Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Закон есть, порядка нет

Надеяться, что государство придёт и отремонтирует твой дом – уже не стоит. Конечно, если бы жильё было передано в собственность людям в отремонтированном виде, многих проблем можно было избежать. Но сейчас нам нужно идти вперёд и не наступать на очередные «коммунальные» грабли.

– В 1996 году, когда началась кампания с созданием КСК, вышло постановление правительства № 1299 о том, чтобы передать дома кооперативам собственников квартир только после капитального ремонта. Но постановление почему-то проигнорировали, кооперативам выкрутили руки и заставили принять жильё в том виде, в котором оно было. Поэтому нынешние «капремонтные» призывы к государству я воспринимаю неоднозначно. Конечно, быть «глухим» оно не должно быть, но надо исходить из того, что отремонтировать всё и вся государство не в состоянии. Хорошо что, например, дворы помогает обустраивать.

Сегодня в законе о жилищных отношениях в статье 31 прописано, что доля каждого собственника помещений в общем имуществе неотделима от его индивидуальной собственности, то есть его квартиры. А если она неотделима, то, приобретая квартиру, он приобретает и эту долю. И она в его собственности без всякого оформления кондоминиума. Поэтому говорить о том, что государство обязано сделать капремонт крыши или подвала, совершенно бесполезно. Это долгая песня. Гораздо важнее поменять структуру управления домом по схеме заказчик – подрядчик.

Если правильно выстроить эту структуру, то можно установить контроль над главной проблемой – неэффективным расходованием финансовых средств жильцов. КСК в том виде, в котором они сейчас есть, необходимо сделаться заказчиками, которые будут работать с жильцами. Председатель КСК должен научить людей переживать за общее имущество. И этой функции ему за глаза хватит! Пусть хотя бы он с этим справится, а то бегает за пьяными сантехниками, ищет «дефицитных» электриков, плотников и так далее. Ну что это за работа?! А с собственниками жилья председатель КСК вообще не работает! Он убегает от них! Поэтому копятся долги, недовольство людей… И всё это нескончаемое. Пусть лучше руководитель КСК ходит по квартирам, пьёт чай, разговаривает с людьми, объясняет, на что нужна та или иная сумма. А сам ремонт пусть проводит подрядная организация в виде управляющей компании. Хотя, на мой взгляд, лучше назвать её сервисной компанией. Это, кстати, позволит развить малый бизнес в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Почему мы так долго не можем навести порядок с этими КСК? Вроде и закон неплохой есть. Как всегда, хромает исполнение. Вот выступал председатель Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин на заседании правительства, признал, что да, КСК – монополисты, сами собирают деньги, сами ремонтируют, сами оплачивают, поэтому, мол, надо разделить их функции, чтобы всё не сосредотачивалось в одних руках. Вроде всё правильно, но я подозреваю, что теперь КСК потихоньку свернут и запросто заменят их на управляющие компании, которые создаются через дочку Агентства по делам строительства и ЖКХ – АО «Казахстанский центр модернизации и развития ЖКХ» Почему? Да потому, что это выгодно! Завтра, когда поступят государственные деньги – триллион тенге, которые они попросили в бюджете, они опять же сами себе будут подписывать акты о выполнении работ. Получается та же схема – всё в одних руках. Я очень опасаюсь, что эти огромные деньги будут растранжирены впустую так же, как и в других благих программах. Проблема опять-таки в отсутствии механизма контроля. Несмотря на то, что закон хороший, сама структура управления многоквартирными домами вообще не заложена. Всё сказано вскользь, мол, планируем снизить аварии, повысить эффективность и так далее. Одни голые слова.

Плохо, что Агентство по делам строительства и ЖКХ до сих пор не определилось с политикой, которую оно намерено вести. Да, есть 5 пилотных проектов по введению управляющих компаний, но с целью и кругом функциональных обязанностей этих управляющих компаний всё никак не могут определиться. Просто так взять и убрать КСК невозможно! Их сейчас 8 тысяч по стране, это даже физически непросто сделать. Уверен, что жители какого-нибудь дома скажут, мол, вы сначала говорили, что КСК хорошо и ввели КСК, теперь говорите, что КСК – это плохо, а сами хотите на их место прийти…

Проблема, наверное, и в том, что власти не могут договориться с населением. Я вот недавно обратился в Комитет партийного контроля в центральном аппарате партии «Нур Отан», назвал те организации, которые занимаются реформой жилищно-коммунального хозяйства – Агентство по делам строительства и ЖКХ, Республиканская ассоциация КСК, Республиканский общественный антимонопольный комитет и Республиканский союз «Общественный защитник» – и говорю: «Мы как лебедь, рак и щука!» Видение развития и модернизации ЖКХ у всех совершенно разное. Я считаю, что при партии нужно создать координационный совет, собираться, обсуждать, находить наиболее эффективные способы и не наступать на старые грабли по многу раз! Тем более, что на них наступали и наши соседи в России. Там тоже ввели управляющие «полугосударственные» компании и сейчас не знают, что с ними делать. Ужасно много злоупотреблений!

Можно было воспользоваться другим российским опытом – специальным фондом жилья, куда переселяются люди, пока их дома капитально ремонтируются. Что касается ветхого жилья, то на то оно и ветхое, чтобы избавляться от него и строить новое. Жителям ветхих домов, тем более это представители не самых богатых слоёв нашего общества, можно предоставить арендное жильё. Что касается остального, то, прежде всего, нужно предусмотреть политику ипотечного кредитования, софинансирования. Тем более, что спрос на жильё не прекращается, есть где строить и есть куда расти.

03.07.2011

Виктор СЫЗДЫКОВ, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи