Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Приватизация выходит украинцам боком

Вступление в силу Закона "О государственной программе приватизации на 2012-2014 годы"кладет конец 10-летней практике продажи объектов госсобственности "под заказ" определенного покупателя и открывает двери...

Вступление в силу Закона "О государственной программе приватизации на 2012-2014 годы"кладет конец 10-летней практике продажи объектов госсобственности "под заказ" определенного покупателя и открывает двери к торгам для всех желающих. Однако само по себе принятие нового приватизационного Закона вряд ли приведет к каким-либо сдвигам к лучшему. Завершающая распродажа госсобственности повлечет за собой окончательную монополизацию украинской экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями – произвольным диктатом цен и повсеместным снижением конкурентоспособности, которые еще более усугубят положение конечных потребителей – рядовых граждан.

Назревшая необходимость

В феврале вступил в действие Закон Украины "О государственной программе приватизации на 2012-2014 годы", который предполагает завершение процесса приватизации как широкомасштабного социально-экономического проекта в течение ближайших трех лет. Согласно документу, оно состоится в три этапа. В течение первого, на который отводится первое полугодие нынешнего года, будет подготовлена необходимая правовая и организационная база для осуществления приватизации на новых, заложенных в Законе принципах. В течение второго, который продлится со второго полугодия нынешнего до конца 2013 года, будут проданы все малые и средние объекты госсобственности. А в течение третьего, в 2014 году, будут подготовлены новые предложения о внесении изменений в законодательство, обусловленных окончанием приватизационного процесса.

Наряду с этим документ определяет примерную сумму, которую власти намерены выручить от приватизации и управления госимуществом в 2012-2014 годах – 50-70 млрд. грн. А также – устанавливает конечную долю государственного сектора экономики, которая должна будет составить 25-30% ВВП. То есть, по сравнению с 2010 годом, когда она по оценкам специалистов Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) достигала 37%, она уменьшится на 7-12%.

При этом Закон предусматривает, что управление оставшимися в госсобственности корпоративными правами будет осуществляться, в частности, с использованием бюджетных средств, выделяемых на участие во вторичных эмиссиях акций и предотвращение банкротства тех или иных компаний. То есть – он создает правовые условия для сохранения за государством именно той доли в тех или иных компаниях, которая будет ему принадлежать по итогам их приватизации.

Напомним, что до недавнего времени процесс приватизации в Украине осуществлялся на основе Закона "О государственной программе приватизации на 2000-2002 годы". В течение последних 10 лет как ФГИУ, так и правительство неоднократно инициировали принятие нового документа. В частности, первой подобной попыткой был законопроект "О Государственной программе приватизации на 2003-2008 годы", подготовленный еще тогда, когда председателем ФГИУ был Александр Бондарь.

Этот документ, рассматривавший приватизацию как инструмент комплексного реформирования экономики по отраслевому принципу, также был ориентирован на завершение процесса. И, не исключено, что в случае его принятия к началу глобального кризиса украинская экономика имела бы совершенно иное качество. Тем не менее, ни он, ни последующие версии Госпрограмм приватизации приняты так и не были. И лишь с осени 2011 года вопрос вновь был внесен в повестку дня Президентом Украины Виктором Януковичем.

По мнению аналитиков, на то есть несколько причин. "Дело в том, – отмечает аналитик по макроэкономике ИГ "АРТ-КАПИТАЛ" Олег Иванец, – что в новой команде, пришедшей к власти в 2010 году, есть немало желающих приобрести определенные госактивы. Однако, помимо очевидных – "Укртелекома", энергетики, ОПЗ, в собственности государства остались, во-первых, более-менее средние объекты, а, во-вторых, те, которые относятся к числу не подлежащих продаже. И именно для того, чтобы разобраться с этими категориями объектов и были внесены изменения в законодательство".

В свою очередь, директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов обращает внимание на определенные Законом объемы бюджетных поступлений и сокращение доли госсектора: "Реализовать столь амбициозную стратегию без корректировки законодательства в направлении снятия ряда ограничений на пути дальнейшей разгосударствления экономики было бы просто невозможно".

Полная либерализация

Действительно, в том, что касается всех категорий объектов, не имеющих стратегического значения для экономики и безопасности государства, которые могут быть отнесены к числу малопривлекательных, то на пути к их продаже сняты какие бы то ни было барьеры. Их можно каким угодно образом дробить, сбывать на бирже, выставлять на торги по сколь угодно низкой цене или без назначения стартовой цены вовсе. Что означает их гарантированный переход в частные руки в кратчайшие сроки.

Что же касается объектов так называемой группы "Г" – имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства и, соответственно, пользующихся особым спросом, то здесь также правила игры были существенно изменены в сторону либерализации. Прежде всего – благодаря исключению из документа понятия "промышленный инвестор".

Напомним, что согласно предыдущему Закону, таковым считалась компания, которая либо производит сырье для выставляемого на продажу предприятия, либо – аналогичную продукцию, либо же – использует продукцию данного предприятия в качестве сырья. Подобного рода норма успешно работала на комплектацию технологических цепочек крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) и создание вертикально-интегрированных компаний. Наряду с этим она позволяла "в ручном режиме" выдвигать квалификационные требования к претендентам на участие в конкурсах и таким образом фильтровать круг потенциальных покупателей. Что, в частности, стало одной из причин высокой степени монополизации украинской экономики.

Нынешний же Закон выдвигает к компании-претенденту только одно требование: предоставить полную информацию о ее основателях и акционерах, а также – физических лицах, являющихся ее конечными собственниками. И, наряду с этим, – устанавливает только два ограничения: покупателями не могут быть юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или странах, находящихся в "черном списке" FATF, а также – юридические лица, в которых госдоля составляет более 25% уставного фонда.

Что же касается способов продажи, то главным из них будет открытый аукцион. И, конечно же, Фонд и далее будет определять условия послеприватизационного использования объектов и выдвигать соответствующие требования к покупателям, которые, как и ранее, будут зафиксированы в договоре купли-продажи.

Аналитики оценивают данное нововведение неоднозначно. "С одной стороны, определенные нормы предыдущего Закона существенно ограничивали круг участников приватизационных конкурсов, – констатирует г-н Иванец. – И негативные последствия их действия вполне очевидны, в частности, при продаже "Укртелекома" и энергетики. Ни одна западная компания не смогла даже подать заявку на конкурс. А, с другой, полная отмена этих норм позволяет продавать активы кому попало. Впрочем, сами по себе новые нормы скорее нейтральны, а какими они окажутся будет зависеть от того, как их будут применять".

Остатки сладки

Следует отметить, что, несмотря на то, что львиная доля госсобственности уже продана и структура украинской экономики уже сложилась, в руках государства остается еще целых ряд сверхпривлекательных сегментов. Это объекты газовой сферы и атомной энергетики, титановая отрасль и порты, а также – несколько отдельных ключевых предприятий.

Как уточняет г-н Попов, к первой группе относятся газотранспортная система, а также газораспределительные компании. "Еще в октябре 2011 года правительство передало ФГИУ госпакеты акций 48 горгазов и облгазов, – напоминает эксперт. – При этом власти планируют выставить их на продажу уже в нынешнем году, так же, как и при приватизации энергокомпаний, оставив в госсобственности лишь блокирующие пакеты их акций". И хотя, как отмечает г-н Попов, пока не известно, кто станет их владельцем – Дмитрий Фирташ, контролирующий более 50% украинских облгазов, или россияне, скорее всего, итог будет тем же, что и в энергетике – монополизация рынка и существенный рост цен для рядовых потребителей.

Ко второй группе относится НАЭК "Энергоатом Украины", владеющая владеет всеми четырьмя работающими в Украине АЭС. Но ее приватизация, по мнению г-на Попова, может состояться лишь в отдаленной перспективе. Что же касается третьей группы – титановой отрасли – то, как напоминает эксперт, все образующие ее предприятия уже находятся под контролем г-на Фирташа. "Однако, наиболее вероятно, – предполагает г-н Попов, – что ее приватизация состоится не путем открытых продаж, а посредством образования государственно-частного холдинга, контрольным пакетом которого будет владеть Group DF".

К четвертой группе формально относятся 18 морских торговых портов Украины. Но реально представителей крупных ФПГ будут интересовать крупнейшие из них – порт "Южный", Одесский, Ильичевский, Мариупольский и Николаевские порты. И, наконец, как считает г-н Попов, уже в нынешнем году наверняка будет приватизировано ОАО "Одесский припортовый завод", собственником которого станет фактический монополист украинского химпрома г-н Фирташ. А в отдаленной перспективе не исключена приватизация ОАО "Турбоатом".

Вполне очевидно, что завершающая распродажа госсобственности повлечет за собой лишь окончательную монополизацию украинской экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями – произвольным диктатом цен и повсеместным снижением конкурентоспособности, которые еще более усугубят положение конечных потребителей – рядовых граждан. То есть – само по себе принятие нового приватизационного Закона вряд ли приведет к каким-либо сдвигам к лучшему.

Во всяком случае, ход нынешних продаж никак не позволяет предполагать обратное. "В настоящее время продолжается процесс отчуждения госсобственности на крайне непрозрачных условиях, узкому кругу лиц, приближенных к действующей власти, – констатирует г-н Попов. – При этом нет ни свидетельств справедливости уплаченной цены, ни гарантий выполнения новыми собственниками своих инвестиционных обязательств".

Между тем, по мнению г-на Иванца, государство в принципе следовало бы изменить сам подход к приватизации. "Государство должно перенести акцент с продажи активов на стратегии их развития, – уточняет он. – Необходимо привлекать лучших специалистов в мире в разных отраслях для разработки стратегии развития крупных госпредприятий и выставлять их на продажу с уже сформированной стратегией, которую должен будет впоследствии воплотить покупатель. Или же просто проводить конкурс стратегий развития того или иного предприятия среди потенциальных покупателей, при этом устанавливая невысокую цену за актив, но жестко требуя доведения его работы до мирового уровня".

Но для этого нужен был бы другой закон и, конечно, другие его исполнители.

Фото: realty.obozrevatel.com

realty.obozrevatel.com

kn.kz
>
Статьи