Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

А дольщики не согласны

Свежие данные Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства показывают положительную динамику решения одного из самых "больных" вопросов - обеспечения жильем участников долевого рынка.

Свежие данные Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства показывают положительную динамику решения одного из самых "больных" вопросов - обеспечения жильем участников долевого рынка. Согласно официальной статистике, за прошедшие три года правительству удалось "оквартирить" едва ли не большую часть пострадавших от краха строительного "мыльного пузыря". Тем не менее, негативный протестный настрой по-прежнему преобладает как в освещении этой тематики прессой, так и в реакции самих дольщиков, а главное - в восприятии данной проблемы обществом.

Вопрос о государственной помощи участникам долевого рынка возник еще в 2006-м, а уже в 2007-м встал буквально во весь рост, обогнав по актуальности проблемы безработицы, а также роста цен и тарифов. Митинги, открытые обращения, многочисленные суды, голодовки и публикации в прессе создали своеобразное лицо кризиса - им стал представитель среднего класса с транспарантом в руках, взывающий к помощи властей. Дольщики "звучали" громче остальных категорий населения. Люди, еще вчера имевшие возможность купить элитное жилье за десятки или сотни тысяч долларов, оказались в долговой кабале. Характерно, что привлечение средств налогоплательщиков к финансовой поддержке обманутых вызвало далеко не однозначную реакцию как среди экспертов, так и среди рядовых граждан. И если в начале кризиса большинство было солидарно с мнением, что раз государство косвенно участвовало в раздувании "мыльного пузыря" жилищного рынка, значит, оно обязано помочь разгребать последствия, то по мере роста экономической, а соответственно и социальной напряженности зазвучали и другие голоса. "На дольщиков тратятся бюджетные средства, которые нужны шахтерам, врачам, учителям и пенсионерам", - негодовали противники такого решения. СМИ традиционно поддержали претензии и протесты дольщиков, освещая буквально каждый митинг. Между тем, статистические данные свидетельствуют о том, что в скором времени проблема дольщиков потеряет свою актуальность.

Государство нам поможет

Цифры впечатляют именно в динамике. Так, в 2007 году в республике было 450 проблемных жилых комплексов, своих квартир ждали 62 889 дольщиков. А уже к 1 октября 2010 года в этом списке остались 87 объектов, объединяющих 19 354 дольщиков. По данным Агентства по делам строительства и ЖКХ, на сегодняшний день в Астане "висят" 42 объекта (8 886 дольщиков), в Алматы - 26 объектов (5 783 дольщика), в других регионах - 19 объектов (4 685 дольщиков). Начиная с 2007 года, государство "вбухало" в решение этой проблемы 505,809 млрд. тенге (на данный момент освоено 328,7 млрд. тенге, или 65%). В том числе из республиканского бюджета и резерва правительства было выделено 265,809 млрд. тенге (освоено 193,212 млрд. тенге, или 72%). Из Национального фонда - 240 млрд. тенге (освоено 135,6 млрд. тенге, или 56 %). Акимат Астаны от бюджетного "пирога" получил 140,584 млрд. тенге (освоил 118,515 млрд. тенге, или 84%); акимат южной столицы - 77,959 млрд. тенге (освоил 49,897 млрд. тенге или 64%). Алматинской области выдано 17,266 млрд. тенге (освоено 2,9 млрд. тенге, или 16,8%). Фонду стрессовых активов досталось 30 млрд. тенге, из них освоено 21,9 млрд. тенге, или 73%). На сегодняшний день самостоятельно, за счет средств самих застройщиков достраиваются 27 объектов, там ждут очереди 2 210 дольщиков, за счет госсредств завершаются 55 объектов (это 16 616 дольщиков), в качестве проблемных обозначены 5 объектов (528 дольщиков).

В отчете Агентства подробно расписаны затруднения на объектах, вызывающих тревогу. Например, в Алматы - городе, где протесты участников долевого рынка достигли пика - проблемными остаются несколько долгостроев, объединяющих 978 человек. По мнению чиновников, большинство проблем этих комплексов близки к разрешению. Завершающим аккордом к рапортам правительства прозвучало недавнее заявление представителей Агентства о том, что к 2012 году каждый казахстанский дольщик получит квартиру, пусть даже и не в том доме, в который он вложил свои деньги.

