Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Станет ли жилье доступнее народу?

О посткризисной программе строительства жилья, ее особенностях и предлагаемых схемах мы попросили рассказать заместителя председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Николая ТИХОНЮКА.

О посткризисной программе строительства жилья, ее особенностях и предлагаемых схемах мы попросили рассказать заместителя председателя Агентства по делам строительства и ЖКХ Николая  ТИХОНЮКА.

– Николай Петрович, утверждается, что новая программа призвана не только дать импульс строительству жилья, но и сделать его более доступным для населения. В чем выразится эта “доступность”? Не очередная ли это декларация?

– Нет. Потому что учтены в ней такие важные факторы, как нехватка финансовых ресурсов и у покупателей, и у застройщиков. Отсюда – мощная “подпитка” бюджетными средствами. Кроме того, программа конкретизирована схемами. Сейчас человек, прочитав программу (а она скоро будет опубликована), сможет выбрать, какая схема ему удобнее – депозитно-накопительная с последующей ипотекой или рассрочкой, а может, просто накопительный депозит. Предлагается и другой механизм – с последующим выкупом через систему жилстройсбережений. По данным банка, количество вкладчиков – потенциальных покупателей жилья – около 17 тысяч человек. Без дополнительных 40 миллиардов, выделенных сейчас на это направление, только четыре тысячи квартир могли бы построить (первоначально выделялось 20 миллиардов). Так что будем эту схему развивать.

– По этой схеме, через систему жилстройсбережений, будет строиться самое дешевое жилье?

– Установлена предельная цена: от 90 тысяч до 112,5 тысячи тенге за квадратный метр в Астане и 142,5 тысячи тенге в Алматы (здесь свои коррективы вносит сейсмичность). Это жилье 3-го класса, но оно доступно для многих казахстанцев.

Банкиры хотят с копейки сто получить

– Больше всего споров было насчет фондирования банков второго уровня (БВУ) для развития строительства коммерческого жилья. Банкиров не устраивала предельная процентная ставка для конечных заемщиков – застройщиков –  в 12 процентов...

– Такова уж природа банкиров, что с одной копейки хотят сто получить. Однако здесь сразу поставили условия: раз на строительство жилья идет государственная поддержка, причем в больших объемах, работайте именно по той схеме и таким процентным ставкам,  какие определяет государство.

– Но будут ли они заинтересованы в участии в программе? Как-то очень уж вымученно ответил глава Ассоциации финансистов на вопрос: “Вы согласны с такими условиями?” – “Согласен. Но – на коленях!”.

– Есть интерес, безусловно. Хотя хочется им, конечно, получить больше.

Мы ведь, кроме того, ограничиваем и потолок цены на коммерческое жилье – не более 170 тысяч тенге за квадратный метр.

– А это, наверное, не нравится строителям.

– И строителям, и банкам не нравится. Но позволять при поддержке государства раздувать “пузырь” – это извините. 170 тысяч –  нормальная коммерческая цена. Но в любом случае реальную цену на основании проектно-сметной документации и проверок будет определять госэкспертиза. По каждому объекту в отдельности.

Построили? Получите!

– Как будет осуществляться банками финансирование объектов  – траншами или по выполненным работам? Кто контроль будет осуществлять?

– Банки. Они ведь дают кредит. А механизм финансирования – в соответствии с соглашениями. Только за выполненный объем работ. К примеру, построили первый этаж, представили в банк документы, показали объект – получают деньги на следующий этап строительства. Так, как раньше, вслепую давая кредит, при нынешних схемах банк уже не сможет  работать.

– А  кто будет платить за строительство инженерно-коммуникационной инфраструктуры?

– Коммуникации – это государственная обязанность. На инженерные сети выделяются деньги.

Искушение сверхприбылью

– Говорят, что уже возросло число обращений строительных компаний в банки за кредитами на строительство.

– Потому что застройщик отслеживает ситуацию, видит, что цены на жилье начинают расти, что этот рынок становится привлекательным. Но на таких условиях, на которых они сейчас берут кредит, стоимость квадратного метра будет непомерная, покупательная способность вряд ли ее обеспечит.  Многим казахстанцам такое жилье недоступно.

– Сколько процентов от стоимости объекта составит прибыль застройщика?

– Прибыль их должна составлять от 10 до 15 процентов. Это мое мнение. Во времена дикого рынка долевого строительства – известны случаи – она доходила до 200 процентов. И это – ненормально.

– Но к этому строители привыкли…

– Мы зарубежных застройщиков, подрядчиков спрашиваем, те мнутся, но говорят, что прибыль – в среднем  15 процентов, бывает чуть больше. Наша программа, устанавливающая “потолки” цены за квадратный метр, избавит строителей от искушения получить сверхприбыль.

– Каков ваш прогноз: удержатся ли цены на рынке?

– Если мы не раскрутим предлагаемую программу, в 2012 году строительство сократится вдвое, и цены сразу подпрыгнут. А при реализации намеченного этого не произойдет, ведь столько квартир на рынке добавится. Есть еще один момент, на который и вам, журналистам, следует обратить внимание: на регулирование рынка путем ограничения перепродажи жилья. Во многих странах, в Южной Корее например, есть такая схема при росте цен: купил жилье – три года не имеешь права продавать. У нас есть определенная прослойка людей, которые скупают квартиры, потом их перепродают. Те же застройщики создают порой аффилированные компании, через которые покупают и продают квартиры по завышенным ценам. Не секрет, что во многих привлекательных домах одни и те же покупатели. Бизнес такой сложился…

04.03.2011

Наталия БУРАВЦЕВА, www.caravan.kz

kn.kz
>
Статьи