Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Какой курс задать ребёнку?

Чтобы пойти учиться в школу — нужно к ней готовиться. И не просто закупить тетрадки, форму и портфель. Сегодня ребенок в 6 лет уже должен иметь начальные навыки...

Чтобы пойти учиться в школу — нужно к ней готовиться. И не просто закупить тетрадки, форму и портфель. Сегодня ребенок в 6 лет уже должен иметь начальные навыки чтения и письма (требования закона об образовании). Дать нужные знания чаду — проблема родителей. Поэтому многие семьи отправляют своих детей на платные курсы, кружки и секции. Школьники старших и младших классов также активно посещают учреждения досуга и дополнительного образования. Газета «Недвижимость» совместно со специалистами контакт-центра «Асар» выясняла, какие из них наиболее популярны в Караганде.

Нужно быть почти профессором, чтобы пойти учиться в школу. Утрированно, но примерно так выглядит ситуация с поступлением в приличное учреждение среднего образования. Специалисты говорят, с каждым годом увеличивается ажиотаж вокруг гимназий и колледжей, которые считаются сильными. Чем больше к 6 годам знает и умеет ребенок, тем больше у него шансов стать первоклассником авторитетного школьного заведения.

Мама двоих детей Галия Имашева говорит, что отдала своего сына в один из центров дошкольного образования в 5 лет. Педагоги ей тут же заметили, что это поздновато для качественной подготовки.

— И хотя уровень развития моего ребенка положительно оценили на первом же занятии, — рассказывает молодая женщина, — считаю, что отдавать детей на курсы дошкольной подготовки крайне необходимо. От этого зависит их успех в учебе. Если сын отстанет от программы в начальных классах, то в дальнейшем интерес к учебе пропадет совсем. Придется нанимать репетитора. А это дополнительное бремя для родительского кошелька.

Конечно, многие малыши посещают детские сады, где предусмотрены соответствующие занятия. Но государственных садиков на всех не хватает и они переполнены.

— Дело в том, что там очень большие группы, порой по 40 детей на одного воспитателя, — говорит Ольга Ланцева, руководитель развивающего центра «Рукавичка». — Есть еще няня, но она к процессу воспитания не имеет отношения. Поэтому, каким бы профессионалом ни был педагог-воспитатель, я не представляю, как можно организовать занятия, соответствующие современным требованиям, даже для 30 детей. И не случайно сами педагоги дошкольных образовательных организаций приветствуют, если ребенок помимо садика посещает какие-либо развивающие занятия.

Дети хотят быть здоровыми

Газета «Недвижимость» совместно со специалистами контакт-центра «Асар» опросила 500 человек. Оказалось, что есть родители, которые начинают ходить на курсы с детьми до года. Таких среди интервьюеров набралось 5 человек.

— Я полагаю, что маме, которая сидит дома с ребенком, просто нужен клуб общения по интересам, — комментирует поведение родителей Ольга Ланцева. — Занятия важны не столько малышам, сколько взрослым. В нашем центре мы работаем с двухлетками, хотя основные программы нашего центра предназначены для детей 3-6 лет. Просто к нам звонили люди и просили об этом.

По мнению педагога, профессиональные занятия стоит начинать с 3-летнего возраста. В «Рукавичку» нередко обращаются родители дошкольников, которые слабо представляют, что конкретно нужно их детям. В таких случаях взрослые спрашивают о каких-нибудь «интересных курсах».

Активнее всего посещают кружки и секции дети в возрасте от 8 до 15 лет (283 человека от общего числа опрошенных). К моменту окончания начальных классов ребенок уже понимает, что ему нравится, при условии, что он посещал разные занятия.

— Нормально, когда дети до 2-3 класса еще выбирают себе направление, ходят в несколько кружков, — говорит заместитель директора Дворца детей и юношества Алмагуль Ракишева. — Я даже по своему сыну скажу: отдавала его в несколько мест, он пробовал себя везде. Сейчас сын стабильно занимается брейк-дансом. Остановился на том, что ему больше всего по душе.

Исследования «Асара» показали, что большая часть детей предпочитает посещать спортивные секции (рисунок 1). На втором месте — изучение языков. Это, в первую очередь, английский и казахский. Один из интервьюеров указал, что отдал своего ребенка на изучение чешского. Оказывается, в Караганде можно найти даже такие экзотические для нас курсы. Точными науками, математикой и физикой, интересуются в гораздо меньшей степени. В основном, в рамках подготовки к ЕНТ.

Интересно, что на вопрос: «Почему Вы именно туда отдали своего ребенка?» ответ: «Недорого» практически не встречается. На первое место родители ставят предпочтения самих детей (рисунок 2). Получается, что современных мальчиков и девочек больше всего привлекает спорт. На втором месте влияния на выбор — хорошая репутация заведения. Ответы: «нравится», «сильные преподаватели» также можно отнести к этой категории. Может сыграть роль и близость расположения к дому.

Если говорить о конкретных центрах, которые выбирают родители и дети, то бесспорными лидерами остаются государственные учреждения. Этот факт говорит о том, что цена курсов все-таки оказывает воздействие: в бюджетных структурах стоимость занятий ниже, чем в частных. Не последнюю роль играет качество преподавания и уровень достижений воспитанников. К плюсам государственных школ и центров можно также отнести большие площади самих объектов, где одновременно размещается множество детей.

В десятку самых посещаемых заведений вошли: Дворец детей и юношества (ДДЮ) (87 опрошенных), ДЮСШ (57 ответов), частные репетиторы (50), спортивный клуб «Енбек» (42), дворец спорта им. Абдирова (37), музыкальная школа №1 (33 человека), образовательный центр «Ассоль» (20), ДКГ (18 интервьюеров), языковой центр InterPress (15), кружки при школах (15).

Большинство родителей считают, что в нашем городе нужны бесплатные курсы (диаграмма 1). Пятая часть взрослых, из числа опрошенных, оказывается, в дальнейшем собирается отправить своих детей учиться за рубеж (109 ответов из 500). Точно знают, что оставят своих отпрысков в республике, 224 человека, 167 опрошенных со страной еще не определились.

Что посеешь, то и пожнешь

В современной психологии считается, что интеллект ребенка закладывается в возрасте до 5 лет. Это, так сказать, создание базы. Все остальное, приобретаемое в течение жизни, — уже надстройка. Понятно, что без сильного фундамента хорошее здание не построишь. Поэтому стремления родителей, которые ходят с малышами на разные развивающие курсы, вполне понятны. В том же ДДЮ есть семейно-учебный образовательный комплекс (для детей от 2 до 6). Количество желающих посещать эти занятия больше, чем могут принять педагоги. Поэтому набор в группы ограничен.

В Караганде работает множество частных центров, благо, что спрос на подобные услуги есть. Качество преподавания во многом зависит от ответственности руководителя учреждения и профессионализма его сотрудников. Поэтому при выборе частной структуры для дошкольников следует обращать внимание на несколько моментов:

— Прежде всего, на количество детей в группах, — говоритруководитель детского центра «Рукавичка» Ольга Ланцева. — Оптимально от 6 до 8 человек. Ни в коем случае в таких учреждениях не должно вестись обучение по школьной системе. Есть реальные факты, когда в одном из центров годовалого ребенка с мамой усадили за парту. Это неприемлемо. В крайнем случае, допускаются маленькие детские столики, за которые ребенок садится очень редко. Потому что в этом возрасте дети должны двигаться и играть.

Из разговора с педагогом родители должны узнать о программе занятий. Если у наставника нет четких представлений о целях и результатах курсов, значит здесь к работе относятся непрофессионально. Подход, при котором «сегодня что-нибудь порисуем, а завтра полепим из пластилина», говорит об отсутствии продуманной и методологически выверенной системы занятий.

