Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Как работают КСК за рубежом

Эксперт Ерекбулат Кабельдин уверен, что необходимо перенимать зарубежный опыт, чтобы отстоять свои права. Сегодня стало нормой критиковать отечественные КСК. И есть за что. Но даже с несовершенным жилищным законодательством можно творить чудеса, если учесть зарубежный опыт.

Эксперт Ерекбулат Кабельдин уверен, что необходимо перенимать зарубежный опыт, чтобы отстоять свои права.

Сегодня стало нормой критиковать отечественные КСК. И есть за что. Но даже с несовершенным жилищным законодательством можно творить чудеса, если учесть зарубежный опыт. Так считает Ерекбулат Кабельдин, эксперт столичной Ассоциации КСК «Байтерек», выпускник Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан.

- Я изучил опыт многих стран и уверен - нам есть чему поучиться и внедрить для своего же блага. В Европе участие жителей в сфере ЖКХ и уважение к ним являются элементами современной городской культуры, а информирование и просвещение жителей - совершенно обыденными программами и проектами местных властей, - начинает разговор Ерекбулат Кабельдин.

- Там тоже существуют КСК?

- Жилищные организации имеют разные названия - Ассоциация жителей или квартиросъемщиков, Местная организация содействия развитию микрорайона или Дом коллективного быта (по примеру наших КСК). Но их всех объединяет общая черта - непосредственная и добровольная забота жителей о своем доме, квартале, городе. Важно, что и жители признаются не просто потребителями услуг ЖКХ, но и клиентами, имеющими свои права.

- Опыт каких стран вас впечатлил больше всего?

- Наиболее активно формирование жилищного движения шло в Великобритании, Германии, Швеции, США. Среди бывших социалистических стран жилищное движение быстро развивается в Польше, Румынии, Эстонии, Латвии, Чехии. Например, в Швеции методы жилищного управления стали впервые применяться в начале 1980-х годов и быстро получили популярность. Они дали жителям возможность требовать и получать обслуживание более высокого качества, установить дополнительное оборудование в домах и квартирах, сократить объем услуг, предоставляемых жилищной компанией, и, следовательно, квартплату.

- Отсюда, пожалуйста, поподробнее…

- К примеру, каждый житель-квартиросъемщик въезжает в квартиру уже полностью оборудованную в соответствии с общепринятыми в Швеции стандартами, которые включают газовую (электро-) плиту, холодильник, морозильник, сушильный шкаф в ванной комнате. Житель может попросить установить в его квартире и посудомоечную машину. Это увеличит его квартплату. Он может попросить убрать морозильник и тем самым свою квартплату снизить. Он может также потребовать снижения температуры отопления и соответствующего снижения оплаты за тепло. Это так называемая модель скидки. Также в Швеции часто применяют «модель амортизации» из расчета срока эксплуатации здания. То есть жилищная компания обязана проинформировать жителей, когда дом или даже какая-то его часть должны быть отремонтированы. Например, для стен этот период определен в 12-15 лет, для холодильника или духовки - 15 лет, а для деревянного пола это может быть 25 лет. Если жилец хочет, чтобы его квартира была отремонтирована раньше нормативного срока, для него рассчитывают, насколько больше он должен ежемесячно платить, и ремонт будет сделан. И наоборот: если житель бережно относился к своему дому, стенам и оборудованию и нет необходимости их ремонтировать, когда наступает нормативный срок, квартплата будет снижена.

- Как все это можно внедрить у нас?

