Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Мой дом — моя крепость. Защитит ли он нас в случае землетрясения?

Люди пока еще не научились точно предсказывать, а тем более предотвращать землетрясения. А в Казахстане сейсмоопасные районы с населением более шести миллионов человек, как известно, занимают порядка 40 процентов от общей площади республики. Что же нужно делать, чтобы обеспечить безопасность людей при землетрясениях?

Люди пока еще не научились точно предсказывать, а тем более предотвращать землетрясения. А в Казахстане сейсмоопасные районы с населением более шести миллионов человек, как известно, занимают порядка 40 процентов от общей площади республики. Что же нужно делать, чтобы обеспечить безопасность людей при землетрясениях? На этот вопрос отвечают организаторы и участники прошедшей в Алматы международной научно-практической конференции.

Рука об руку с наукой

Наряду с казахстанскими учеными в работе вышеназванной конференции приняли участие специалисты в области сейсмологии и сейсмостойкого строительства из Японии, Южной Кореи, России, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Поскольку ситуация в сейсмоопасных регионах планеты отслеживается повсеместно, то мнения передовых ученых из разных стран сошлись на том, что за последние два-три года у властей города Алматы накопился определенный опыт в части проведения жесткого контроля за строительством объектов независимо от форм собственности, а также в вопросах, касающихся учебы и аттестации специалистов — проектировщиков и строителей — с дальнейшим их допуском к строительству в сейсмоопасной зоне.

Непосредственно организацией мероприятия занималось государственное коммунальное казенное предприятие «Сейсмостройзащита», которое было создано при акимате Алматы в мае прошлого года. Срок относительно небольшой, но за это время многое уже сделано. По словам директора ГККП Ардака Кантарбаева, чтобы обеспечить сейсмическую надежность строящихся в городе зданий, активизированы инжиниринговые услуги на строительном рынке, а в процесс строительства интенсивно внедряются новые технологии и последние достижения науки.

— С октября этого года при акимате города работает конкурсная комиссия по определению потенциального поставщика по технологическому сопровождению строительства при возведении зданий этажностью девять и более этажей, — говорит он. — Говоря проще, комиссия гарантирует независимость и компетентность инжиниринговых центров, работающих на строительных объектах.

Что касается прошедшего в конце октября научно-практического симпозиума, где вопросы обеспечения сейсмической безопасности города рассматривались как с сейсмологических, так и с архитектурно-строительных позиций, то в дальнейшем, как сообщил директор «Сейсмостройзащиты», международные форумы по сейсмобезопасности, инициированные местными исполнительными органами, станут для Алматы традиционными.

— Цель при этом мы ставим одну: привлекая опыт и ученые умы из других стран, получить как можно больше информации о том, как можно и нужно снизить риски населения в случае землетрясения, — сказал А. Кантарбаев.

Некрасивые — самые надежные

Специалисты Казахского научно-исследовательского института сейсмостойкого строительства и архитектуры (КазНИИССА) здания, стоящие на улицах Алматы, разделяют на три категории — сейсмобезопасные, сейсмоопасные и такие, степень сейсмобезопасности которых надо устанавливать при помощи специальных исследований. К безусловно сейсмостойким они относят крупнопанельные дома. При землетрясении 1988 года в Армении, например, были разрушены девятиэтажные каркасные дома, но все панельные выстояли. По словам директора КазНИИССА Марата Ашимбаева, в мире еще не было ни одного землетрясения, которое могло бы повредить эти здания.

— И когда раздаются призывы снести целые микрорайоны, застроенные этими крупнопанельками, чтобы на их месте построить высотки, я считаю это безумием, — говорит он. — Этот жилой фонд трогать нельзя. Каждое уцелевшее здание в случае разрушительного землетрясения будет убежищем для людей, оставшихся без крова. Другое дело, что эти сейсмостойкие, но некрасивые дома надо модернизировать.

К сейсмостойким специалисты также относят здания из монолитного железобетона со стальными несущими конструкциями и деревянные дома. Из сейсмоопасного жилого фонда наибольшую опасность представляют дома с кирпичными несущими стенами и деревянными перекрытиями и, естественно, саманно-сырцовые дома. Низкой сопротивляемостью обладают и дома, построенные из шлако- и золоблоков. Из современных строений наибольшую угрозу представляют собой здания с так называемыми первыми гибкими этажами, где расположены магазины, рестораны, кафе и прочие учреждения, требующие больших заловых помещений.

Выходов здесь напрашивается два: дома, где в случае землетрясения ожидается наибольшая потеря людей, надо либо усиливать, либо сносить, чтобы построить на их месте сейсмостойкие здания. А поскольку стоимость усиления, как считают специалисты, сопоставима со стоимостью нового строительства, да и организационно эта задача невыполнима (выселить людей на долгие месяцы, если не на годы, практически невозможно), то лучше строить новые дома, где жильцам гарантированно будет предоставлено надежное сейсмостойкое жилье.

Если говорить языком цифр, то на сегодняшний день около 30 процентов зданий в Алматы сейсмоопасны, 40 можно отнести к категории сейсмостойких. Оставшиеся 30 процентов — это современные здания, где все зависит от качества строительных работ. Насколько они надежны в случае землетрясения, можно установить при помощи специальных исследований. Соответствие проекта действующим строительным нормам и требованиям сейсмостойкости оценивается системой экспертизы проектов, где приоритет, как считают специалисты КазНИИССА, должен принадлежать госэкспертизе. Обеспечение качества строительства входит в компетенцию ДГАСКа.

Одним из способов проверки сейсмостойкости построенных зданий является комплекс динамических испытаний. На сегодняшний день Институтом сейсмостойкого строительства проведены испытания не более десятка зданий в трех-четырех фирмах.

Карта как основа безопасного строительства

С начала 90-х годов прошлого столетия наша планета вступила в очередную фазу активных сейсмических процессов. Свидетельством этому являются сильнейшие землетрясения, происшедшие в этот период в Японии, Иране, России, Пакистане, Индийском океане.

Как отметил директор Института сейсмологии РК Танаткан Абаканов, сильные землетрясения данного периода проявлялись в тех очаговых зонах, где в период, предшествовавший активизации сейсмических процессов, уже происходили разрушительные землетрясения. Предшествующая нынешней активизация на земном шаре была примерно с 1880 до 1930 года. В это время случились, например, сильнейшие землетрясения в Сан-Франциско (1906 год) и Токио (1923 год). На территории Казахстана также произошел ряд сильнейших землетрясений. В 1887 году — Верненское, в 1889-м — Чиликское, в 1911-м — Кеминское. Их интенсивность в очаговых зонах доходила до 10—11 баллов.

Специалисты Института сейсмологии, как сообщил директор этого предприятия, имеют опыт проведения работ по исследованию эксплуатационной и сейсмической надежности сооружений указанного типа. По Усть-Каменогорскому и Капшагайскому гидроузлам были, например, проведены работы по предварительной оценке технического состояния. Они наглядно показали необходимость более глубокого исследования и проведения непрерывного сейсмологического мониторинга.

Основным документом для возведения того или иного объекта является карта микросейсморайонирования. В положении, действовавшем в бытность СССР, такая карта должна была уточняться каждые десять лет.

Карты общего и детального сейсмического районирования фоновую балльность и истинное положение вещей на конкретной строительной площадке отражают не в полной мере. Если, например, по карте общего районирования интенсивность равна пяти-шести баллам, то по карте сейсмического микрорайонирования она может быть до одного-двух баллов и достичь семи-восьми баллов в зависимости от грунтовых условий и техногенных нагрузок. Недопонимание этих особенностей ныне зачастую приводит к активному строительству без дополнительного проведения сейсмического микрорайонирования конкретных площадок.

— Я считаю, что сейчас крайне необходимо провести уточнение сейсмичности строительных площадок, — говорит директор Института сейсмологии. — А для этого нужно разрабатывать карты сейсмического микрорайонирования в зонах интенсивной добычи углевородного сырья и рудных материалов.

Что касается Алматы, то карта, по которой застраивается город, давно уже не соответствует действительности. Будучи составленной в 1983 году, она устарела и морально, и физически. Грунтовые условия и уровень грунтовых вод за эти годы существенно изменились, возросла нагрузка на геологическую среду в связи с бурным строительством высотных зданий и сооружений. К тому же надо учесть, что территория Алматы изрезана тектоническими разломами, которые могут заявить о себе при сильных землетрясениях.

Пока еще неизвестно, сбудется ли это благое намерение, но в резолюции, принятой по окончании международного симпозиума, было отмечено, что нужно немедленно разработать карту сейсмического микрорайонирования территории города и принять дополнительные меры по ужесточению контроля за строительством.

— Поскольку это был первый форум с участием местных органов власти, то есть большая вероятность, что средства для проведения дорогостоящих работ по сейсмическому микрорайонированию города все же будут изысканы, — лелеет надежды Танаткан Абаканов. — Такая карта — основа безопасного строительства.

...Точку мы не ставим: поскольку вопросы сейсмостойкости жилья касаются практически каждого казахстанца, то разговор на эту тему мы надеемся продолжить и в будущем. Например, поднять такой вопрос, как строительство безопасного частного жилья (дач, особняков, коттеджей и прочего).

07.12.2007

Галия Шимырбаева, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи