Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Ветхий завет для ветхого жилья

Волна, поднятая заокеанским ипотечным кризисом, обострила жилищные проблемы и у нас. Тем более что в Казахстане, несмотря на высокие темпы строительства, в новых многоэтажках квартиру могут купить лишь единицы. Подавляющему большинству граждан остается только доживать свой век в домах, возведенных еще в советское время.

Волна, поднятая заокеанским ипотечным кризисом, обострила жилищные проблемы и у нас. Тем более что в Казахстане, несмотря на высокие темпы строительства, в новых многоэтажках квартиру могут купить лишь единицы. Подавляющему большинству граждан остается только доживать свой век в домах, возведенных еще в советское время.

Дома эти, понятное дело, с годами не молодеют. Предложенная Министерством индустрии и торговли программа по реформированию ЖКХ не нашла одобрения у парламента. О причинах этого и о своем видении решения коммунальных проблем корреспонденту "ЭК" рассказал мажилисмен Мухтар ТИНИКЕЕВ.

- В чем, по-вашему, главная сложность?

- Первоначально, когда программа еще только поступила на рассмотрение в мажилис, а это было в прошлом созыве, я назвал ее филькиной грамотой, потому что в ней со стороны государства не предусматривалось никаких рычагов для помощи ветхому и арендному жилью. Были там такие нормы, как контроль за деятельностью председателя КСК и за деятельностью КСК вообще, ответственность жильцов - и все. А где, извините, участие государства?

- И где же оно должно быть, на ваш взгляд?

- В свое время, когда государство должно было делать капитальный ремонт в домах (по истечении 20 лет заменить сантехнику, после 25 лет - полы, окна, двери, а после 30 лет - кровлю и так далее), ничего этого не происходило. Была приватизация. Людям отдали жилье, сказали: "Вы теперь собственники", и новоиспеченные собственники остались один на один с жилищными проблемами.

Сейчас, когда проблема окончательно вызрела и дома обветшали до критического состояния, некоторые высокопоставленные чиновники все равно заявляют: "Пора кончать с иждивенческими настроениями!". Меня такой подход возмущает. Я написал премьер-министру письмо, где говорил о том, что в рассматриваемом на тот момент законопроекте не были решены главные вопросы.

Например, предусматривалось направлять часть жилищных пособий на проведение как текущего, так и капитального ремонта. Во-первых, не учтен тот факт, что часть получателей пособия живет на нижних этажах, и они будут против направления средств на ремонт крыш. Что поделать, такова психология нашего человека.

Потом, упомянутые жилищные пособия в основном уходят на оплату услуг монополистов - на свет и тепло, до ремонта они не "доживают". Наконец, даже если 100 процентов жильцов будут получать этот мизер (сумма жилищных пособий невысока) и целиком отдавать его на ремонт, затраты все равно не покроются.

Далее, если передавать всю прилегающую территорию кондоминиуму, то необходимо, чтобы КСК в лице председателя имело первоочередное право на строительство тех же стоянок. А то получается, что люди жили себе, ни о чем не подозревали, как вдруг на их территории появляется автостоянка, доходы от которой идут некоему коммерсанту. Между тем как часть их обязательно должна аккумулироваться на определенном счете КСК. То же самое - магазины-пристройки. Появляться они должны только с согласия жильцов. Кроме того, необходимо законодательно запретить продажу пива в таких магазинах. Потому что это пиво обычно распивается в соседнем с магазином подъезде - со всеми вытекающими как в прямом, так и в переносном смысле последствиями:

Следующее - необходимо рассмотреть вопрос о возрождении ЖРЭПов или ЖЭКов на определенной территориальной единице. Это будут структуры, содержащие у себя специалистов и необходимые инструменты. Ведь сейчас каждый КСК вынужден иметь собственного сантехника, слесаря: А так - несколько КСК будут платить определенный взнос какому-либо ЖРЭПу или ЖЭКу, у которого имеется и необходимая техника, и мастера.

Была здравая идея по открытию двух счетов для каждого КСК - сберегательного и текущего. Но вначале нужно освободить их от налога. Сейчас КСК собирают с квадратного метра по 16-18 тенге, в зависимости от региона. Но реально эти деньги сдают лишь 10-15 процентов жильцов. Потому что не видно работы КСК. А не видно ее, потому что у них нет денег! Замыкается круг.

В Астане эта проблема стоит особенно остро, потому что значительная часть квартир здесь сдается внаем. Но даже с того мизера, который КСК удается наскрести, государство взимает налог!

Разработчики предложили повысить оплату услуг КСК до 35-40 тенге за квадратный метр. Но 20-25 тенге будут при этом оплачиваться через жилищные пособия. Причем перечисляться они будут сразу на счет КСК. Потому что если человек получит их на руки, то маловероятно, что отдаст, согласитесь.

Уверен, что принятие этих норм будет важным шагом на пути реформирования жилищных отношений.

- А насколько, собственно говоря, велик фронт "реформирования" ветхого жилья в нашей стране?

- Для того чтобы адекватно, на государственном уровне оценить масштабы этой проблемы, необходимо ввести систему паспортов домов.

Я точно знаю, что в Караганде есть такие паспорта. Там указано, когда дом построен, в каком он состоянии. Даже социальная карта жителей есть: сколько пенсионеров, сколько безработных: Просто акиматом была дана такая команда председателям КСК. И этот опыт, я считаю, очень продуктивен.

То же самое - паспорт двора. У нас как получается: приезжает во двор коммунальная служба, горводоканал, допустим. Прорыв трубы. Разрыли, поменяли полтора метра трубы, закидали землей - и уехали. А когда будет паспорт двора, председатель КСК скажет: извините, но тут был асфальт, верните, пожалуйста, его на место. И по закону они будут должны выполнить это требование.

Но для улучшения ситуации с ветхим жильем надо еще создать типовые правила выделения жилищных пособий. Самое главное, что сейчас сократилось количество получателей этих пособий - многие ленятся получать, многие просто не знают о них. Если мы доведем до СМИ наше видение этого законопроекта, то акимам на местах нужно быть готовыми к тому, что люди массово пойдут за пособиями.

Когда мы все это сделаем, то в масштабах всей страны станет совершенно точно известно, где какой дом находится в аварийном состоянии. Государство должно иметь возможность задуматься: что легче - отремонтировать тот или иной дом или же снести его и построить новый? Должна быть, как говорится, картина.

Сейчас жилищных пособий выплачивается 2 млрд тенге в год. Жилищный фонд составляет 257,2 млн квадратных метров. Общая потребность капитального ремонта жилых домов - 30,7 млн квадратов. То есть капитальному ремонту подлежит около 12 процентов всего жилья. Прирост жилищных пособий, связанный с увеличением расходов на ремонт, должен составить порядка 1 млрд тенге.

И еще. Не надо забывать: для того чтобы начинать капитальный ремонт, жильцов придется на время выселять куда-то.

- В той же Караганде есть целые незаселенные микрорайоны. В них можно жить или уже нет?

- Да, я понял, о каких районах вы говорите: Это не ветхие, а брошенные дома.

Самое интересное: когда были тяжелые времена для государства, люди их действительно бросали. Трехкомнатная квартира в Майкудуке стоила 100-200 долларов. Людям выгоднее было снять рамы, полы, двери и продать все это на базаре. И уехать. А сосед за стенкой потом мерз зимой.

Сейчас цены на те квартиры выросли до 25-30 тысяч долларов, и прежние хозяева стали возвращаться. Но: Мы еще в третьем созыве инициировали закон по исключению 20-й статьи из закона о жилищных отношениях (она гласила, что вне зависимости от срока отсутствия хозяина жилья за ним остается право на это жилье).

- Почему?

- Вообще, если по уму, то государству в лице акимов просто надо было в те трудные годы ставить брошенное жилье на учет и через год признавать его бесхозным. В Караганде 18 тысяч квартир было брошено. Но потом 10 тысяч из них заселили пришлые люди. И отремонтировали. Причем заселились не просто так, а по опеке акимата. Такая бумажечка была, которая ничего, по сути, не значила, но это был хоть какой-то документ, свидетельствующий, что человек не самовольно захватил это жилье, а государство его на это заселение благословило. Эта бумажечка многим людям помогла отстоять в судах квартиры.

В депрессивных городах эта проблема стояла очень остро. Действительно, кое-где до сих пор пустуют целые микрорайоны. Но остались в основном крупнопанельные дома. Кирпичных очень мало. Почему? Потому что половина Астаны построена из карагандинского кирпича. Так что если оставшиеся панельные дома будут признаны пригодными для дальнейшей эксплуатации, то, конечно же, нужно будет их восстанавливать. За счет бюджета.

- Можно ли сказать, что хотя бы в депрессивных некогда регионах проблема ветхого жилья в какой-то степени может быть решена за счет брошенного?

- Надо смотреть в каждом отдельном случае. Потому что, опять же, брошенные здания, как правило, частично разобраны.

- Известно, что после переноса столицы астанинские дачи оказались востребованны неожиданным образом: в них стали заселяться мигранты из провинции. Однако столица застраивается и растет. Не произойдет ли в Астане рано или поздно печальная история вроде той, которая случилась в Алматы с "Шаныраком"?

- В любом вопросе нужно исходить из законности. Если данные территории подпадают под госнадобность, то тут закон предельно ясен. Механизмы компенсации разработаны и давно действуют. Но не надо путать застройку коммерческого жилья с госнадобностью, это во-первых. Во-вторых, живут на тех дачах не собственники, а люди, снимающие это жилье. А государство будет решать все такие вопросы именно с собственниками.

- Скажите, а есть примеры из развитых стран, как там решаются коммунальные проблемы в многоквартирных домах?

- Там же в основном арендное жилье. Семья въезжает в уже меблированную квартиру и платит хозяину здания, а он решает все коммунальные вопросы.

Нам тоже надо развивать рынок арендного жилья. Но с некоторыми отличиями от западной модели, я считаю. Например, молодая семья имеет первоочередное право на получение государственного арендного жилья, вселяется и оплачивает коммунальные услуги. Плюс выплачивает небольшой процент на государственный счет. Продолжается это 10-15 лет, затем семья просто-напросто доплачивает необходимую сумму и выкупает эту квартиру. Вот один из способов выхода из нынешней ситуации. Потому что сейчас ни бюджетники, ни молодые семьи не смогут оформить ипотеку.

Такая программа уже существует, и я считаю, что на ней нужно сделать акцент. Рынок государственного арендного жилья только зарождается.

Однако, повторюсь, главная проблема - это поддержка государством ветхого и аварийного жилья. И еще: людям наконец-то надо понять, что, живя в многоквартирном доме, они должны заботиться не только о себе. А для того чтобы эта забота не была чрезмерно обременительной, им и будет помогать государство.

- А оно будет помогать?

- Постараемся сделать так, чтобы помогало.

13.12.2007

Владислав ШПАКОВ, www.express-k.kz

kn.kz
>
Статьи