- Лозунг «Знание - сила» - один из самых актуальных. Нужно научить жителей защищать свои права. Составная часть этого - умение сформулировать свою проблему, свое требование, грамотно составить жалобу, знать, куда ее направить. При этом вести себя корректно. Приведу конкретный пример. Совет по делам жильцов Бруклина добивается того, чтобы все жители четко знали все положения договора найма. Они встречаются с жителями и объясняют, что должен предоставить им домовладелец по закону штата Нью-Йорк и в соответствии с договором найма. Для этого Совет составил для жителей специальную «Анкету жилищных претензий». Она включает в себя следующие не устраивающие или беспокоящие жильцов критерии: 1. Внутри квартиры: не звонит звонок; крыша протекает; потолок или стены потрескались; нет холодной воды; замок или дверь в квартиру плохо закрываются; электроприборы плохо работают; нет лампочек; тянет дымом, бывает запах газа; дыры в потолке, полу или стене; температура горячей воды очень низкая; стены нуждаются в срочной окраске; текут трубы; текут радиаторы; крысы или мыши в квартире; сломан холодильник; плита плохо работает; слабый напор воды; оконные рамы плохо закрываются; разбиты стекла; в квартире холодно; не вывозят мусор. 2. Вне дома: плохо мусор убирают; слабо освещен двор или вход в дом; сломано крыльцо.

3. Общественные зоны в доме: звонки не работают; плохо работает бойлерная; сломана входная дверь (подъезд) дома; сломан входной замок в подъезде; сломан лифт; нет запасного пожарного выхода из дома (завален мусором, заколочен); не убирается мусор; протекает потолок в холле; плохо освещены лестницы, холлы, подвал; сломаны почтовые ящики; сломаны ступеньки лестницы; нет коменданта в доме; не застеклены окна; вы не получаете квитанцию о внесении квартплаты.

То, что жителей не устраивает, они отмечают галочкой и передают в Совет по делам жильцов, который помогает в устранении претензий. Вероятно, некоторые из этих пунктов покажутся для читателей лишними, ведь у нас за состояние лампочки или замка квартиры, как и за многое, что «в квартире», отвечает собственник. Но в США (как и во многих других странах) жители за это ответственности не несут.

- Действительно, звучит непривычно. Но даже если представить, что такие анкеты получены, все пункты заполнены - что дальше? КСК просто пошлет куда подальше. В тот же самый Бруклин.

- Конечно, сформулировать проблему - это еще не все. Ключевым вопросом являются взаимоотношения с домовладельцем (в случае квартиросъемщиков) или с жилищной организацией. Необходимо требовать выполнения обязательств перед жильцами. Например, в Европе выпускают специальные пособия с советами. Вот один из них: «Если Вы недовольны тем, как ремонтируется и содержится Ваш дом, если не выполняются условия Вашего договора, начинайте с попытки встретиться с домовладельцем и провести переговоры». Жители должны встречаться с домовладельцем, причем именно жители должны выступить инициаторами такой встречи.

К встрече нужно очень тщательно готовиться, определив важнейшие вопросы, которые нужно обсудить, и требования, которые есть у жителей к домовладельцу. Если домовладелец не соглашается с вашими претензиями, то вы можете обращаться в жилищный суд, к муниципальной власти, а также использовать такое оружие, как «забастовка жителей». Впрочем, забастовки сейчас уже считают «инструментом прошлого», потому что и организации жителей, и домовладельцы научились «садиться за стол переговоров» и успешно решать вопросы качества услуг. За этим, в первую очередь, стоят коллективные, солидарные действия жителей, а также та поддержка, которую им оказывают другие общественные организации.

Главное, что сегодня характерно для многих стран мира, - это внимательное и уважительное отношение к локальным организациям жителей. Там отчетливо понимают, что «локальные группы» и «локальные действия» выполняют важные социальные и политические функции, которые являются главными для развития социальной жизни микрорайонов городов.

Существование таких групп оказывает ценную помощь властям, так как дает им возможность, с одной стороны, узнать о проблемах жителей, с другой стороны, через эти локальные группы довести информацию о своих намерениях до всех жителей. «Продукт» такого взаимодействия трудно оценить напрямую, но он совершенно необходим для длительных взаимных контактов и взаимодействия местных властей и жильцов многоквартирных домов.

P.S. В одном из следующих выпусков мы продолжим эту тему и расскажем об опыте работы других жилищных организаций за рубежом.

03.05.2011

Карлыгаш НУРАЛИЕВА, www.kp.kz

kn.kz
>
Статьи