Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Строительный брак на грани развода

О качестве строительства трудно судить, покупая новую квартиру. Может пройти несколько лет, пока обнаружится, что здание трещит по швам, стены гниют, штукатурка осыпается на головы невинным прохожим...

О качестве строительства трудно судить, покупая новую квартиру. Может пройти несколько лет, пока обнаружится, что здание трещит по швам, стены гниют, штукатурка осыпается на головы невинным прохожим, а вентканалы забиты мусором. По закону застройщик отвечает за свое творение в течение пяти лет: хорошо если дефекты проявятся в этот срок.

Не секрет, что в любом массовом производстве случается брак. Даже самые маститые производители (бытовой техники или автомобилей) допускают в партии некоторый процент некачественного товара, который в пределах гарантийного срока обменивается, либо за него возвращают деньги. Строители – не исключение.

Качество без понятия

Стоит понимать, что строительство дома – крайне сложный, трудоемкий процесс, результат которого невозможно подвести под конкретные ГОСТы и госприемку, быстро протестировав – как, скажем, телефон электроникой. Крыша гипермаркета О’КЕЙ в Озерках получила все возможные разрешения и спокойно простояла девять лет, пока не обрушилась из-за некачественного сварного шва и большого количества снега.

«Определенный субъективизм неизбежен при любом ответе на вопрос о том, что такое качество в строительстве и какова его цена», – считает директор по маркетингу «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая. По ее словам, само понятие «качество» – весьма размыто. «Можно ли понимать под качеством лишь соответствие некому стандарту, и какому? Ведь помимо СНиПов других обязательных стандартов у нас нет! Фактически каждый девелопер устанавливает планку качества для себя», – резюмирует она.

Со стороны государства контроль обеспечивает служба Госстройнадзора, но она следит лишь за исполнением требований проектной документации и технических регламентов. «Служба призвана прежде всего контролировать безопасность строительства. А постоянный контроль за качеством строительства на площадке осуществляет сам застройщик, который нанимает специальную организацию для ведения этой работы», – пояснили в ведомстве.

Многие застройщики создают собственные контрольные службы, и не одну. Так, в «Строительном тресте» кроме своей службы технического надзора на объекте работают еще представители службы сервиса – специального подразделения, отвечающего за выполнение стандартов строительства и соблюдение качества обслуживания клиентов. Ближе к моменту передачи квартир покупателям на объектах появляются специалисты управляющих компаний, которые могут устранить какие-то текущие замечания.

В «ЮИТ Санкт-Петербург» действует собственная Инспекция технического надзора, которая внедряет финские стандарты качества. Кроме того, как поясняет Екатерина Гуртовая, компания ввела запрет на использование определенных строительных материалов – в частности, содержащих асбест, которые пока что разрешены к применению в России, но запрещены в большинстве европейских стран.

В ООО «КВС» также функционирует отдел технадзора, инженеры которого находятся на объекте в течение всего периода строительства и контролируют все его этапы. В частности, они следят за соблюдением технологических процессов строительства, сроков их выполнения, в том числе проверяют качество всех скрытых работ – от устройства свай до утепления фасадов. «По итогам проверки «местным» инженером – специалистом технадзора составляется акт и дается разрешение на последующие этапы работы», – поясняет начальник отдела технического надзора ООО «КВС» Евгения Соловьева.

В ГК «Балтрос» на всех этапах производства строительно-монтажных работ контроль также осуществляет служба технического надзора. Кроме того, ограждающие конструкции проверяются на производстве (в ДСК «Славянский»).

Как уверяет генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест» Александр Лелин, для панельной технологии домостроения вопрос качества строительства не стоит так остро, как, скажем, для кирпичной или монолитной. «Это обусловлено тем, что на каждом производственном предприятии есть жесткий контроль качества и проверка изделий на соответствие ГОСТам и нормативам, – поясняет он. – Чаще всего вопросы к качеству возникают в домах, где высока доля ручной работы».

Впрочем, генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев уверен, что лучшей гарантией по устранению недостатков и недоделок в своем доме является опыт строительства и перспективы строительной компании. «Серьезная организация, – добавляет он, – вряд ли будет уклоняться от устранения каких-либо недостатков в собственной работе».

Понятно, что солидные строительные компании заботятся о своей репутации, не желая прослыть бракоделами и потерять потенциальных клиентов в будущем, и потому тотально контролируют свою стройку. Но, как показывает практика, и у них случаются проколы (чего стоит неоконченная история с запахом аммиака, обнаруженного в новостройках солидных петербургских компаний).

Гарантия на ремонт

Согласно принятым законодательным нормам гарантийный срок на дом составляет пять лет (он также должен быть прописан в договоре), в том числе на технологическое и инженерное оборудование – три года. «Как показывает практика, пять лет – вполне адекватный период для выявления каких-либо строительных недостатков, поэтому продление данного срока практически не имеет смысла», – считает руководитель службы клиентского сервиса Setl City Светлана Чернильникова. Некоторые строительные компании «ведут» свой объект и после сдачи его в эксплуатацию. Так, служба сервиса ЗАО «Строительный трест» помимо контроля над выполнением заявок жильцов проводит собственный мониторинг сданных объектов.

По словам вице-президента Группы компаний «Эталон» Дмитрия Кашинского, застройщик дает гарантию на скрытые дефекты на срок до десяти лет. В случае их обнаружения при эксплуатации жилья пишется заявление на имя генерального директора компании-застройщика. Всю работу по проведению анализа претензий, контролю за сроками работ организует отдел гарантийных обязательств застройщика совместно с инженером технического надзора.

«Конечно, даже после госприемки претензии к качеству строительства все равно встречаются: многие недоделки, дефекты выявляются только по прошествии времени. Наиболее часто претензии предъявляются к продуванию окон, качеству отделки», – не отрицает Евгения Соловьева. По ее словам, как правило, в течение двух недель «КВС» выполняет работы по устранению дефектов.

Положительная тенденция

Судя по тому что говорят ведущие петербургские застройщики, контроль за качеством строительства и технология устранения дефектов поставлены на высокий профессиональный уровень. По словам директора департамента новостроек АН «Бекар» Эльдара Султанова, в настоящее время застройщики нередко мониторят текущее состояние уже заселенного дома, потому что построенные здания являются визитной карточкой застройщика, а рекомендации жильцов сданного дома очень ценны при формировании положительного имиджа. С этим согласна и руководитель проекта «Бюллетень Строящейся Недвижимости» Ольга Романова.

Однако речь все же идет не обо всех застройщиках, а только о тех, кто давно работает на рынке и добросовестно относится к своим обязанностям. А таких, по словам главы Госстройнадзора Александра Орта, к сожалению, немного. Впрочем, глава Жилищного комитета Валерий Шиян заявил на прошедшем в начале апреля  заседании городского правительства, что удовлетворен качеством строящегося в Петербурге жилья. Как отметил чиновник, он не сталкивался с какими-либо проблемами по этому вопросу, за исключением недавно поступивших жалоб на запах аммиака в ностройках

По мнению первого вице-президента ГК «Балтрос» Олега Еремина, и у покупателей недвижимости становится все больше и больше инструментов, которые позволяют не только получать более полную и достоверную информацию о состоянии бизнеса застройщика, ходе и качестве строительства, но и, в определенной мере, даже влиять на него.

В любом случае много зависит от самих покупателей квартир, которые должны следить за своим домом и заботиться о его «самочувствии». Для чего – активно участвовать в деятельности ТСЖ, домовых комитетах, контролирвать работу эксплуатирующей и управляющей компаний, не ждать, что «чужой дядя» придет и все сделает.

Наиболее проблемные «участки» дома

– наружное остекление, качество установки оконных стеклопакетов и остекления балконов (отсутствие стеклопакетов, зазоры, некачественно выполненные монтажные швы на местах примыкания оконных блоков к проемам, несоответствие планировки квартиры и площади);

– несущие стены и перекрытия (трещины в кирпичной кладке);

– отопление (теплопотери либо полное отсутствие отопления);

– вентиляция (нарушение воздухообмена – плесень и грибок);

– стыки труб во всей квартире;

– кровля (локальные протечки);

– плохая герметизация стыков балконных плит (стена и потолок мокнут, зимой промерзают);

– запах аммиака в квартире.

Фото: bn.ru

Олег Воронин, bn.ru

kn.kz
>
Статьи