Иллюзияспасения

Между тем, сами спасаемые государством дольщики зачастую не согласны с оптимизмом властей, и заявляют, что их проблемы решаются в основном на бумаге. В сущности, весь 2010 год прошел под знаком перманентных протестов и митингов. В январе ряд участников долевого строительства на крупнейших объектах прямо заподозрил акимат Алматы в нецелевом использовании государственных средств, выделенных на завершение ЖК. Вообще, вокруг обманутых за несколько лет образовался целый круг различных НПО. Митинги дольщиков, как правило, зрелищны, и по этой причине власти активно реагируют на них. В самом начале года жертвы мошенничества объединились в коалицию, и один из лидеров нового движения, небезызвестный Айнур Курманов, предсказал, что в будущем власти ожидает новая волна протестов. Прогнозы сбылись. Весной дольщики ЖК "Жайлы" привлекли к акциям собственных детей, проведя конкурс рисунков на тему "Дом, который не построил "СЕРТ". Летом другие пострадавшие обвинили правительство и Фонд стрессовых активов в нанесении ущерба дольщикам путем девальвации тенге зимой того же года. В сентябре несостоявшиеся жильцы многострадального "СЕРТа" более недели провели в самовольно занятом недостроенном здании, в палатках и под простынями, заявляя, что не покинут здание до тех пор, пока застройщик не внемлет их нуждам. В ноябре участники проекта ЖК "Тристар" начали серию настойчивых акций протеста. Астанинские пострадавшие не отставали от своих алматинских собратьев - этим летом столичные дольщики устроили месячную голодовку.

Жилищный рынок оживает

Без сомнений, государственная помощь устойчиво показывает положительную динамику, уверен директор исполкома Казахстанской Ассоциации оценщиков, вице-президент Казахстанской Федерации недвижимости Александр Калинин. Эксперт считает, что Казахстан стараниями опытных аналитиков предвидел некоторые проблемы долевого рынка и успел удачно подстраховать наиболее слабые места. Среди механизмов страховки можно отметить закон о долевом строительстве: аналогичный акт был недостаточно проработан, например, в России, что привело к безвозвратным финансовым потерям у 40% дольщиков. Здесь казахстанские власти сумели поставить некоторый барьер недобросовестным компаниям-застройщикам, довольно высокая доля осужденных за мошенничество в жилищной сфере говорит сама за себя. По данным Калинина, на сегодня уже осуждены руководители и ответственные лица 27 компаний. "Ипотечники, а особенно дольщики - самая "социально опасная" группа, в случае чего они пошли бы до конца, и всем это было прекрасно понятно. Ипотечники хотя бы живут в приобретенной квартире, дольщики ютятся по родственникам, зачастую вынуждены выплачивать кредиты за недостроенное жилье. В схемах обмана на долевом рынке принимали участие и чиновники, они выдавали лицензии на застройку, выдавали земельные участки, вина государства здесь была очевидна. Потому помощь властей стала совершенно закономерной, как в наказании недобросовестных застройщиков, так и в финансовой поддержке проблемных объектов. Могу сказать как профессионал: государство здесь сработало четко", - считает Александр Калинин.

Что касается протестов и выступлений дольщиков, то эксперт полагает их естественными - обман стал тяжелейшим психологическим испытанием для многих пострадавших, а к этому прибавились и денежные проблемы в кризисный период. Кроме того, если человек платил за постройку элитного жилья в центре, а в итоге получает квартиру на окраине, его возмущение понятно. А.Калинин скептически воспринимает некоторую обывательщину подхода к тем пострадавшим, которые лишились не одной, но нескольких квартир - зачастую общественное мнение и даже чиновники акимата обвиняют их в спекуляции, стремлении нажиться на государственной помощи. "Такие претензии довольно странны: если у человека были средства на приобретение двух-трех квартир, то почему он вдруг спекулянт и не заслуживает возврата денег или получения жилья? Некоторые чиновники акимата придерживаются тактики: одна семья - одна квартира. Это не совсем верно. С другой стороны, государство вообще могло махнуть рукой и сказать: "разбирайтесь сами", коль скоро юридически такому подходу ничто не препятствовало".

По сведениям А.Калинина, государственная помощь положительно влияет на жилищный рынок в целом, хотя из-за ограниченного количества дольщиков они и не являются глобальным фактором сегмента. Но, например, сегодня ФНБ "Самрук-Казына" финансирует строительство алматинских ЖК по цене 1200-1300 долларов за квадратный метр, а в Астане строятся здания, где жилплощадь будет стоить примерно 1000 долларов за квадратный метр - государство идет на подобные схемы, что, в свою очередь, снижает себестоимость. Государственная поддержка в целом оживляет рынок, серьезно пострадавший в кризисные годы и ощутивший последствия снижения покупательской способности. Так, допустим, если власти заселяют в 100-квартирный дом 60 семей дольщиков, то оставшиеся 40 квартир могут быть реализованы по более адекватным ценам, нежели еще недавно пугавшие 2500 за кв.м - и это всего лишь одна из возможностей. Значительные суммы, вливаемые правительством в застройку, поддержат рынок, дадут ему толчок, считает эксперт: "дольщики переживают тяжелый момент, что вполне понятно, однако приведенные цифры отражают реальность. Правительство работает. По сравнению с 2007 годом мы видим серьезные результаты этой работы. Главное, что власти не устранились от решения этой проблемы".

03.12.2010

Макс Исаев, www.camonitor.com

kn.kz
>
Статьи