Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кому нужны «скелеты» дольщиков

Около 4000 дольщиков, поучаствовавших в строительстве столицы, до сих пор ничего не знают о судьбе своих квартир. «Скелеты» некоторых домов на фоне растущего города — 26 проблемных, зависших объектов — начинают получать свои «диагнозы».

Около 4000 дольщиков, поучаствовавших в строительстве столицы, до сих пор ничего не знают о судьбе своих квартир. «Скелеты» некоторых домов на фоне растущего города — 26 проблемных, зависших объектов — начинают получать свои «диагнозы».

Доля закона

На прошлой неделе заместитель акима Астаны Сергей Хорошун и директор Департамента государственного архитектурно-строительного контроля Владимир Лютов встретились с некоторыми руководителями этих 26 компаний, относящихся к числу проблемных.

Застройщики из-за полного отсутствия средств пока не выполнили свои обязательства перед дольщиками.

Сотни пайщиков ЖК «Тассай», «Окжетпес», «Жулдыз» и «Коктобе» сегодня оказались в полном отчаянии. Сроки строительства не выполняются. «Окжетпес» находится на начальной стадии, по остальным — работы не начаты. Зато, как выяснилось на собрании дольщиков, около половины квартир в них продано. Причем в начале этого года, когда в силу вступил Закон «О долевом строительстве». Между тем договор никак не похож на образец, проработанный властями.

Нет там ни данных о величине неустойки в случае нарушения застройщиком предусмотренного срока, ни самого срока, нет и архитектурной проектной документации — планов застройки и жилища, этажности. Более того, заверен он всего одной печатью застройщика и подписью руководителя фирмы. Выходит, договоры эти не были поставлены на учет и не вступили в силу.

Механизм должен был выглядеть примерно так: застройщик обращается в ГАСК по поводу учета дольщиков. Если у застройщика есть разрешение и лицензия, делают отметку в журнале и «штампуют» договоры. Почему здесь получилось иначе и сколько таких договоров «вне закона», пока неизвестно. Неясно и то, к какому выводу придут проверяющие органы, но городские власти пообещали дольщикам в течение двух недель найти возможные выходы из положения. На общих условиях эти объекты кредитоваться банками не будут.

Примерно в такой же ситуации оказались клиенты «Бразерс Компани». К числу проблемных объектов отнесли «Европейский» и «Эгалите». Для завершения этих жилых комплексов требуется около 2 млрд. тенге. Однако такая сумма, предполагается, будет получена в виде кредита в одном из банков.

Проекты ТОО «Дубайстройхолдинг», заявленные еще в ноябре 2005 года — «Алтын Гасыр» и «Вариант», — также зависли из-за отсутствия средств. Сейчас АО «Tamiz Invest Group» приняло имущество ТОО «Dubai Stroy Holding» в зачет, чтобы исполнить обязательства перед дольщиками жилых комплексов «Алтын Гасыр» и «Вариант». Сейчас идет процедура выкупа земельного участка, отведенного под строительство ЖК «Алтын Гасыр», находящегося в залоге в АО «Темирбанк». Дата завершения строительства — июнь 2008 года.

Не хватает денег застройщику «Болид Караганда» на завершение строительства дома, который должен был быть построен на пр. Победы, «Азбуке жилья» — на ЖК «Палацио»... Городским властям, видимо, предстоит разобраться и с объектами «Бейбитшилик», «Енлик», «Мунар», «Кыпшак», «Хаят», «Махтумкули», «Молодая семья». К кредитованию эти объекты пока не представлены.

Владимир Лютов, директор Управления государственного строительно-архитектурного контроля, сообщил, что сейчас прорабатываются две схемы решения этих проблем. Первое — это привлечение коммунальных предприятий города, в частности, на достройку объектов мансардного строительства и двух объектов компании «Актив». Второй путь решения проблемы — привлечение инвесторов. Причем на прежних условиях.

Круглый ноль квадратных метров

На компаниях — миллионные долги перед банками и дольщиками. Жилые комплексы, состоящие, как правило, более чем из 500 квартир, готовы на 20, 10, а то и вовсе на 2 процента. Зато проданы на все 90%.

Самое интересное, что дольщики признались: запаниковали, когда их потенциальное жилье исчезло из рекламных блоков телеканалов, радио и печати. Действительно, по новому Закону «О долевом строительстве», застройщики не могут заявить о продаже квартир, не получив документы о завершении нулевого цикла.

Оказалось, эти компании научились «светиться» на всевозможных акциях и выставках.

Очень выгодно. Участие стоит не так дорого, как качественный ролик или размещенный модуль. Очень удобно: «Смотрите, какой красивый домик мы нарисовали!»

«Мы определились с выбором застройщика после того, как посетили строительную выставку, которая проходила в здании Конгресс-холла. Нам показали макеты, планы квартир, фасад, дали визитку. Мы решили продать квартиру, взяли в долг денег и оплатили всю сумму уже через неделю», — рассказывает Мансия М., одна из дольщиц.

С тех пор наблюдаем лишь то, как растет не дом, а забор, огораживающий строительную площадку. Руководство в таких случаях предпочитает не встречаться с обиженными клиентами, винит во всем подрядчиков и субподрядчиков, а то и вовсе представителей городских властей. Кто ответит? Застройщик. По закону, это не тот, кто строит, а «юридическое лицо, осуществляющее лицензируемую деятельность по привлечению денег дольщиков».

У него должно быть имущество, активы, счета, которые в случае невыполнения обязательств и должны покрыть затраты дольщиков. Причем с неустойкой в 0,1% — для тех, кто начал продавать квартиры в 2007 году.

Однако дольщики пока не торопятся в суд, полагая, что все имущество давно продано и вывезено за рубеж.

Люди пишут письма Президенту, в правительство, в акимат и ГАСК. Последний орган — тот самый, что уполномочен проверять застройщиков, требовать и предписывать, обнаружил много интересных обстоятельств, прояснить которые должна в ближайшее время финансовая полиция.

30.11.2007

Алина Буравцева, www.info-tses.kz

kn.kz
>
Статьи