Объекты кондоминиума могут приносить доход. Так уж сложилось, что подвалы, крыши и подъезды требуют постоянных вложений. Причём немалых.
Объекты кондоминиума могут приносить доход. Так уж сложилось, что подвалы, крыши и подъезды требуют постоянных вложений. Причем немалых. Покрыть часть затрат, иногда значительную, поможет сдача в аренду, например, стен дома под рекламу.
В теории все выглядит просто: если на многоэтажке появился баннер с рекламой, руководство фирмы заплатит вашему КСК за пользование стеной. По той же аналогии можно получать доход от размещения антенн сотовых операторов или радиосвязи на вашей крыше. Но это в теории. На практике оказывается, что для сотрудничества подходит не каждый рекламодатель, а решение, куда направить полученную прибыль, может приниматься без участия жильцов.
Реклама — дело хлопотное
Значительная часть наружной рекламы, в том числе и на многоэтажках, размещена незаконно, считают в ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства города Караганды». Именно в этом ведомстве нужно получить соответствующее разрешение. Для этого туда необходимо принести заявление, эскиз будущей рекламы, предварительно согласованный с Отделом культуры и развития языков. К документам также прикладывают письменное согласие собственников объекта, в нашем случае многоэтажки. На практике, говорят специалисты, предприниматели часто согласовывают свои действия лишь с председателями КСК, а исполнительные органы в известность не ставят.
— Хочу донести до предпринимателей, что без разрешительных документов, размещать наружную рекламу запрещено, — говорит главный художник города Караганды Юлия Плужникова. — Мы регулярно ведем мониторинг улиц, очень много нарушений находим. Отправляем уведомления на фирмы о том, что они обязаны оформить документы. Большинство руководителей реагируют сразу. При выдаче разрешения смотрим, соответствует ли реклама закону, правилам благоустройства города Караганды. Запрещено размещать недобросовестную, неэтичную, недостоверную информацию.
— В большинстве случаев, — поясняет главный художник, — самовольное размещение рекламы приводит к тому, что баннеры, указатели и прочие виды наружной рекламы располагаются хаотично и нарушают эстетический облик города.
— Эта беспорядочность влияет на каждого из нас: на настроение и психоэмоциональное состояние жителей и гостей города в целом, — считает она. — Например, в Отдел архитектуры однажды принесли на рассмотрение эскиз рекламы, где был изображен мужчина с приставленным к виску заправочным пистолетом. Такими на АЗС пользуются. Мы попросили изменить изображение, потому что неизвестно, какие ассоциации это может вызвать у человека. Хочется, чтобы у жителей и гостей Караганды было ощущение комфорта и гармонии от пребывания в пространстве улиц нашего города.
За нарушение закона о рекламе лицам, размещающим наружную рекламу без разрешительных документов, грозит штраф, по Административному кодексу Республики Казахстан от 50 до 400 МРП (1 МРП — 1618 тенге).
Дорогое удовольствие
Некоторые владельцы фирм даже не читали закон о рекламе. А многие уклоняются от обращения в Отдел архитектуры вовсе не из-за того, что нужно собирать документы и ходить по инстанциям. После того, как реклама оформлена официально, все данные поступают в налоговое управление, и предприниматель обязан ежемесячно платить в бюджет за тот же баннер на стене. В статье 530 налогового кодекса указаны конкретные ставки по каждому виду и размеру рекламы. Например, за небольшой баннер в 2 квадратных метра рекламодатель должен платить 4854 тенге каждый месяц.
— Я категорически не согласен с подходом государства к налогу на рекламу, — говорит президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат Доскенов. — Лет 5 назад, до кризиса, он сильно подорожал. Депутаты решили, что можно на этом заработать. Я тогда объяснял, что рекламный рынок очень узкий, нельзя так необоснованно поднимать плату. Никто не внял моим доводам. В результате много компаний, которые занимались рекламой, ушли с рынка, остались только крупные фирмы.
Теперь наружный способ двигателя торговли не развивается, отчего государство только в проигрыше, подводит итог предприниматель. Местные власти стремятся расчистить центр города от рекламы. Количество мест сокращается, фирмы, которые занимаются продажей рекламных мест, вынуждены повышать цены. К этому примешиваются интересы председателей КСК. По словам руководителя Ассоциации, представители кооперативов уверены, что реклама приносит фирмам огромный доход, поэтому завышают свои требования. Каких-либо правил или законов, которые устанавливают расценки за пользование стеной или крышей, не существует. Работают по принципу: кто как сможет договориться.
— Государству надо принять такое компромиссное решение, которое бы не ущемляло интересы собственников жилья, рекламодателей и тех, кто профессионально этой рекламой занимается, — говорит Талгат Казкенович.
Добро пожаловать на стену
Реклама на одном из домов по улице Гапеева обходится предпринимателям недорого. Если сравнивать с другими расценками по городу. Десятиэтажку рекламодатели облюбовали давно: ее хорошо видно при въезде в город по Спасскому шоссе. На крыше установлены крупные буквы названия корпорации «Казахмыс». А боковая стена дома почти полностью затянута брандмауэром с социальной рекламой: «Добро пожаловать в Караганду». В самом же здании расположился магазин автозапчастей, который вывесил свою рекламу на стене того же дома.
Председатель КСК «Достык» Виктор Ботов, которое обслуживает многоэтажку, говорит, что с представителями фирм сложно договариваться о цене. Тем более, когда нет конкретной системы расчета.
— Хозяин автомагазина, например, товарищ ненадежный, — считает руководитель кооператива. — За одну рекламу примерно в 20 квадратов отдает 1900 тенге в месяц. Сначала висели два баннера, а мы разрешили только один. Он снял лишний. А крепления в стене оставил. Стены-то плиточные, он их губит. Пытаемся договориться о повышении стоимости. Хотели запросить 250 тенге за квадратный метр — это, где-то, 5 тысяч в месяц получается. Предприниматель говорит, денег нет. Не понимает он всей социальной ответственности.
Амортизацию стены для автомагазина Виктор Ботов оценил ориентировочно. Считает, что нужно еще проанализировать цены по городу. Для расчета же стоимости рекламной конструкции «Казахмыса», что расположена на крыше, он применил другую методику (Таблица 1).
Ремонт каких-либо поломок в конструкции рекламодатель делает за свой счет. Буквы на крыше были установлены неправильно, считает Виктор Ботов. Они появились при другом председателе КСК. Нынешний руководитель считает, что нужны более современные способы крепления. Для тяжелой установки сделали отверстия в крыше. Но их сложно заделать, чтобы они не протекали. Тем не менее и с этими трудностями реклама на доме — дело выгодное, говорит Виктор Ботов. В будущем, возможно, на крыше появится собственность еще одной фирмы — антенны. Переговоры с предпринимателями уже состоялись.
Как быть с социальной рекламой, которая закрывает торец дома, председатель КСК «Достык» не знает. Говорит, она висела еще до его прихода на должность управляющего. Перед праздниками ее просто обновили, но на каких основаниях власти используют общую собственность жильцов, Виктор Ботов прокомментировать не может.
— Насчет денег за эту рекламу я пока ничего не узнавал: должны они платить или нет. Некогда было, я ремонтом подъезда занимался с утра до вечера. Пусть и дальше просто так висит. Наш дом, вроде, от этого красивее становится. Патриотом своей страны тоже надо быть.
Представитель предпринимателей Талгат Доскенов говорит, что налогов за рекламу социального характера чиновники не платят:
— Мне кажется, государство нельзя освобождать от такого вида налогов. У нас рыночная экономика, должны платить все — как частный бизнес, так и власти. Тогда чиновники начинают понимать, что реклама дорого стоит. Если такого денежного ограничителя нет, может происходить неуместное администрирование: рекламу под разными предлогами могут заставить повесить.
Но пока председатель КСК «Достык» Виктор Ботов озадачен не извлечением прибыли, а улучшением состояния своей многоэтажки, и гордится проделанной работой. Таких подъездов не найдешь во всем городе: стены покрыты специальной крошкой и золотой краской, на полу современная плитка, вместо лампочек светильники. Почти как в музее. Руководитель КСК говорит, что ему понадобилось время, чтобы завоевать доверие жителей дома. Ответственных председателей КСК в городе встретишь нечасто.
Не прячьте ваши денежки
Дом на улице Бухар-жырау, 56/2 находится в самой гуще торговых точек. Рядом ЦУМ и «Абзал», а боковая стена смотрит на проезжую часть проспекта Бухар-жырау. Здесь разместили рекламу интернета, сотовой связи и бытовой техники, а на крыше недавно появилось название банка. Этот дом, из-за удачного расположения, можно назвать счастливчиком, реклама здесь не исчезает уже несколько лет. Но именно из-за этой многоэтажки второй год выясняют отношения два КСК: «Центр 56/2» и «Луч».
В последнем считают, что КСК «Центр 56/2» ведет свою деятельность незаконно, в связи с чем идут разбирательства в суде. Председатель «Центра 56/2» до решения суда ситуацию комментировать отказывается. Логику руководителя этого кооператива можно понять: раньше их дом входил в состав КСК «Луч», которое обслуживало еще 14 домов. А значит деньги от жильцов и рекламы поступали в общую кассу и распределялись на все многоэтажки. Создать кооператив в одном прибыльном доме и тратить все средства только на его содержание гораздо выгоднее.
Представители каждого объединения выдвигают свои доводы. В КСК «Луч» говорят, что жильцы «рекламной» много-этажки при их правлении не платили эксплуатационные расходы — все покрывала реклама. В доме установили насос, который подает холодную воду на этажи, чего раньше не было, отремонтировали крышу.
В КСК «Центр 56/2» считают, что работают лучше: они запустили лифт и привели в порядок подъезд. Полбеды, если бы разбирательства происходили только в суде. Взаимные подозрения в растрате средств и конфликты переносятся во двор и подъезды. Подобные ситуации показывают, как сложно гражданам отследить прозрачность деятельности любого КСК в городе. Тем более, когда содержание многоэтажки становится выгодным.
— Когда мы управляли домом, — рассказывает зампредседателя КСК «Луч» Галина Яфарова, — два баннера у нас на стене приносили нам по 10 тысяч тенге в месяц каждый. Еще одна реклама по 5 тысяч тенге в месяц. Была реклама Нурбанка на крыше, за нее мы получали 50 тысяч ежемесячно.
Сегодня цены за рекламу намного выше, уверена Галина Яфарова. Женщина говорит, что направила жалобу в прокуратуру и в ней указала примерную, по ее подсчетам, сумму, полученную новым КСК от рекламы за два года работы — 3 миллиона 350 тысяч тенге.
В получении прибыли нет ничего противозаконного. Сейчас КСК выясняют, кто из них имеет на нее право. Но где гарантия, что не появится третья заинтересованная сторона в этом конфликте. И сколько еще времени и сил понадобится, чтобы навести порядок в доме и помирить соседей?
Пройдя по этажам этой рекламной истории можно сделать вывод, что жильцы, как главные ответственные лица за состояние своего дома, почему-то остаются в стороне от преимуществ владения собственностью. Все упирается в добросовестность и профессионализм председателей КСК.
Памятка для жителей
- Для рекламы подойдет не каждая стена. Многоэтажки во дворах рекламодателям не интересны. Информация на баннере должна воздействовать на сознание масс, для чего используют фасады, торцы и крыши, расположенные вдоль оживленных улиц.
- Согласно постановлению Правительства РК от 7 февраля 2008 года к заявлению для получения разрешения в местный исполнительный орган прилагается «договор о размещении объекта наружной (визуальной) рекламы, заключенный заявителем с собственником (собственниками) объекта, на который предлагается разместить объект наружной (визуальной) рекламы, органом управления объектом кондоминиума или лицами, обладающими иными вещными правами».
- Для прозрачности отчетов рекламодатели и КСК должны работать по безналичному расчету. Хотя, доказать, что доходы, полученные от использования кондоминиума, ушли не по назначению, очень сложно. Фирмы работают с председателями КСК, готовыми заключить договор на размещение рекламы. Взаимоотношения членов кооператива и дальнейшая судьба уплаченных денег не входит в сферу деятельности частной организации.
- Реклама относится к дорогим затратам, поэтому не стоит претендовать на солидные денежные поступления. Но, в то же время, следует помнить, что установки на стенах и крышах приводят к износу зданий, а значит, содержание рекламы должно быть выгодно собственникам дома.
- Жильцы и КСК не несут ответственности в случаях, когда реклама на многоэтажке размещена незаконно, то есть ее появление не согласовано с соответствующими исполнительными органами.
- Многие председатели КСК даже не знают, как работать с предпринимателями по вопросам размещения наружной рекламы. Из-за чего жильцы дома могут упустить возможную прибыль.
Ирина БЕРДАШОВА, Караганда
Информационная служба www.kn.kz