— Желательно, чтобы педагогический коллектив состоял из опытных специалистов, как минимум 5 лет проработавших в системе дошкольного образования, — продолжает Ольга Ланцева. — Хотя я не отрицаю, что и среди молодых есть талантливые педагоги, умеющие превосходно вести занятия. Но предпочтение при подборе кадров отдаю педагогам с опытом и отличными рекомендациями.

В помещениях для занятий должно хватать света, мебель должна быть рассчитана на определенный возраст. Даже для 5-летних детей, например, не подойдут парты для младших школьников. Грамотно сформированная предметно-развивающая среда в группе — еще один обязательный критерий. Не последним по значимости индикатором качественных занятий для дошкольников является отношение к ним вашего ребенка. Если ребенок ходит в центр с удовольствием, это, как правило, показатель того, что на развивающих курсах он поставлен в ситуацию успеха.

Определить эффективность занятий можно уже через 2-3 месяца посещения курсов: у ребенка должны начать формироваться навыки самостоятельной познавательной деятельности, необходимые для дальнейшего обучения в начальной школе.

Мода на шахматы не проходит

Лидер опроса, Дворец детей и юношества, рассчитан на посещение ребят разных возрастов (от 2 до 22 лет). Причем некоторые, прозанимавшись здесь все детство, во взрослой жизни возвращаются работать педагогами. Для чего целенаправленно поступают в вузы на соответствующие факультеты.

ДДЮ относится к казенным предприятиям и считается самым мощным учреждением дополнительного образования в городе. Его уникальность — в многопрофильности. Прочие коммунальные организации работают в узкой сфере (например, музыкальные и художественные школы). Во дворце — масса направлений: дошкольное развитие, спортивные и художественные секции, занятия вокалом и танцами, туристско-экскурсионный центр, Малая академия наук, школа игровых технологий и даже школы дизайна и парикмахерского искусства. Без воспитанников ДДЮ сложно представить любое массовое праздничное мероприятие в Караганде. На День столицы несколько ансамблей из дворца поедут выступать на сценах Астаны.

В общем, родителей и детей местные кружки и секции привлекают размахом деятельности и высокими показателями работы. Здесь трудится 120 педагогов. Цены на занятия, по сравнению с некоторыми другими центрами, не «кусаются». И даже для детей из малообеспеченных семей предусмотрено бесплатное посещение. В этом году дворец празднует свой семидесятилетний юбилей. Вроде, все прекрасно, за одним исключением… ДДЮ — единственный такой на всю Караганду.

— Желающих посещать дворец очень много, — рассказывает заместитель директора Алмагуль Ракишева. — Из-за этого есть проблема со штатным расписанием. Естественно, к нам сложно приезжать ребятам из Майкудука, Пришахтинска, Сортировки. Но дети, несмотря на расстояние, бураны, загруженность, все равно ходят заниматься. Стараемся заинтересовать все учреждения среднего образования. Когда идет набор в августе, мы обходим все школы, никого не обделяем.

В городском отделе образования обещают открыть филиал дворца. Только пока неясно, когда и в каком районе города.

ДДЮ выполняет социальный заказ, поэтому кружки и секции работают в зависимости от потребностей и интересов родителей и детей. Мода существует даже на внешкольные занятия. Из штатного расписания убирают те виды деятельности, которые перестали пользоваться популярностью. Но в моде всегда остается классика. Например, шахматный клуб. Он работает здесь с советских времен. По словам директора, и сегодня на этот курс идет огромный набор детей.

И если танцы, занятия музыкой и рисованием у всех на слуху, то увлечение научными дисциплинами сегодня скорее экзотика (что показывает опрос «Асара»). В Малой академии наук юных исследователей проходят занятия по краеведению, архитектуре, микроэлектронике, биологии, экологии и психологии. Дворец сотрудничает с университетами Караганды, поэтому дети имеют возможность защищать свои исследования перед профессорами и кандидатами наук. Проводятся конференции и конкурсы детских работ.

