Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Госпрограмма №2

Более трех лет назад в стране приняли первую в истории Казахстана Государственную программу развития жилищного строительства. Рассчитанная на 2005-2007 годы, она должна была дать толчок не только комплексному решению проблем жилищного строительства, но и обеспечить солидную часть населения доступным жильем. Первая трехлетка Госпрограммы почти закончена, со следующего года коммунальное, доступное, индивидуальное и арендное жилье будет строиться по другой программе.

Госпрограмма №2

Работа над ошибками

Более трех лет назад в стране приняли первую в истории Казахстана Государственную программу развития жилищного строительства. Рассчитанная на 2005-2007 годы, она должна была дать толчок не только комплексному решению проблем жилищного строительства, но и обеспечить солидную часть населения доступным жильем. Первая трехлетка Госпрограммы почти закончена, со следующего года коммунальное, доступное, индивидуальное и арендное жилье будет строиться по другой программе. Госпрограмма №2, которая подводит черту под своей предшественницей, дополняет ее и исправляет ошибки.

Не учтено, но не забыто

Один из главных недостатков первого документа — невнимание к инфраструктуре. Ввод в эксплуатацию новых домов заметно отразился на уже существующих инженерных коммуникациях. Увеличение нагрузок на коммунальные сети потянуло за собой необходимость усиления мощностей. Этот момент не учитывался в первой Госпрограмме, поэтому ее разработчики — Министерство финансов и Министерство индустрии и торговли — поспешили исправить ошибку.

Во втором документе на проектирование, развитие и обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки власти предусмотрели 90 миллиардов тенге. Кроме того, три года подряд по пять миллиардов тенге будут выделять на проектирование, ремонт и реконструкцию сетей.

Еще один нюанс, неучтенный разработчиками при создании первой Госпрограммы, — это разница в стоимости жилья в регионах. Фиксированная цена квадратного метра, определенная в первом документе в размере 350 долларов США, оказалась слишком недоступной. В некоторых областях Казахстана квадратный метр на вторичном рынке жилья на момент заключения договоров по Госпрограмме стоил дешевле. Поэтому желающих покупать доступное жилье по завышенным ценам было немного. Реализация Госпрограммы в регионах, в частности в Карагандинской области, оказалась под угрозой.

Но в крупных городах спрос на ипотечные квартиры оставался высоким, а стоимость строительства одного квадратного метра, с учетом постоянного роста цен на стройматериалы, стала превышать оговоренные в документе 350 долларов.

Поэтому в Госпрограмме № 2 записана более высокая сумма, кстати, уже в тенге. Сегодня стоимость квадратного метра в ипотечных и коммунальных домах составляет 56 515 тенге (примерно 470 долларов США).

Стоит учесть, что в цену жилья, реализуемого по Госпрограмме, не входит стоимость земельного участка (он предоставляется местными исполнительными органами безвозмездно) и инженерных коммуникаций, которые также проводятся за счет местного бюджета.

Среди слабых сторон первой Госпрограммы можно также назвать несогласованность в работе местных исполнительных органов при выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, непропорциональное распределение кредитов на строительство жилья (по регионам), продолжающийся рост цен на коммерческое жилье. Несмотря на достаточно большие объемы вводимого в эксплуатацию жилья, спрос все равно значительно превышает предложение. Особенно в Алматы, Астане и Атырау.

Кроме того, в первой Госпрограмме (как, впрочем, и во второй) прописаны средние параметры коммунального и кредитного жилья. К примеру, средняя площадь трехкомнатной квартиры не должна превышать 80 квадратных метров. Однако на практике выходит, что эти параметры не соблюдаются. В процессе проектирования и строительства они просто не принимаются во внимание.

Ко всему прочему не были учтены альтернативные механизмы жилищного строительства, которые были прописаны в первой Госпрограмме. К примеру, жилищно-строительные кооперативы и государственно-частное партнерство, система жилищных строительных сбережений, которая фактически не использовалась при реализации Госпрограммы. Безучастность Жилстройсбербанка (ЖССБ) оправдывается тем, что система введена в 2005 году, а срок накопления средств — 3 года. Вероятно, уже в будущем году, в рамках новой Госпрограммы, ЖССБ себя проявит.

Первые результаты распределения доступного жилья оказались несколько скандальными. Единой системы учета и распределения жилья на тот момент не было, а потому имели место грубые нарушения. Повсеместные прокурорские проверки выявили не только факты перепродажи коммунального и ипотечного жилья, но и массу случаев оформления на одну семью сразу нескольких квартир.

Сейчас распределение жилья, по мнению властей, производится максимально открыто. В комиссии по распределению входят не только компетентные специалисты из числа местных чиновников, но и журналисты.

Сильные стороны

Помимо ошибок и недоработок, на которых принято учиться, первая Госпрограмма обеспечила жильем и рабочими местами немало казахстанцев. Если первоначально было заявлено намерение построить за три года 12 миллионов квадратных метров жилья, то в ходе реализации программы планы изменились в сторону увеличения этой цифры до 15,8 миллиона. Однако реальный ввод жилья по Госпрограмме к концу года прогнозируется в количестве17,9 миллиона, то есть почти в полтора раза больше первоначального.

Стоит также учитывать, что Госпрограмма № 1, несомненно, положительно повлияла на развитие и рост объемов жилищного строительства в стране, повысила привлекательность этой сферы для инвесторов.

В программе, рассчитанной на 2008-2010 годы, есть несколько пунктов, которые в первом документе вообще отсутствовали. В частности, финансирование проектирования и строительства жилья для работников строящихся по поручению Президента ста школ и ста больниц и арендного жилья для граждан, стоящих в очереди на жилье в акиматах, разделение жилья по уровням комфортности, а также проведение предварительных работ по развитию городов-спутников в Алматинской и Акмолинской областях.

Вместе с работой над этими новыми проектами местные исполнительные органы будут заниматься и более жестким контролем качества строящегося по Госпрограмме жилья. Нарекания по качеству строительства имеются в каждой области. В регионах умудрились не только построить госжилье из бывших в употреблении стройматериалов и без водоотведения, но и сдать такие дома в эксплуатацию. Такие стройки заметно подпортили репутацию доступного жилья, но даже несмотря на это желающих участвовать в Госпрограмме меньше не становится. Для многих казахстанцев она — единственная возможность улучшить свои жилищные условия.

По статистическим данным (май 2007 года), указанным в Госпрограмме, средняя фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади многоквартирных жилых домов в Казахстане составляет 76,6 тысячи тенге (на тот момент — 627 долларов США).

В Астане строительство квадратного метра обходилось в 82,5 тысячи тенге, в Алматы — 91,3 тысячи тенге, в Атырау — 78,8, в Караганде — 46,3, в Шымкенте 34,7, в Петропавловске — 32,2 тысячи тенге.

В первой Госпрограмме подведение коммуникаций не учитывалось.

18.12.2007

ЮЛИЯ ШИШКАЛОВА, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи