному специалисту можно во многих поликлиниках города. Читателям наверняка знакома ситуация, когда за наличные больного стараются обслужить раньше тех, кто пришел по записи.
Общественница делает выводы: ходить к платным гинекологам женщины попросту вынуждены. В городе закрыли работавшую когда-то гинекологическую поликлинику. Та же участь постигла детские поликлиники и государственные стоматологии.
В рейде по медучреждениям приняли участие представители антимонопольной инспекции, помощник депутата областного маслихата, представитель партии «Нур Отан» и два специалиста департамента здравоохранения. В акте, составленном по итогам этих посещений, Надежда Мубаракшина предлагает выдавать медикам нужное количество талонов, соблюдать законы и внедрять эффективные технологии. В документе есть два интересных пункта: во всех учреждениях, финансируемых из госбюджета, предлагается полностью убрать платные услуги, и открыть отдельные детские, стоматологические и гинекологические государственные поликлиники. С этими двумя предложениями не согласился представитель «Нур Отана». С такими оговорками он подписал акт. А работники департамента здравоохранения вообще отказались ставить свои автографы в документе.
— На здравоохранение у нас выделяются миллиардные средства, — подводит итог Надежда Мубаракшина. — Государственные клиники содержатся за счет бюджета: им финансируют заработную плату, закуп оборудования, ремонт, строительство. И население при этом платит за услуги. Возникает вопрос: как расходуются эти средства?
Арендное жилье от «Нурлы жол» в 2016 году: как получить квартиру >>>
На УЗИ как в кинотеатр
Так уж сложился опрос, проведенный контакт-центром «Асар», что все вертится вокруг женского здоровья. То ли слабая половина Казахстана так часто болеет (по некоторым данным, больше 70% женщин страдают гинекологическими заболеваниями), то ли более придирчива к своему здоровью. По устоявшемуся мнению, мужчины посещают больницы крайне неохотно.
Наверное, именно благодаря ответам «Гинеколог» и «УЗИ» (это о самых посещаемых кабинетах) клиника «Кристина» заняла в рейтинге первое место. Заведение позиционирует себя в оказании услуг именно по этому направлению. На вопрос: «К какому специалисту обращались?», из 63 человек, обращавшихся в эту клинику, 30 ответили — к гинекологу, 14 человек — на УЗИ, 9 — к эндокринологу.
Интересно, что «Аланда» находится на третьем месте по посещаемости среди опрошенных карагандинцев, несмотря на то, что считается самой дорогой частной клиникой в городе.
— У нас относительно дорого, — говорит директор ТОО «ALANDACLUB» Анна Баулина. — Мы отслеживаем цены в городе. «Гиппократ», например, по стоимости услуг идет следом за нами. То же самое можно сказать о клинике «Диацент».
— Когда мы только открывались, — продолжает собеседница, — думали, что нас будут посещать в основном состоятельные граждане — банкиры, предприниматели. Но к нам приходят люди и со средним достатком. Дети приводят в клинику своих бабушек и дедушек. Знаю, например, одну пенсионерку из Шахтинска, уже на протяжении нескольких лет наблюдающуюся у нашего кардиолога (это нужно делать два раза в год). Она подкопит на консультацию 5 тысяч тенге — и приезжает.
В платную клинику, по мнению специалиста, люди отправляются за оперативной постановкой диагноза, адекватным лечением и результатом.
А их гинекологию женщины любят за то, что им не приходится бегать по разным кабинетам, как в государственной клинике. Оборудование — по последнему слову современной медицины, все врачи — высшей и первой категории, с большим стажем работы.
— На пациенток влияет само отношение к ним, — комментирует Анна Баулина. — В государственной поликлинике 10-15 минут отводится на прием и очередь сидит под дверью. У нас женщины заранее записываются и приему уделяется не меньше получаса.
В общем, заключает наша собеседница, клиентки идут туда, где их проконсультируют, там же, в кабинете, проведут необходимое обследование, процедуры и лечение.
