Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Не дождетесь.

Резкое замедление инфляции, которое впервые за 20 лет наблюдается в российской экономике, происходит вследствие оттока капиталов из страны и сокращения скорости обращения денежной...

Резкое замедление инфляции, которое впервые за 20 лет наблюдается в российской экономике, происходит вследствие оттока капиталов из страны и сокращения скорости обращения денежной массы из-за возросших стремлений населения к накоплениям. Определенный вклад внес и фокус правительства с переносом индексации тарифов естественных монополий, а также высокий урожай, декларируемые в качестве замедляющих причин официально. Но низкая инфляция может быть спровоцирована и замедлением экономического роста в целом. Впрочем, среди рынков есть исключения, на которые действует фактор высокого инвестиционного потенциала. Например, несмотря на общую стагнацию потребительского спроса, рынок недвижимости испытывает сейчас даже некоторый перегрев по причине «особой» надежности вложений денег в него в период макроэкономических рисков. Доля инвестиционных сделок с квартирами в крупных городах за последние полгода выросла более чем на 80%. На вопрос о причинах выбора покупатели в основном заявляют: «А черт знает, что будет с деньгами, когда начнется кризис». Так что рассчитывать на значительное снижение цен при ожидаемом охлаждении экономики, о котором мечтает население, не приходится.

Инфляция в минувшем году, по окончательным данным, составила всего 6,1%. Этот показатель стал самым низким с 1991 года. На текущий год Центробанк и Минэкономразвития сделали еще более оптимистичный прогноз. В 2012 году ЦБ РФ ожидает снижение темпов инфляции до уровня 5–6%. Рост потребительских цен в России с 1 по 10 января 2012 года составил 0,1%. Для сравнения, за аналогичный период 2011 года инфляция составила 0,8%, а годом ранее — 0,7%. В целом за январь 2011 года цены в стране выросли на 2,4%. В этом январе прогнозируется фантастический для России показатель 0,5%. Прогнозы строятся в основном на плавном повышении тарифов, введенном как раз для нивелирования инфляционных рисков. Однако нельзя переоценивать тарифный вклад естественных монополий. По расчетам экономистов, их доля в потребительской корзине Росстата составляет около 7%. C учетом косвенного влияния на себестоимость товаров и услуг этот показатель может вырасти максимум до 9,5%.

Фактор высокого урожая в сельском хозяйстве спровоцировал низкий индекс цен на некоторые позиции плодоовощной продукции — картофель, крупы, растительное масло. Но это в совокупности дает нам не более 5,6% из общего «портфеля» повышения цен. Топливо подорожало на 12,7%, что с учетом его доли в 8,1% и косвенного воздействия привносит еще 0,3% инфляции. Получается, что официально названные факторы замедления роста ИПЦ стали причиной не более 47% его роста. В чем причина остальной инфляционной радости? Судя по классической экономической теории, снижение инфляции может свидетельствовать о сокращении скорости обращения денежной массы вследствие общей стагнации экономики. Кстати, в 2009 году, когда существование проблем в экономике никто не отрицал, министр финансов РФ Алексей Кудрин признавал, что «снижение инфляции частично связано со снижением спроса и слабостью экономики». При этом он отметил, что есть два более фундаментальных фактора — ситуация с ценой на нефть и притоком капитала. Так как в этом году проблемы российской экономики на правительственном уровне отрицаются как факт (что понятно в преддверии президентских выборов), официальных честных признаний обо всех факторах замедления ИПЦ вряд ли мы дождемся. Новый министр финансов Антон Силуанов недавно рассказал лишь о преемственности экономической политики: «Я солидарен со своим предшественником — основными нерегулируемыми факторами остаются ценовая конъюнктура на мировых рынках энергоносителей и показатели динамики движения капитала». Цены на нефть не снижаются под давлением геополитической напряженности в регионах ее добычи — оставим ее в покое. Остаются отток капитала и снижение спроса, то есть покупательской активности и соответствующей стагнации рынков сбыта. Таким образом, показатель снижения инфляции в 2011 году может свидетельствовать об уже наступивших кризисных явлениях в экономике.

Тем не менее сам по себе факт замедления роста ИПЦ весьма позитивная новость. Правительство может без особых рисков прибегнуть к смягчению денежно-кредитной политики — понизить ставки рефинансирования и простимулировать кредитную активность банков. С точки зрения населения это тоже плюс — слегка повышается его покупательская способность. Самая же заветная мечта многих, связанная с ожиданием кризиса и замедлением инфляции, — снижение стоимости недвижимости. Те 32% семей, которые, по данным Минэкономразвития, планируют улучшить свои жилищные условия, как раз и ждут не дождутся заветных экономических проблем, чтобы подешевле купить квартиру. Но мечте не суждено будет сбыться в среднесрочной перспективе, даже если произойдет-таки обвал в еврозоне.

Охлаждение рынка недвижимости наступает лишь в самый острый момент кризиса, и то только в случае критически большой его глубины — когда при определенном уровне экономического спада уже подавляющее большинство, а не только спекулятивные капиталы выводятся за рубеж. Например, вкладываются в недвижимость ОАЭ и Великобритании или высоконадежные казначейские финансовые инструменты США, как это было в 2009-м. А реальные доходы населения сокращаются на десятки процентов, провоцируя не просто стагнацию, а истеричный обвал потребительских рынков. Отрицательный тренд по «сползающему» сценарию не вызовет достаточное для дефляционных процессов сокращение спроса на квартиры и дома. Тем более что инвестиционных инструментов высшего уровня надежности в мире уже не осталось. Даже эталонные US Treasuries потеряли свой кредитный рейтинг ААА, а в ЕС начали проявляться опасные признаки общей дефляции, которые делают вложения в излюбленную российскими буржуа лондонскую недвижимость совсем даже непривлекательными.

Опрошенные «Экспертом Online» крупнейшие риэлтеры страны соглашаются, что сфера недвижимости наименее подвержена рискам. Прежде всего благодаря мощной государственной поддержке, оказываемой спросу на рынке в виде финансирования кредитов и различных льготных субсидий. Заместитель генерального директора сети агентств недвижимости «Троицкий дом» Нина Тютина пояснила: «Мы не ожидаем обвального снижения спроса даже в случае реализации худшего макроэкономического сценария. Помните, осенью 2008 года резкую стагнацию до 50% прогнозировали многие эксперты. Мы же еще в июле отводили на снижение цен 20–25%, что вполне подтвердилось в период острой фазы кризиса в 2009 году. Прежде всего потому, что в массовом сегменте рынка, составляющем до 70% его объема, огромная доля инвестиционного участия государства. Сегодня у потребительского спроса на объекты недвижимости еще больше государственной поддержки — в полную силу заработала военная ипотека, расширена программа "Молодая семья", увеличено софинансирование ставок по ипотечным кредитам и льготного жилищного субсидирования многодетных семей. Также необходимо учитывать, что эта сфера очень политизирована. Поэтому даже если будет реализован самый негативный сценарий развития событий с дефолтом Греции и т. д. и федеральный бюджет придется секвестировать, ипотечные программы правительство будет стараться сохранить любой ценой. Я думаю, что до президентских выборов цены продолжат рост ввиду превышения спроса над предложением. После марта, скорее всего, будет некоторое охлаждение, но недостаточное для ценовых корректировок. А в случае наступления второй волны кризиса небольшое снижение цен в пределах 10–15% возможно, но даже это произойдет не сразу, а при значительном снижении реальных доходов населения».

Фото: picvario.com

Сергей Тихонов, expert.ru

kn.kz
>
Статьи