Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Кавардак «в квадрате»

Аренда недвижимости – «черная дыра» бюджета. Тысячи госслужащих работают в офисах, и бюджет оплачивает их «сидение». А заодно коридоры, по которым они ходят, и воздух, которым они дышат.

Аренда недвижимости – «черная дыра» бюджета.

Тысячи госслужащих работают в офисах, и бюджет оплачивает их «сидение». А заодно коридоры, по которым они ходят, и воздух, которым они дышат. Потому что сидят они в зданиях и помещениях, арендованных у частных владельцев. При этом никто из членов Правительства, похоже, не задумывался: сколько всего тратится из госказны денег на аренду офисов для их младших по чину коллег?

Попытки в ходе журналистского расследования найти ответ на этот простой, в общем-то, вопрос разбились о глухую стену непонимания (а зачем вам это?) и некомпетентности. Это может показаться абсурдом, но ни в Счетном комитете, ни в Министерстве финансов, куда мы официально обратились, не смогли назвать точную или хотя бы приблизительную цифру совокупных бюджетных расходов на имущественный найм объектов недвижимости для размещения госчиновников. Ну, не интересны эти данные министру финансов и другим членам Правительства! Если б речь шла о сумме, которую просит любимая теща, чтоб арендовать квартирку поближе к внукам в Астане, тогда другое дело! …А иначе, кому какая нужда до обезличенных казенных финансов?

Вопрос не праздный. Помнится, представитель управления финансов акимата Астаны публично сетовал на то, что сразу несколько столичных ЦОНов вынуждены размещаться в арендованных у частников помещениях. Регулярно оплачивая при этом «десятки миллионов тенге». А если посмотреть в масштабах страны? А если суммировать расходы на аренду офисов (а также служебных квартир, автомобилей, другого имущества) как центральными, так и местными госорганами? А также многочисленными РГП, КГКП, АО и ТОО с госучастием? Наверняка сотни теньговых ручейков соединятся в многомиллионную финансовую Амазонку, которая щедро вытекает из карманов обезличенных налогоплательщиков прямиком в карманы конкретных девелоперов.

Размах аренды государственными ведомствами частной недвижимости особенно заметен в Астане. Здесь концентрация чиновничьего люда особенно высока. Но эта же тенденция, судя по результатам расследований собкоров «ОКО», весьма актуальна в ЗКО, ВКО, ЮКО, Костанайской, некоторых других областях. Но и там ответственные товарищи из теркомов госимущества и приватизации Минфина не в силах назвать точную цифру расходов на аренду кабинетов для чиновников. Говорят, аренда недостающих площадей для госслужащих находится в ведении акимов областей, городов, районов и поселков. А мы, мол, мониторим  исключительно обратный процесс – передачу в имущественный найм (аренду) частникам излишней, надо признать, офисной площади в самих государственных учреждениях, имеющих  республиканский статус.

Выходит, все сделки найма имущества между госорганами, госпредприятиями и частниками (как в ту, так и в другую сторону) отданы «на откуп» сотням акимов, министров, председателей, директоров и начальников всевозможных госструктур. А так как акиматов, комитетов, департаментов, управлений и отделов (плюс КГП, АО и ТОО с госучастием) в Казахстане великое множество, то проконтролировать или хотя бы подсчитать совокупный «рынок аренды» по стране физически не представляется возможным. Чтобы это сделать, нужно опросить буквально каждого бастыка в стране (центрального и местного уровней), ставящего свою подпись на итоговой тендерной документации и договорах найма (аренды) или передачи в аренду недостающей или излишней недвижимости. А может, в Правительстве просто не хотят знать общую сумму расходов госказны по размещению чиновников? Или знают, но боятся ее озвучить?

Ежегодно совокупный государственный карман худеет на аренде недостающей «жилплощади» примерно на десятки миллиардов тенге, но никто так и не озаботился проблемой экономии этих средств. Между тем рецепт экономии очевиден: построить или разово выкупить в каждом крупном городе и поселке здание какого-нибудь бизнес-центра, чтобы разместить в нем «бездомных» чиновников. После чего прекратить оплачивать из бюджета арендные платежи в пользу частников. Глядишь, коррупционных правонарушений разом поубавится, коих предостаточно в наших палестинах. Второй рецепт – рациональное переселение управлений и департаментов под одну крышу. У нас ведь пока одна госконтора в городе N. арендует дефицитные кабинеты, руководитель другой (иной подведомственности) сам сдает в аренду частникам излишки своих офисных площадей. Карманы, говорят, у нас разные, забывая, что речь-то идет, по большому счету, об общем кармане – народном.

Не пора ли упразднить путаницу в «карманах» и навести четкий порядок в сфере аренды офисов, где одним из партнеров выступает государство? Рациональное расходование казны (особенно в кризисный период) никому еще не вредило. После инициативы Главы государства по сокращению армии госслужащих и экономии бюджетных средств наведение порядка с арендой недвижимости для чиновников представляется весьма своевременным.

26.11.2010

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ, www.oko.kz

kn.kz
>
Статьи