То же самое с УЗИ: в государственных больницах по-быстрому напишут заключение и никто ничего будущей мамочке объяснять не будет. В частной клинике весь процесс обследования пациент видит на большом экране.
— Здесь всё показывают и рассказывают, — говорит директор «Аланды». — Как в кинотеатр пришла. Вот к нам и идут целыми семьями. Муж, бабушки тоже имеют возможность видеть результат УЗИ на экране. Есть какие-то «фишки», которые женщин привлекают. Например, мы делаем цветные фотографии плода.
Поход на УЗИ в «Аланду» стоит 8000 тенге, прием у гинеколога — 5000. И хотя согласно нашему опросу это самые популярные врачи, Анна Баулина показала запись к другим специалистам: у гастроэнтеролога, лора, эндокринолога и в лабораторию клиники тоже все время занято.
Новейшее медицинское оборудование и грамотные специалисты позволяют поставить диагноз в течение 1-2 дней. И это одна из главных причин, почему частные медучреждения популярнее государственных, считает заместитель директора клиники «Гиппократ» Лариса Агей. Руководитель поддерживает мнение своих коллег, когда говорит, что не последнюю роль в этом играет отношение к пациенту. Ведь человеку важны психологический комфорт и внимание к проблеме, с которой он обратился.
— В госклинике из-за огромного потока пациентов специалист ограничен во времени при общении с больным. Даже если медик хочет уделить больше внимания, у него физически нет такой возможности (я знаю это по опыту многолетней работы в государственной клинике). Хочу сказать, что мы тоже получаем удовлетворение, когда можем общаться с пациентом столько времени, сколько считаем нужным.
Большой поток пациентов в государственных медучреждениях не сказывается на качестве диагнозов, говорит Лариса Агей. Когда человек становится профессионалом, количество не вредит его работе. Есть проблема физической усталости врача.
Популярность гинекологов специалист из «Гиппократа» связывает с появившимися большими возможностями в диагностике патологии плода. С помощью экспертного аппарата УЗИ в клинике определят пороки развития плода на ранних стадиях. Рождаемость растет — значит и спрос увеличивается. «Когда я вижу много беременных женщин и маленьких деток, то очень радуюсь», — признается Лариса Агей.
В «Гиппократе» помимо гинеколога, исследования УЗИ, согласно опросу, активно посещают кабинет магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии и кардиолога.
К качеству претензий нет
В Интернете можно найти негативные и даже очень негативные отзывы практически обо всех частных клиниках города. Они, конечно, добавят ложку дегтя в любой положительный опрос. Но, согласно данным контакт-центра «Асар», практически никто из 228 опрошенных клиентов частных клиник не бросил камень в семь учреждений, указанных в графике. Отрицательные оценки были, когда интервьюеров просили проанализировать соотношение цены и качества. Но и в этом случае «единиц» и «двоек» поставили очень мало. Все клиники получили высокие оценки участников опроса за состав врачей и оснащение. Правда, в итоге 113 человек из 228 все-таки сказали, что считают цены в частных клиниках неоправданными.
98 человек указали, что обращались в узкоспециализированные частные клиники: «Дантист» — 34 интервьюера, пластическая хирургия — 31 пациент, «стоматология на 19» — 23 опрошенных и «Ердос» назвали 10 человек.
Оказалось, что из 228 посещающих платные клиники 68 человек приобрели медицинскую страховку. Остальные ею не пользуются, потому что: «не задумывались об этом» (74 человека), «нет необходимости» (48), «невыгодно» (24), «впервые услышали об этом» (14).
Лариса Агей говорит, что в их клинике есть много пациентов, которые обследуются и лечатся по медицинским страховкам. Правда, людей, которые самостоятельно решили застраховаться, замдиректора «Гиппократа» не встречала. Дело в том, что обычно своих сотрудников страхуют крупные компании.
Кому нужны врачи-многостаночники?
Карагандинец Егор Смирнов тесно сотрудничает с правозащитницей Надеждой Мубаракшиной. И, как человек с активной гражданской позицией, выступает за то, чтобы врачам запретили совмещать работу в государственных и частных клиниках.
— Одни и те же доктора принимают сразу в нескольких учреждениях, — возмущается Егор. — Идешь в госполиклинику, тебе говорят, что не успевают принять: «Вот адрес, где я могу вас осмотреть». А это уже частная больница. Запрет на совмещение даст ответственность. А так получается, что все работают везде и никто нигде.
— При совмещении качества не будет, — Надежда Мубаракшина категорична в своей оценке. — Человек не машина, хотя и она ломается. Где у врача будет внимательность, профессиональное отношение? Где будет сострадание к человеку? Важны только деньги! Народ уже устал от всего этого.
Руководитель клиники «Аланда» Анна Баулина тоже против совмещения. Хотя в этой клинике тоже работают совместители, но их единицы. Это врачи, консультации которых требуются пациентам нечасто.
— Была у нас такая ситуация с Темиртау: когда открыли в этом городе подразделение, там тоже работали врачи по совместительству. Пациенты нам говорили: «Зачем мы будем ходить к ним за деньги, если в государственном учреждении мы можем посетить их бесплатно? Да, посидим в коридоре час-два-три, но платить не будем». Поэтому сейчас нужные врачи в Темиртау приезжают из Караганды, и у пациентов на них идет полная запись.
Таким образом в город металлургов, например, приезжают невропатолог, гастроэнтеролог, аллерголог, уролог, врачи УЗИ и другие специалисты.
Есть на эту проблему и другой взгляд.
— К совместительству я отношусь нормально, — говорит замдиректора «Гиппократа» Лариса Агей. — Это право каждого человека распоряжаться своими знаниями и свободным временем. Это обычная практика, в которой нет ничего предосудительного. У нас в клинике работают такие врачи. Если, например, у специалиста ставка в госбольнице, он освобождается в 5-6 часов вечера — и у него есть еще два часа свободного времени. Почему врач не может пойти проконсультировать еще какое-то количество пациентов и получить за это оплату?
Лариса Агей уверена, что подобная практика во многом продиктована необходимостью дополнительного заработка. Ради повышения квалификации врачи за свой счет ездят на дорогостоящие курсы повышения квалификации в ближнее и дальнее зарубежье. В общем, люди в белых халатах должны иметь возможность зарабатывать. Вопрос только в том, насколько у них хватит сил и здоровья.
Наша собеседница говорит, что неправы те, кто думает, что в государственных клиниках работают только молодые и неопытные врачи. В свою очередь и частные лечебницы принимают на работу даже выпускников. Естественно, с хорошими показателями. Каждый руководитель больницы понимает необходимость преемственности поколений.
Существование многочисленных частных клиник говорит о том, что их услуги востребованы. Что касается государственных, Надежда Мубаракшина собирается предоставить результаты своего исследования в Министерство здравоохранения и в Парламент. Даже бесплатная медицина, считает общественница, должна быть доступной и качественной.
Рассмотрением жалоб граждан Карагандинской области занимается департамент Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК. За 9 месяцев текущего года к ним поступило 150 обращений от пациентов.
Большинство из них (75,8%) по поводу качества лечения, обследования и диагностики. Причем большая часть претензий была признана обоснованной. На втором месте по количеству обращений — несогласие с поставленным диагнозом. И это, наверное, одна из самых опасных тенденций — когда люди не верят врачам, сомневаются в их профессионализме. Таких жалоб было 12, но ни одна при проверке не подтвердилась. Пять обращений касалось необоснованности отказа в направлении на медкомиссию (4 признаны безосновательными). Столько же претензий касалось качества приема больных в медучреждениях (признано 1 обращение). В четырех случаях граждане возмущались неэтичным поведением со стороны врачей и взиманием мзды. Но эти факты, по официальным проверкам, не подтвердились.
За весь год в департамент только дважды пожаловались на отказ в госпитализации. Может, конечно, всё дело в единой информационной системе здравоохранения, как указывают чиновники. А может, причина попросту в том, что далеко не все пациенты обращаются с претензиями в официальные органы.
Ирина БЕРДАШОВА, Информационная служба www.kn.kz