Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

ЖКХ - три весёлых буквы

Сколько квадратных метров жилья может обеспечить каждому жителю страны государство? Правда ли, что акиматы будут распоряжаться целевыми жилищными взносами граждан без их ведома? Отремонтирует ли государство ветхий жилой фонд за свой счет?

Сколько квадратных метров жилья может обеспечить каждому жителю страны государство? Правда ли, что акиматы будут распоряжаться целевыми жилищными взносами граждан без их ведома? Отремонтирует ли государство ветхий жилой фонд за свой счет? На эти и другие вопросы на “прямой линии” отвечает председатель Агентства РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик НОКИН (на снимке).

Вопрос редакции газеты “Время”:

Какие позитивные изменения в жизнь казахстанцев внесет широко разрекламированная реформа ЖКХ на 2010-2020 годы?

- Во-первых, предполагается внедрить механизм накопления средств собственников квартир на будущий капитальный ремонт общего имущества многоквартирных жилых домов. Во-вторых, появится новый механизм жилищной помощи для малообеспеченных граждан. При разработке программы реформирования ЖКХ мы основывались на опыте Дорожной карты в коммунальном хозяйстве, которая реализуется в стране с 2009 года и уже обошлась государству в 100 млрд. тенге. Есть хорошие результаты. Например, 85 жилых микрорайонов по всей республике наконец стали без перебоев получать питьевую воду. В 32 населенных пунктах, где часто люди оставались без света при сильных ветрах, стабилизировано электроснабжение. Мы газифицировали 22 населенных пункта. В 32 населенных пунктах были реконструированы теплотрассы, решились проблемы с отоплением. В общей сложности более полумиллиона человек получили коммунальные услуги, о которых раньше могли только мечтать.

В рамках реформы ЖКХ мы с 2010 по 2020 год планируем не разово, а планомерно улучшать жилищные условия казахстанцев. Программа делится на два больших сектора: работу с коммунальными предприятиями и потребителями. На основе новых ресурсосберегающих технологий планируется модернизация коммунальных предприятий.

На 2010-2012 годы из республиканского бюджета планируется выделение пока 64 млрд. тенге на решение поставленных задач. Плюс за счет местных бюджетов будет финансирование. Сами коммунальные предприятия должны вложить 208 млрд. тенге в модернизацию своего хозяйства. В сумме затраты на реализацию программы в первые три года составят около 272 млрд. тенге.

Ерик АХМЕДЬЯРОВ, Талдыкорган:

Недавно вы предложили внедрить в Казахстане практику использования пенсионных взносов населения на ипотечное кредитование. С одной стороны, это могло бы стать подспорьем для многих семей, мечтающих о собственном доме. Но не рискованно ли это?

- Начнем с того, что я не предлагал внедрять такую практику в нашей стране, поскольку это прерогатива финансовых органов. Я лишь привел в пример опыт Сингапура и России.

В “Нур Отане” в тот день состоялся “круглый стол”, посвященный развитию строительной отрасли страны, в ходе которого я дал понять: мы готовы строить, в состоянии привлечь инвесторов, у нас есть проекты экономного жилья, но сегодня нет его сбыта, поскольку оно остается недоступным для потребителя со средним достатком. Мы не хотим строить ради самого процесса строительства. Поэтому мы с финансовыми структурами и обсуждали, как сделать жилье доступным населению. Если бы процентная ставка по ипотеке составляла 6-8 процентов годовых, первоначальный взнос - 10 процентов от стоимости жилья, а срок кредитования - 15-20 лет, во многих семьях проблема с жильем решилась бы моментально.

Ерганат, Усть-Каменогорск:

Делало ли ваше агентство прогнозы, какое количество квадратных метров жилья нужно построить в стране, чтобы каждому казахстанцу покупка квартиры была по карману?

- Сколько конкретно нужно построить жилья, чтобы своя крыша над головой была у всех казахстанцев, посчитать невозможно. В развитых странах принято ежегодно строить по одному квадратному метру на каждого гражданина. Нас 16 миллионов, значит, ежегодно должно строиться 16 миллионов квадратных метров жилья. Но даже в докризисное время мы могли возводить максимум 6,8 млн. квадратных метров, а сейчас эти показатели еще ниже. То есть пока Казахстан не вышел на необходимые показатели. Сегодня на каждого казахстанца приходится в среднем 18 кв. метров жилья, тогда как в США - 65. Разница очевидна.

В этом году завершается реализация Государственной программы жилищного строительства на 2008-2010 годы. Кроме того, Указом президента от 19 марта 2010 года утверждена Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ГПФИИР), в которую включена наша отраслевая программа по развитию стройиндустрии и производству строительных материалов. То есть в 2011-2014 годах будет продолжено строительство арендного (коммунального) жилья и предоставление его отдельным категориям граждан.

Предполагается также совершенствование механизма реализации жилья через систему жил-стройсбережений.

Всего в 2011-2014 годах за счет всех источников финансирования планируется построить 25 млн. 800 тыс. квадратных метров жилья, в том числе: арендного (коммунального) - 689,6 тыс., кредитного через систему жилстройсбережений - 427,6 тыс., индивидуального - 13 млн. 757,1 тыс., коммерческого - 10 млн. 660,1 тыс. квадратных метров.

Андрей ФИЛЕНКОВ, Алматы:

Ходят слухи, будто акимат планирует забрать себе все деньги, которые мы платим в КСК на целевые расходы, а потом какая-то комиссия будет решать, требуется ли в конкретно взятом доме ремонт подъезда или крыши. Правда ли это?

- Это неправда, не верьте слухам. По законодательству, только собственники квартир на общем собрании жильцов принимают решение о размерах целевых взносов и на какие нужды их расходовать. Вмешательство любых структур в деятельность КСК не допускается.

Вы, вероятно, путаете с созданием жилищных инспекций акиматов, наделенных правом производить обследование общего имущества объектов кондоминиума и выносить предписания о необходимости и очередности проведения отдельных видов ремонта общего имущества - кровли, лифтов, несущих конструкций, инженерных сетей и так далее. На эти цели, в зависимости от дохода жильцов, может быть выделена жилищная помощь местного исполнительного органа, то есть акимата. Жилищные инспекции будут помогать деньгами, а не собирать и тратить их. Их создание было законодательно закреплено в конце прошлого года, и сейчас реализуются пилотные проекты по их внедрению в трех городах - Экибастузе, Семее и Сарыагаше. Но некоторые регионы, включая Алматы, уже пользуются новшеством.

Жильцы дома № 89 по проспекту Абая, Алматы:

Год назад наш КСК дал разрешение на строительство мансардного этажа без согласия жильцов. Застройщик “Жандос-арт” снял крышу с нашего дома, а потом чиновники приостановили строительство как незаконное. Но крышу назад не вернули. Кто ответит за этот бардак?

- По вашим обращениям управление ГАСК города Алматы приостановило строительство мансардного этажа в связи с отсутствием заключения госэкспертизы на проектно-сметную документацию. Идет судебное разбирательство, решение суда пока не принято.

Я направлял по этому адресу комиссию из сотрудников агентства. Крыша на доме есть, но она частично деформирована. Застройщика уже обязали устранить деформацию, а контроль за исполнением возложен на УГАСК Алматы.

Ляззат САБИРОВА, Астана:

Государство в рамках реформы ЖКХ планирует отремонтировать за свой счет весь ветхий жилой фонд страны - крыши домов, подъезды и прочие помещения, не являющиеся собственностью жильцов. Сколько на это в общей сложности нужно денег и времени? Будет ли данная акция государства означать, что КСК перестанут драть три шкуры с жильцов домов на целевые расходы?

- Общее имущество многоквартирных домов - лестничные клетки, подъезды, крыши - не является собственностью государства, это долевая собственность владельцев квартир. Поэтому государство не будет ремонтировать это имущество за свой счет. На это не предусмотрено никаких средств. Но малоимущим собственникам жилья предусмотрена помощь на оплату коммунальных услуг и ремонт имущества объектов кондоминиума.

Алексей ВОЛКОВ, Алматы:

У меня вопрос по поводу уборки мусора. В спальных районах, застроенных многоэтажными домами, мусор вывозится ежедневно, а в частном секторе Медеуского района, где я живу, - только раз в неделю. Законно ли это?

- Любого гражданина нашей страны в этом вопросе защищает статья 292 Экологического кодекса, по которой акиматы отвечают за организацию рациональной и экологически безопасной системы сбора коммунальных отходов.

Правила же благоустройства территорий, в том числе санитарного содержания, утверждает местный представительный орган - маслихат.

Существует две схемы вывоза бытового мусора: планово-кольцевая и заявительная. При планово-кольцевой схеме мусор вывозится по графику компаниями, выигравшими тендер на предоставление таких услуг. При заявительной схеме это делается по заявке гражданина.

Выбор схемы вывоза мусора и его график определяется публичным договором в многоквартирных жилых домах, а в индивидуальном жилом секторе - договором между гражданином и обслуживающей организацией.

Сергей ФИЛИМОНОВ, Алматы:

В Алматы очень много многоквартирных жилых домов, где отсутствует централизованное газоснабжение, используют газ в баллонах - например, на пересечении улиц Сейфуллина и Маметовой. Это не только не безопасно, но еще и является нарушением, насколько я знаю. Как решить эту проблему?

- По правилам пользования сжиженным газом, разрешается размещение не более одного баллона в квартирах жилого здания, имеющего не более двух этажей.

А применение газовых баллонов с запорно-регулирующей арматурой допускается в жилых домах с этажностью до 5 этажей включительно.

В кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, а также общежитиях квартирного типа (независимо от этажности) необходимо предусматривать установку электроплит.

Не допускается установка газового оборудования в помещениях общественного питания, торговли, бытового обслуживания во встроенных в жилые здания объектах.

Контроль за соблюдением этих правил сегодня лежит на противопожарной службе. Но, к сожалению, она проверяет объекты от случая к случаю, или же меры принимаются, когда случаются ЧП. Чтобы подход к безопасности жильцов многоквартирных домов стал системным, МЧС совместно с Министерством нефти и газа планирует создать газовые инспекции, которые некогда в нашей стране существовали.

Асия РУЗИЕВА, Атырау:

Моя семья живет в пригороде Алматы. Поскольку принят новый генплан застройки пригородов и эта зона будет активно обустраиваться, скоро начнется проведение инженерных коммуникаций в районы, где их никогда не было. Земля густо заселена, свободных участков для рытья траншей нет. Значит, власти будут тянуть газ и воду через жилой массив. Возможно, через чьи-то дворы. Чувствую, это произойдет так же, как всегда: никого не спросят, просто загонят технику, а людей заставят молчать. Или все-таки в случае проведения коммуникаций исполнитель работ должен как-то согласовывать вопрос с собственником земельного участка?

- Законом закреплено право жителей иметь полную информацию о предполагаемых изменениях в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Кроме этого, жители как физические лица вправе участвовать в обсуждении архитектурных градостроительных решений.

Если строительная деятельность затрагивает их интересы, то застройщик должен согласовать выполнение работ с владельцами земельных участков. В каждом случае нужно искать компромисс, но если принципиальные жители все же будут препятствовать строительным работам, то вопрос использования их земельных участков для проведения коммуникаций может быть решен только в суде.

Валентина Алексеевна БОРУЛЁВА, Алматы:

Про работу КСК много пишется и говорится. Это совершенно мертворожденные структуры, от которых вреда больше, чем пользы. Как можно сделать их работу прозрачной?

- Проблема в том, что КСК сегодня занимаются всем чем угодно - и сбором денег, и ремонтом, качество которого зачастую оставляет желать лучшего. Мы предлагаем право на проведение ремонтных работ передать управляющим компаниям, имеющим лицензию. То есть КСК будут уже выступать только заказчиками от имени и по поручению жильцов, а исполнителями станут профессиональные ремонтные структуры. Такая практика используется в зарубежных странах.

Как бы отдельные граждане ни ругали КСК, именно благодаря им в целом сохранен имеющийся многоквартирный жилищный фонд. Причем доля жилых домов, требующих ремонта, в последние годы не увеличивается. Из 172 тысяч многоквартирных домов по всей республике требуют ремонта 21,4 тысячи, то есть 12 процентов. На это потребуется 270 млрд. тенге.

А если председатель КСК не отчитывается перед жильцами и не выполняет возложенных на него задач - переизберите его!

Талгат САПАРБАЕВ, архитектор, Алматы:

Как обстоят дела с реформой технического регулирования в строительной отрасли? Вы действительно хотите ввести в первую очередь еврокоды, не подкрепляя их национальными приложениями собственными ГОСТами, СНиПами? Известно ли вам, что еврокоды покрывают только часть из шести основных требований к зданиям и сооружениям, согласно европейской директиве?

- Чувствуется, вопрос задавал профессионал (смеется). В соответствии с планом реформирования системы технического регулирования строительной отрасли нашей страны разрабатываются строительные нормы и обязательно с национальными приложениями (СН РК EN) на основе еврокодов.

Вместе с тем разрабатывается Инструкция по применению СН РК EN с национальными приложениями в переходный период до 2015 года, когда параллельно сосуществуют новая и действующая нормативно-технические базы.

В этот период отечественные строители могут работать как по старым нормам, так и по новым.

Начиная с 2011 года будут разрабатываться специальные своды правил, руководства, справочные пособия и другие необходимые документы, дополняющие и разъясняющие положения еврокодов.

25.11.2010

Александра АЛЁХОВА, www.time.kz

kn.kz
>
Статьи