Здесь все серьезно. Если дети ходят на секцию туризма, то обязательно выезжают в учебно-тренировочные походы. Из ребят готовят инструкторов (в основном, это старшеклассники). Обязательное условие всех занятий — применить свои знания на практике. Те же инструкторы, прошедшие отбор, в летние месяцы работают в оздоровительном лагере в Заилийском Алатау.

По мнению руководителя Алмагуль Ракишевой, различных секций (как государственных, так и частных) в городе хватает. Проблема в том, что нет системы, рассчитанной на долгосрочную перспективу:

— Нужно, чтобы педагоги «вели» детей на протяжении многих лет. Частные организации работают, но они не всем доступны. Необходимо открывать филиалы дворца, потому что есть такой запрос от населения. И если мы говорим о досуге детей, то должны отвлечь их от улицы, направить по интересам.

Репетиторы без хлеба не останутся

На втором месте, согласно опросу, куда чаще всего обращаются родители ради развития ребенка — частные репетиторы. Больше всего занимаются английским и казахским языками. На волне особого спроса в Караганде открываются языковые и образовательные центры. С начала нового учебного года английский начнут изучать с первого класса.

Посещение репетиторов и центров связано, в основном, со школьной программой. Учитель образовательного учреждения «НұрСана» Маржан Турсунова говорит, что 70% их клиентов составляют те, кто готовится к ЕНТ. Центр специализируется на дополнительном обучении языкам, истории, математике, физике, химии и прочим школьным предметам. «Подтянуть» свои знания стремятся, в первую очередь, ученики престижных заведений.

— Школы и гимназии могут отчислить ребенка за неуспеваемость, — объясняет Маржан Турсунова. — Правда, из-за одной «тройки» в четверти не потребуют сразу забрать документы. Бывает, что ребенка оставляют учиться до осени. Но преподаватели должны видеть хоть какой-то прогресс в успеваемости.

В этом году в «НұрСане» открыли курсы для занятий учеников «нулевого» класса. Потому что есть стойкий спрос. Многие дети по выходу из детсада знают числа, но не умеют их складывать и вычитать. То же самое и с алфавитом. Подготовку к первому классу заканчивают в частных центрах.

При выборе репетитора родителям, по мнению Маржан Турсуновой, нужно обращать внимание на процесс собеседования.

— В нашем центре мы обязательно делаем контрольный срез знаний детей. Таким образом сразу выявляем уровень ребенка: где у него пробелы, а где сильные стороны. На этом основании я уже могу сказать родителям, каким образом мы будем его учить.

Преподаватель объясняет, что с первого урока невозможно определить, как быстро они получат положительный результат. Нужно время (около 10 занятий), чтобы понять психологию ребенка.

— У меня был второклассник, который не знал, сколько будет девять плюс один и один плюс девять, — вспоминает Маржан Турсунова. — Всё считал на пальцах. Ребенку понадобился месяц, чтобы привыкнуть ко мне. Мальчик был очень скованный, необходимо было приложить усилия для его адаптации. Постепенно он начал «открываться» и принимать все, что ему дают на уроках.

Количество школьных часов увеличивается, период обучения тоже. Но почему-то дети все равно не успевают осваивать знания по школьной программе. Для чего и требуются дополнительные занятия.

В этом году 43 тысячи выпускников не смогли перешагнуть пороговый балл на ЕНТ. Причина в качестве преподавания. «Это не делает чести всей системе образования, но это объективная реальность», — признал министр образования РК Бакытжан Жумагулов.

Так что пока репетиторы без хлеба не останутся. Хорошо, если у ребенка, помимо занятий по предметам, останется время для личных увлечений. Герои этой статьи считают, что перегрузки школьников и дошкольников можно избежать, если грамотно сочетать разные направления занятий. Например, изучение английского и плавание, то есть умственное с физическим. Но нельзя забывать и о том, что у детей должна быть возможность просто поиграть со сверстниками во дворе. Это необходимое условие для развития их личности. Именно через игру дети познают окружающий мир и готовятся к взрослой жизни.

Ирина БЕРДАШОВА, Караганда

Информационная служба www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи