Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

О вечном ипотечном

В Казахстане можно выделить несколько явных признаков сложной ситуации. Во-первых, всевозможные экстренные меры правительства, многие из которых, к слову, выглядят сомнительно. Во-вторых, увольнение министра финансов. Причем не просто так, а за ошибки. В-третьих, ситуация на рынке недвижимости.

В Казахстане можно выделить несколько явных признаков сложной ситуации. Во-первых, всевозможные экстренные меры правительства, многие из которых, к слову, выглядят сомнительно. Во-вторых, увольнение министра финансов. Причем не просто так, а за ошибки. В-третьих, ситуация на рынке недвижимости.

Кризис ликвидности, вызванный ипотечными проблемами в США, витает над Казахстаном уже несколько месяцев. К чему он успел привести? Кто пострадал от кризиса? Сбылись ли прогнозы аналитиков, правительства? Чего удалось избежать? Можно ли сказать, что кризис миновал, или же его пик впереди?

Когда в августе о проблемах в финансовом секторе заговорили открыто, прогнозы давались разные, зачастую противоположные. Банкиры, чиновники и риэлторы пытались уверить, что ничего страшного не произошло и произойти не может. Масс-медиа, напротив, нагнетали страсти. А народ кинулся скупать доллары и забирать свои деньги из банков. По сей день не понятно, что же на самом деле угрожает Казахстану. Не известно, сколько продлится кризис в Штатах, как он повлияет на мировой рынок.

Очевидно, однако, что успокаивающие прогнозы по рынку недвижимости не сбылись и вряд ли следует ожидать стабилизации ситуации. Не сбылись и предсказания правительства о том, что финансовый сектор сам справится с проблемами - ему пришлось помогать. Впрочем, пока ни один банк не рухнул, и это главный показатель, внушающий оптимизм. Хотя, быть может, все еще будет.

В мире

В США по-прежнему невесело, кризис и не думает отступать. Еще в сентябре Moody’s понизило рейтинги 22 строительных компаний и сделало прогноз, что кризис на рынке недвижимости может продлиться до 2009 года. Серьезным показателем сложной ситуации в американской экономике стали цифры по рынку труда. В августе число рабочих мест в США снизилось на 4 тысячи, хотя аналитики ожидали роста на 100 тысяч. Это первое снижение за последние четыре года. Когда стали известны эти данные, рынок сразу же отреагировал негативно, восприняв снижение числа рабочих мест как весьма плохой знак: индекс Dow Jоnes упал на 250 позиций, Лондонский индекс FTSE 100 понизился на 122 позиции, немецкий Daх - на 185.

Стало известно и о массовых сокращениях в финансовом секторе. Банк National City сообщил об увольнении 1300 служащих. Крупнейший заимодавец ипотечных кредитов на рынок США - компания Countrywide Financial сократила 12 тысяч человек - пятую часть всех своих сотрудников. Крупнейший по капитализации банк Японии в середине октября объявил о закрытии своего подразделения ипотечного кредитования в США. А один из мировых гигантов Citigroup понес убытки уже в размере 6 миллиардов долларов, топ-менеджеры банка были за это уволены. Аналитики прогнозируют, что потери Citigroup могут достичь уже 10 миллиардов и рекомендуют ценные бумаги этого банка продавать. Всего же, по данным Financial Times, капитал крупных американских банков сократился с начала кризиса на 40 миллиардов. Такого резкого снижения за столь короткий период раньше не было никогда.

Один из столпов экономики США - это потребительские расходы. Сейчас многие американцы не в состоянии выплатить ипотеку или выплачивают ее с трудом. Кроме того, кризис повлиял на нефтяные цены, что вызвало подорожание бензина. В итоге граждане США вынуждены экономить. По сообщению Международного совета торговых центров (International Council of Shopping Centers), продажи сетей розничной торговли в прошлом месяце увеличились в среднем на 1,6 процента, что стало самым слабым октябрьским показателем с 1995 года. Таких цифр не ожидали даже аналитики-пессимисты. По всей видимости, и в период праздников американцы потратят в этом году значительно меньше денег.

Европу тоже лихорадит. Один из крупнейших ипотечных банков Великобритании Northern Rock получил помощь от государства: Northern Rock оказался не в состоянии справиться с нехваткой ликвидных средств, и Банк Англии выдал ему срочный кредит. Это сообщение вызвало панику среди вкладчиков банка, и многие из них поспешили забрать свои деньги. Скорее всего, Northern Rock продадут. Акции этого банка упали уже на 80 процентов, все руководители подали в отставку. Аналитики полагают, что финансовые проблемы Northern Rock, который напрямую не связан с американским ипотечным рынком, свидетельствует о разрастании кризиса.

Впрочем, не нужно быть выпускником Гарварда, чтобы понять: кризис давно вышел за рамки американской ипотеки. И прогнозы по его развитию с каждым днем становятся все более пессимистичными.

На фоне резкого падения доллара выросли цены на природные ресурсы: нефть подскочила почти до 100 долларов, что для большинства стран - импортеров углеводородов является серьезным ударом. Выросло в цене золото, серебро также подорожало. В сентябре рост цен на сырье был рекордным за последние 32 года.

Один евро стоит уже почти полтора доллара, это рекорд для соотношения двух валют.

Косвенными виновниками кризиса признаны рейтинговые агентства. И в США, и в Европе инициированы проверки этих учреждений. В конце августа свой пост покинула глава Standart and Poors Кэтлин Корбет. Никто не удивится, если последуют увольнения и в других рейтинговых агентствах.

В среду нефть на торгах в электронной системе Нью-Йоркской товарной биржи впервые в истории достигла отметки в 99,29 доллара за баррель на фоне нового ослабления доллара. Он во вторник вечером также достиг исторического минимума - 1,4852 доллара за один евро.

У нас

В Казахстане можно выделить несколько явных признаков сложной ситуации. Во-первых, всевозможные экстренные меры правительства, многие из которых, к слову, выглядят сомнительно. Во-вторых, увольнение министра финансов. Причем не просто так, а за ошибки. В-третьих, ситуация на рынке недвижимости.

С 9 по 16 ноября в Алматы жилье подешевело еще на три процента. Для одной недели очень впечатляющий результат. В начале апреля "квадрат" в южной столице стоил в среднем 3470 долларов, сегодня - 2780. Снижение составило 20 процентов. При этом, по мнению главы Ассоциации финансистов Серика Аханова, безболезненным для финансового сектора могло быть удешевление недвижимости лишь на 10 процентов. Стройки стоят, и это ни для кого не секрет.

С другой стороны, несмотря на панику, доходы банковского сектора по-прежнему растут (правда, уже не прежними темпами), ни один банк пока не рухнул, не обанкротился, не был продан иностранным инвесторам. Разве что АТФ сменил собственника, но эта сделка намечалась давно, ее нельзя назвать следствием кризиса ликвидности. Ситуация в Казахстане непростая, но на кризис пока не тянет. Хотя все может быть еще впереди.

Еще в августе Национальный банк и правительство делали заявления следующего содержания: "Мы готовы оказать помощь банкам, но уверены, что этого не понадобится, они справятся самостоятельно". Карим Масимов так и сказал: "Я еще раз официально заявляю, что наша банковская система стабильна и необходимости вмешательства со стороны правительства и Национального банка не требуется. Она способна сама решать возникающие проблемы". Но банки не справились, государство было вынуждено принять меры.

Ожидаемым, но неприятным явлением стал отток депозитов из банков. По информации Нацбанка, депозиты физических лиц за сентябрь снизились на три процента, юридических - на 1,7 процента. Хотя до этого наблюдался непрерывный рост и тех и других. В октябре депозитов снова стало меньше. По информации Нацбанка, объем депозитов резидентов в целом сократился на 3 процента, при этом физических лиц - на 0,7 процента, юридических лиц - на 4,4 процента. Видимо, успокоительные речи чиновников на народ подействовали, а вот бизнес проявляет настороженность. А ему, бизнесу, виднее, где следует подстраховаться.

Кроме того, банки еще в августе были вынуждены повысить ставки по ипотеке. В частности, Казкоммерцбанк в сентябре объявил о том, что ставка повышена до 16-18 процентов. Впрочем, этот же банк (пока единственный) распространил на днях официальное сообщение о возвращении к прежним ставкам. Кроме того, Казком и Народный перечислили те компании и те строительные проекты, которые они финансируют. Что значительно упростило выбор стройкомпании при долевом участии в нынешней непростой ситуации. Но это пока нельзя назвать серьезным признаком оздоровления ситуации.

Знаком того, что у нас далеко не все в порядке, стало снижение суверенного рейтинга Казахстана, за которым последовало и снижение рейтингов крупных казахстанских банков, что спровоцировало падение стоимости их акций на мировых рынках. Также понижение рейтингов постигло ряд национальных компаний Казахстана.

Рейтинговые агентства сегодня подвергаются, возможно, вполне заслуженной критике за то, что вовремя не отреагировали на приближение американского кризиса. В Казахстане после снижения рейтингов именитые финансисты также подвергли сомнению объективность оценки агентств. Мол, те выставляют рейтинги постфактум: проблемы начались еще в июле, а они отреагировали в октябре. Звучит, конечно, логично. Но, быть может, оценка все-таки объективна и в снижение рейтингов агентства закладывают не прошлые, а будущие проблемы казахстанской экономики? Быть может, это означает, что все самое серьезное еще впереди?

В результате инфляция выросла, а рост ВВП, по прогнозу Нацбанка, может снизиться. Вот самое яркое подтверждение того, что мировой финансовый кризис отразился не на отдельных сегментах казахстанского рынка, а на всей стране.

Кроме того, кризис в строительной сфере затронул очень многих казахстанцев. По данным Министерства индустрии и торговли, число дольщиков в Казахстане сегодня составляет 29 тысяч человек. Кроме того, кризис ударит по работникам строительной отрасли, многие из которых (например, работники "Куата") уже столкнулись с невыдачей заработной платы. По некоторым данным, только официально около 500 тысяч человек заняты в строительстве, с учетом членов их семей эта цифра может достигнуть почти двух миллионов человек.

Не стоит забывать и о том, что ограничения по кредитам не могут не отразиться на реальном секторе экономики. Постепенно наш бизнес, в том числе малый и средний, подсаживается на кредитную иглу. Хотя, как утверждает Серик Аханов, свыше 70 процентов казахстанских предприятий по-прежнему живут на самофинансировании. Так что с этой стороны удар по экономике не должен быть сильным. Впрочем, все будет зависеть от того, сколько продлится кризис.

Удивительно, но факт. В то время, как на мировых рынках царит паника, когда ведущие финансисты мира не могут сказать, сколько продлится кризис, казахстанцы по-прежнему излучают оптимизм. Глава Нацбанка Анвар Сайденов считает, что мировые рынки откроются для казахстанских банков во второй половине 2008 года. Руководитель "Казкоммерц Инвест" Дабыр Медетбеков полагает, что ситуация на мировых рынках может стабилизироваться уже в апреле.

Несложно догадаться, почему в нашей стране делают именно такие прогнозы. Год - это тот срок, который наши банки в состоянии пережить без внешних заимствований. А если кризис продлится дольше, это не сулит Казахстану ничего хорошего.

Единственное, что действительно внушает оптимизм, - это цена на нефть. По словам Серика Аханова, пока черное золото стоит более 60 долларов за баррель, "мы можем спать спокойно". Если бы удар был двойным: и по банковскому сектору, и по сырьевому, то это бы непременно привело к серьезному кризису в Казахстане. А так хоть и простенькая, но диверсификация экономики у нас появилась. Если раньше мы целиком зависели от нефти, то теперь у Казахстана два столпа: финансовый сектор и сырье. Только два - это, конечно, мало, это заставляет нервничать. Но пока позволяет нам держаться на плаву.

Что дальше?

Еще в августе мы прогнозировали, что некоторым казахстанским банкам, которые не смогут справиться с дефицитом ликвидности, придется сменить собственника. Этот прогноз остается в силе. Так считает и известный финансист Григорий Марченко: "Сейчас есть реально 5-6 банков, которые готовы продать акции. Я думаю, что кто-то из западных банков обязательно воспользуется". Financial Times тоже предсказывает приход в Казахстан новых игроков. По информации газеты, до кризиса цены на банки в нашей стране были высоки, сейчас же наступает момент, когда акционеры казахстанских банков будут готовы снизить цену. Среди потенциальных покупателей Financial Times называет Raiffesen, Societe Generale, Temasek и BNP Paribas.

Отразится ли финансовый кризис на экономике страны в целом, пока все-таки сложно сказать. Риск такой есть, сектор недвижимости уже серьезно пострадал, многие (не только строители, но и, к примеру, риэлторы) могут потерять работу, реальный сектор из-за проблем с банковским кредитованием может испытать трудности. Однако все это пока не является очевидной угрозой.

23.11.2007

Амина Джалилова, www.np.kz

kn.kz
>
Статьи