Появление леса в казахской степи считается таким же чудом, как строительство города арабами в пустыне. Озеленение в таких масштабах в степной зоне...
Появление леса в казахской степи считается таким же чудом, как строительство города арабами в пустыне. Озеленение в таких масштабах в степной зоне по сей день не проводилось нигде в мире. Сама идеология создания Астаны — симбиоз человека и природы. Сделать город удобным и комфортным для проживания стало главной целью японского архитектора Кисе Курокава. А вырастить в таких жестких климатических условиях лес уже стало задачей для казахстанских специалистов. С которой они справились.
Частые бураны зимой и пыльные бури летом — это то, что рассказывали об Астане в конце прошлого столетия. Как смягчить суровость климата и улучшить экологическую обстановку в городе и его окрестностях — то, над чем задумались при строительстве молодой столицы. Идею озеленения столицы и создания леса вокруг Астаны подал сам президент. По его мнению, это не менее важный вопрос, чем строительство зданий. Нурсултан Назарбаев лично контролирует процесс лесонасаждений, совершает осмотр и облет посадок. Результатом кропотливой работы стало то, что на сегодняшний день вокруг Астаны выросло свыше 50 тысяч гектаров леса. И это не предел: по планам, к 2020 году площадь лесов увеличится до 80 тысяч гектаров.
Если вспомнить историю лесонасаждений Акмолинской области, то она не такая уж и богатая. Первый питомник появился здесь в 1903 году, в местности под названием Красный яр. Его создал лесничий Людвиг Адамович. Сейчас здесь находится резиденция президента. Здесь было посажено свыше 20 древесных пород. На сегодняшний день от того леса до нас дошло 56 гектаров благородных пород.
Позднее попытки озеленить местные земли предпринимались во времена освоения целины в 1954 году. Первая серьезная программа была разработана в 1967 году и называлась она Генеральная схема озеленения. Тогда было посажено свыше 3000 тысяч гектаров. Впоследствии 2800 га оставшегося леса перешло в ведение «Жасыл Аймак». В то время сажали лишь сосну и березу. Изначально приживаемость была хорошая. Однако, как только заканчивался срок проекта, а на них обычно отводилось пять лет, лес начинал чахнуть, так как за ним прекращался уход.
С приходом 90-х про лес забыли. Лесную охрану сократили, и все лесничие разбежались в поисках «куска хлеба». А лес без присмотра оставлять нельзя! Одни только степные пожары способны дотла стереть его с лица земли.
Для сравнения, в советские времена в республике ежегодно высаживалось до 100 тысяч га леса, сейчас эта цифра сократилась вдвое.
После того, как Акмола стала столицей, был разработан новый Генеральный план лесонасаждений. «В то время, — вспоминает инженер-эксперт лесного хозяйства Виктор Иванович Ломов, — мы посадили первые 2500 тысяч гектаров. А по проекту арабских специалистов как раз на наших посадках оказались микрорайоны». На смену им пришел всемирно известный архитектор из Японии Кисе Курокава, которому указали на ошибки его предшественников. Таким образом, удалось сохранить первые посадки, которые расположены в районе астраханской трассы. Сейчас это восьми-, десятиметровые деревья. В то время там было высажено 10 тысяч гектаров, большая часть из них прижилась.
Учитывая предыдущие ошибки, при дальнейшей корректировке Генплана столицы начали прислушиваться к мнению специалистов лесного хозяйства. Они указывали, какие земли пригодны для леса и что отдавать их под строительство ни в коем случае нельзя. Конечно, уже в то время случались земельные споры, рассказывает В. Ломов: «Была борьба за поля. Крестьяне не уступали, поздно принимались решения акима, и земля не была вовремя подготовлена к посадке саженцев, что впоследствии пагубно сказывалось на приживаемости пород».
Тем временем нормой считается, когда принимается 65 процентов саженцев из 100. Здесь необходимо учитывать всё в комплексе: почву, климат, породу дерева, каким образом проводилась сама посадка. По словам опытных дачников, посадочный материал необходимо доставить до почвы в течение 10 дней, хотя и считается, что саженец может выдержать месячный срок.
В дальнейшем Виктора Ломова привлекали и для разработки Генпланов других городов. Именно ему принадлежит идея обязательного создания лесов вокруг всех городов республики.
Как Астана стала превращаться в зелёную столицу
Работы по озеленению Астаны начались в 1996 году. Изначально под лес было отведено около 17 тысяч гектаров. Определили первые зеленые зоны. Изучением почв занялся старейший всесоюзный проектный институт «Казгипролесхоз». Сама организация располагается в Алматы, но филиал есть и в Щучинске. Им предстояло обследовать территорию в 29 тысяч гектаров. Проверялся химический состав почв, специалистам предстояло выяснить, можно ли на наших землях взрастить древесные породы. В итоге 50 процентов изученных почв оказались засоленными, заболоченными и не годными для засаживания. Чтобы превратить их в плодородные, необходимо было проделать огромную работу по коренной рекультивации земель. Однако на то время, да и по сей день, это довольно дорогостоящая вещь. Выход был один — подобрать более солевыносливые породы деревьев и кустарников для тех земель, которые, пусть и не идеально, но всё же подходили для засаживания.
По словам опытного лесничего, который имел непосредственное отношение к созданию леса вокруг Астаны, Виктора Ломова, ежегодно разрабатывалось по два проекта, или две зеленные полосы. Изысканиями было пройдено более 120 тысяч гектаров. Но, как оказалось, изначальный объем в 17 тысяч гектаров оказался недостаточным для столицы. По норме, на 1000 человек должно приходиться 25 гектаров. Следовательно, на миллионное население необходимо 25 тысяч гектаров. В связи с неблагоприятными условиями в Астане президент решил удвоить эту цифру. Токсические соли, жесткие климатические условия, сильные морозы, недостаток влаги — всё это сказывается на растениях. Деревья просто не в состоянии выработать весь свой потенциал. Поэтому была выбрана стратегия довести площадь лесов до 50 тысяч гектаров. И эта тенденция продолжается.
Раздвинулась пригородная зона. Сейчас она выросла до Шортанды, Аршалы, Рождественки. Теперь и там будут расти лесонасаждения.
Согласно данным РГП «Жасыл Аймак», организация обеспечена проектами до 2015 года. По заданию правительства в 2008 было зарезервировано около 70 тысяч гектаров. По словам генерального директора данной организации Жуматая Суюндыкова, сейчас продвижение вперед временно приостановлено, потому что «Жасыл Аймак» вернулось назад, к пропущенным массивам. В будущем общая площадь лесонасаждений вокруг Астаны будет непременно доведена до 80 тысяч гектаров. О чем идет речь? Между лесными массивами получились большие пропуски. Поэтому было принято решение пересмотреть все пропущенные лесопригодные почвы в радиусе пяти километров от Астаны. Раньше за освоение брались территории не менее ста, тысячи га, сейчас принялись даже за гектары. Теперь за норму принят десятитысячный масштаб.
«Однако следует учитывать, — поясняет В. Ломов, — что кроме самих посадок есть и территории для обслуживания этих лесов. Это дороги, противопожарные разрывы, водоемы, бывшие леса, всё это совокупляется, идет в общей площади. И когда говорят о том, сколько посажено гектаров леса, нельзя забывать, что в этот объем входят и дополнительные объекты инфраструктуры. Отсюда возможны и некие недоразумения по поводу завышения количества засаженных территорий».
Деревья Астаны
«Не все породы деревьев возможно выращивать в наших питомниках, — рассказывает Ж. Суюндыков. — Основным посадочным материалом, образующим казахстанские леса, являются: сосна, береза и осина. Хорошо принимаются и плодово-ягодные кустарники, например, боярышник, смородина золотистая». Кстати, сегодня на столичных рынках можно увидеть смородину, собранную с данных посадок.
«Кроме того, есть древесные породы, которые раньше, возможно, здесь не произрастали, но со временем будут привлекаться, — продолжает глава «Жасыл Аймак». — В местном столичном дендрарии была проведена огромная работа, изучено порядка 500 пород. Селекционеры института лесного хозяйства в Щучинске испытали около 40 видов древесных растений, часть из которых в будущем будет освоена», — подытожил Суюндыков.
По мнению В. Ломова, на самом деле не важно, насколько красиво то или иное дерево, главное, чтобы оно обеспечивало окружающую среду кислородом.
Ленточные леса
Как мы уже отметили, климат новой столицы отличается суровостью. Для того чтобы вырастить здесь урожай, а тем более богатые древесные породы, необходимо приложить неимоверный труд и безграничное терпение.
В этом деле необходима определенная технология. Какую же технологию выбрали в нашей столице?
Для акмолинских засушливых земель самой главной проблемой является недостаток влаги. А ее можно накопить лишь путем сохранения большого расстояния между растениями. Именно в этих пространствах накапливается влага. Лес, по мнению специалистов, не должен быть сплошным. Поэтому в Астане и начали засаживать растения следующим образом: 20 метров лесополоса и отступ на 15-20 метров. Кроме того, при волновом или гребенчатом характере леса лучше оседает пыль и гасится ветер. Представьте, воздушный поток опускается вниз и проходит через деревья, при этом вся пыль оседает на них, а из леса выносится кислород. Совсем другая картина происходит при сплошном лесе: поток ветра идет сверху, и пыль летит без всякой очистки дальше в город.
Эффективность данной технологии горожане ощущают уже сегодня. Климат в столице улучшился. Зимы стали менее суровыми, уменьшились пыльные бури, всего одна-две за лето. Как бы это смешно ни звучало, но после прогулок по улицам города у людей не скрепит на зубах песок и не встают колом волосы. Увеличилась влажность, нет того палящего зноя, какой был раньше.
По информации Комитета лесного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства, специфика работы в степной зоне непроста. Сначала высаживаются лесозащитные полосы из мелких кустарников. Их цель — улучшить почву, защитить основные породы растений от ветра и пыли, накопить для них влагу. У кустарников короткий срок жизни — 10-15 лет, затем они отмирают. Если за это время более благородные породы успели окрепнуть, то можно считать, что первые выполнили свое предназначение. Порою, если наблюдается очень хороший рост основной породы, они затеняют кустарники, и те погибают от недостатка света.
В целом местные леса можно охарактеризовать как колочные. Потому что плодородные почвы имеют островной характер, они не идут единой, сплошной полосой. Если за этими посадками продолжать уход, поливы, ремонт, своевременно подсаживать другие древесные породы, то они сохранятся и даже дадут новое поколение.
Уход за лесом – залог его сохранения
По словам бывалого лесничего Виктора Ломова, лес нуждается в постоянном уходе. Пока деревья молодые, необходимо проводить осветление, прочистки. А как подрастут — очередь за прореживанием. В лесу должны быть специальные тропинки, чтобы он был проходим. Сухие деревья надо убирать и подсаживать свежие саженцы. Именно эту работу проводит организация «Жасыл Аймак». За эти годы, по словам его главы, было создано шесть лесничеств. И в ведении каждого из них по 10 тысяч гектаров леса. Основной их задачей является охрана посадок от пожаров, лесонарушений со стороны людей, а также от вредителей. Первое время считалось, что в Астане их нет. Как оказалось, есть! Появилась пища в виде деревьев — появились и они: многочисленные «полчища» саранчи, бабочек, мотыльков и другой мелкой живности.
Впрочем, лес необходимо защищать и от другого, не менее опасного существа — человека. Не все осознают острую необходимость леса, посему продолжаются лесонарушения в виде хищения, поджога, вырубки деревьев.
В основном деревья рубят на дрова, потому что Астану окружает пока еще мелкий лес. Но есть небольшая зона старого леса, которая расположена в районе Чубары. Там на 2800 га простирается благородный лес, сохранившийся со времен акмолинского лесхоза. Как раз туда частенько наведываются за деревом, пригодным для строительных целей. Конечно, подобные нарушения есть и будут. Но, тем не менее, в стране прикладываются все усилия, чтобы поднять культурную грамотность, а вместе с ней и дисциплину людей. Об этом говорят с самой высокой трибуны в государстве.
Откуда идет загрязнение на Астану
Есть несколько основных направлений, по которым на Астану идут различные загрязнения. По словам ныне покойного казахстанского ученого, эколога-биолога Виталия Бобровника, это, в частности, российское Предуралье — один из самых грязных районов на всей Земле. Для защиты от внешних загрязнений он предлагал создавать природоохранные зеленые ареалы и коридоры. Они должны быть расположены на пути основных воздушных потоков, приносящих загрязнения. От Предуралья, например, нас частично защищает Кокшетауская возвышенность с ее лесами. Но ветры из Предуралья обходят эту возвышенность с юга и с севера. Вот в двух местах на пути этих потоков нужно посадить большие лесные массивы, говорил известный ученый. От Карагандинско-Темиртауского района тоже требуется защита — еще несколько ареалов. От Степногорска — там хранили отходы горнохимического комбината. Большие массивы нужно создавать на пути ветров с Арала и Балхаша, а также с юга и юго-запада — от пустынь. Конечно, всё это требует больших средств, времени, но без этого нельзя улучшить экологическую ситуацию в городе и области. В Астане высока заболеваемость среди жителей, особенно среди детей, подростков и пожилых людей. Это первый признак экологического неблагополучия, считал В. Бобровник.
