Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Открытый урок

Отечественные аналитики мрачно шутят по поводу того, что если бы не случилось ипотечного кризиса в США, его стоило бы придумать. И в этой шутке есть большая доля истины: американский кризис показал, по крайней мере, три вещи. Во-первых, казахстанская экономика связана с мировой гораздо прочнее, чем думалось. Во-вторых, государство имеет достаточно средств и рычагов для того, чтобы своевременно купировать негативные проявления в экономике. И, наконец, в-третьих, казахстанским коммерческим банкам придется пересмотреть очень многое в своем бизнесе.

Для казахстанских банков наступил момент истины, считают эксперты.

Отечественные аналитики мрачно шутят по поводу того, что если бы не случилось ипотечного кризиса в США, его стоило бы придумать. И в этой шутке есть большая доля истины: американский кризис показал, по крайней мере, три вещи. Во-первых, казахстанская экономика связана с мировой гораздо прочнее, чем думалось. Во-вторых, государство имеет достаточно средств и рычагов для того, чтобы своевременно купировать негативные проявления в экономике. И, наконец, в-третьих, казахстанским коммерческим банкам придется пересмотреть очень многое в своем бизнесе.

«На сегодняшний день казахстанская банковская система переживает настоящий момент истины. Ситуация, безусловно, непростая, но момент очень благоприятный для того, чтобы навести порядок в своем доме», – высказала свое мнение в интервью «ИФ-Казахстан» аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.

«Сейчас очень важный момент для переосмысления всеми участниками рынка: банками, государством, регулирующими органами того, как должен функционировать банковский бизнес в Казахстане. Очевидно, что текущая напряженная ситуация очень ярко вскрыла все те недостатки, которые были накоплены в последнее время», – подчеркнула она.

К недостаткам, в первую очередь, привычно относят большие объемы заимствований банками второго уровня (БВУ) на рынках внешнего капитала. По данным Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), объем обязательств БВУ перед нерезидентами по состоянию на 1 октября этого года достигал 53,2 процента от совокупных обязательств, или 5 390,9 млрд тенге. По предварительным оценкам, объем внешнего погашения в ноябре-декабре составит 2,4 млрд долларов.

Однако, думается, это не главная проблема. Использование выгодных источников фондирования, а внешние займы в период, когда они были сделаны, безусловно, можно отнести к таковым, – нормальная практика любой компании. К тому же наши банки способны отвечать по своим обязательствам, хотя с учетом последних событий на мировых фондовых рынках делать это стало труднее.

Проблема в другом. На банках второго уровня очень много завязано, неоправданно много: страховые компании и пенсионные фонды в большинстве своем аффилированы с БВУ. Кроме того, банк второго уровня, как собирательный субъект, является монополистом на рынке кредитования, в том числе и ипотечного. По сути, банковская деятельность у нас – это не просто бизнес, как таковой, а мощный инструмент макроэкономического влияния. Поэтому любая корректировка в банковском секторе существенно влияет на экономическую и социальную составляющую страны. Дефолт или даже просто серьезные проблемы в одной этой отрасли поставят под угрозу пенсионную систему, более того – всю экономику. Чтобы изменить ситуацию, нам необходим конкурентный рынок. И речь идет не столько о конкуренции между самими банками, сколько о развитии альтернативного банковскому рынку финансовых услуг.

На данный момент соотношение аффилированных БВУ и «свободных» пенсионных фондов, страховых, а также ипотечных компаний явно не в пользу последних. Кредитных организаций – единицы, и они никак не могут конкурировать с банками. Фондовый рынок все еще находится в стадии становления, и если уж быть честными, то вряд ли сможет составить достойную альтернативу банкам как источнику массового кредитования и способа инвестирования свободных средств. Во всяком случае, в среднесрочной перспективе. Паевые инвестиционные фонды плохо «расходятся», да и, похоже, особо не стремятся к завоеванию народной любви и доверия.

Понятно, что в одночасье перераспределить роли на рынке финансовых услуг не получится. Решающая роль банковского сектора в экономике обусловлена не только фактом сосредоточения в нем громадных финансовых потоков, но и так называемой исторически сложившейся ситуацией. Тем не менее история нашего независимого Казахстана не такая уж и длинная. К тому же делаем ее мы сами.

Вторая проблема – высокая степень государственной поддержки коммерческих банков. Вернее, не сам факт этой поддержки, а неадекватность реагирования на нее. Да, кризиса не случилось и, скорее всего, не могло случиться на фоне благоприятных макроэкономических показателей республики. Но миновать серьезных осложнений, вызванных дефицитом ликвидности, которые, вне всяких сомнений, могли быть, нам удалось не за счет действий банковского сектора, а во многом благодаря своевременным мерам, предпринятым государством: решению о выделении 4 млрд долларов для защиты интересов дольщиков, о выделении 20,5 млрд тенге для дополнительного выкупа прав-требований у БВУ по рыночным ипотечным кредитам через Казахстанскую ипотечную компанию и другим мерам. Именно высокая степень поддержки государства помогает сейчас банковскому сектору «выравнивать курс». Собственно, это нормально, если учитывать особенности нашей экономики: являясь рыночной, она все же имеет значительную социальную направленность, обусловленную механизмом государственно-частного партнерства. Но проблема как раз и заключается в том, что партнерство пока все-таки больше государственное, чем частное.

Разумеется, цель любого бизнеса – получение максимальной прибыли, и банковский бизнес не исключение. Но в том-то все и дело, что, когда речь идет о прибыли, банки отстаивают свои позиции с точки зрения рыночной экономики, в которой государственному вмешательству места нет, а когда – о проблемах, то государственная помощь, с их точки зрения, нисколько не противоречит законам рыночной экономики. Парадокс.

Разумеется, кризиса в казахстанском банковском секторе не будет ни сейчас, ни в ближайшей перспективе. Даже несмотря на недавнее понижение агентством Moody’s долгосрочных и краткосрочных рейтингов шести крупнейшим банкам, в том числе и так называемым системообразующим ККБ, БТА и Народному. К тому же изменение рейтингов для банков имеет большее значение на внешних рынках, чем на внутреннем.

Кризиса не будет просто потому, что при нынешней роли банковского сектора государство этого не допустит. Так что население может спать спокойно и не беспокоиться по поводу дефолтов банков. Наше государство, думается, умеет извлекать уроки и не допустит повтора неожиданности ситуации, как это случилось с Наурызбанком и Валют-Транзитом. Но менять ситуацию просто необходимо.

«Если сейчас мы видим достаточно потенциала, который позволит банкам справиться с текущими сложностями как за счет своих собственных внутренних ресурсов, так и за счет поддержки государства, то в дальнейшем повторение неблагоприятной обстановки может при-вести к более серьезным структурным последствиям, в том числе к глубокому и необратимому ухудшению фундаментальных банковских и даже макроэкономических показателей», – отмечает все та же Екатерина Трофимова.

Когда в конце девяностых годов «черный» август сломал сотни тысяч судеб только начинающих и уже успешных российских бизнесменов, а также простых граждан, казахстанская финансовая система и ее флагман – банковский сектор стали примером оптимальной модели развивающейся экономики. Наши банки не только защитили потребителей от последствий российского дефолта, но и уверенно росли, вызывая одобрение иностранных и гордость отечественных финансистов.

Нынешний «черный» август, случившийся не в соседней России, а в далекой Америке, также не нанес казахстанской экономике сколько-нибудь значительного урона, однако показал, что сентенция – сначала ты работаешь на авторитет, а потом авторитет работает на тебя – к банковской системе неприменима. То, что было хорошо десять лет назад, сегодня оказалось недостаточно.

15.11.2007

Ирина САВЕЛЬЕВА, www.liter.kz

kn.kz
>
Статьи