Кроме того, ученый предлагал увеличить зеленые зоны внутри самого города. А для этого необходимо снова вносить изменения в Генеральный план застройки Астаны, так как на сегодняшний день свободных зон под массивное озеленение в городе не предусмотрено. Городские власти должны решить этот вопрос путем сноса ветхого жилья и других построек, а это опять-таки упирается в денежные средства.
И, тем не менее, подвижки в этом направлении есть. Недавно в столице начали строительство нового ботанического сада на площади 100 га. Новый парк под названием «Жетысу» будет разбит между улицей Туркестан и проспектом Кабанбай-батыра. По информации акимата столицы, в нем планируют вырастить до 65 тысяч деревьев и 5-8 тысяч видов кустарников. Также будет построена оранжерея на три тысячи растений, учебные корпуса ботаники и ландшафтного искусства. В настоящий момент строительство парка приостановлено, так как проект проходит этапы согласования.
На совещании с участием президента, которое недавно состоялось в Астане, аким столицы Имангали Тасмагамбетов доложил о том, что в прошлом году в столице было высажено около 40 тысяч деревьев и 72 тысячи кустарников. В этом году в планах городских чиновников предусмотрена дополнительная посадка еще 40 тысяч деревьев и более 8 миллионов цветов. Помимо этого, акиматом было принято решение провести реконструкцию центрального городского парка. Работы будут вестись в три этапа. В 2011 году была отремонтирована главная аллея на территории культурно-массовых мероприятий и на территории пляжного отдыха. На втором этапе будут проведены работы по строительству зоны активного семейного отдыха, центрального фонтана и физкультурно-оздоровительной зоны. На третьем этапе планируется провести реконструкцию существующего аквапарка и пруда. Столичный градоначальник также отметил, что за счет частных инвестиций на территории парка планируется строительство зоны открытых аттракционов с мультиразвлекательным комплексом.
Радует то, что сегодня в столице большое внимание уделяется «грамотному, умному» строительству. Согласно заложенным нормативам, в каждом районе должен быть свой районный парк, на каждой улице — свой сквер и, конечно, наличие самих городских парков. Однако минусом имеющихся и вновь создаваемых парков, считает Виктор Ломов, является недостаток зелени в них. До 30 процентов их площади занимает асфальт или бетонное покрытие. Такого же мнения придерживался и уже упомянутый нами ученый Виталий Бобровник. «Существующая внутригородская система озеленения, как по площади, так и по средоулучшающей функциональности, лишь на 37 процентов удовлетворяет потребности города», — говорил он. Она выполняет в основном защитные и декоративные функции и сильно нуждается в ремонте и реконструкции. Бобровник выступал за крупные зеленые массивы и коридоры от 150 до 600 гектаров. Только такие массивы обладают средообразующими, средоулучшающими функциями, считал ученый.
Но вернемся к нашим лесам. Собственно говоря, лесом может заниматься не только государство, но и каждый человек. По республике всего 120 гектаров частного лесного фонда. Хотя выращивание леса относится к разряду «утопических» идей, энтузиасты у нас еще не перевелись. Есть люди, которые любят деревья, берут землю в аренду и начинают заниматься своим хозяйством. Вырастить товарную древесину очень тяжело, например сосна растет целый век, и плоды вашего труда увидят разве что внуки. Но современные технологии предлагают новые способы выращивания саженцев. Речь идет о контейнерном производстве. Эту технологию потихоньку начала применять организация «Зеленстрой», которая занимается озеленением внутри Астаны. Контейнер — это емкость, заполняемая почвой изнутри, в которой впоследствии взращивается саженец. По мере роста растения тару заменяют на другую, больших размеров, и доводят до кубометра земли. Затем саженцы вместе с грунтом высаживаются в землю. И приживаются, даже если почва считается непригодной. Таким образом, любой желающий может приобрести растения, выращенные подобным методом в местных питомниках, и облагородить ими свой придомовой участок. Не зря же говорят, что каждый человек в своей жизни должен посадить хотя бы одно дерево!
Гульдарай КАСЫМОВА, Астана. Информационная служба www.kn.kz