Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Обживаются на новом месте

В Шардаринском районе полностью завершилось отселение жителей поселка Арнасай, оказавшегося изолированным после проведения делимитации и демаркации казахстанско-узбекской границы.

В Шардаринском районе полностью завершилось отселение жителей поселка Арнасай, оказавшегося изолированным после проведения делимитации и демаркации казахстанско-узбекской границы. Все граждане получили полагающуюся им денежную компенсацию и уже перебрались на новое место жительства.

О проблеме арнасайцев стало известно в начале минувшего лета. В первых числах июня узбекские пограничники заблокировали поселок, перекрыв все подъездные пути. Дело в том, что Арнасай, который примыкает непосредственно к Шардаринскому водохранилищу, представляет собой анклав, с трех сторон окруженный территорией соседнего государства. Попасть в населенный пункт и выехать в Шардару можно только по дороге Шардара – Жетысай, которая частично проходит по территории Узбекистана. Многие годы проблему власти предпочитали не замечать, отчетливо понимая, что рано или поздно ее все равно придется решать.

Когда началась работа по оформлению линии государственной границы с помощью заградительных сооружений, погранслужба Узбеки­стана на своей территории выставила посты, и аул Арнасай оказался отрезанным от внешнего мира. Жители оказались в тяжелейшей ситуации, не имея возможности попасть в больницу, к родственникам, в районный центр. Точно так же в населенный пункт не могла проехать ни «скорая помощь», ни пожарная машина, ни полицейские. Разве что по воде или по воздуху. Местные жители рассказывали, как их односельчанка, потеряв всякую надежду доставить больного ребенка в больницу, решилась на отчаянный шаг, рискнув добраться до Шардары по водоему.

Нужно отдать должное местным властям, которые не оставили жителей один на один в труднейшей ситуации, организовав, пусть и не сразу, доставку воды и продуктов питания. Предпринимались также попытки договориться с пограничниками соседнего государства, чтобы был разрешен проезд и проход в аул местных жителей, почтовых служащих и сотрудников филиала РГП «Югводхоз», которые работали на Арнасайской плотине. Первое время такой проход удалось наладить по специально подготовленным спискам. Но вскоре и он не стал панацеей от проблем.

Параллельно на государственном уровне решался вопрос отселения 71 семьи, проживавшей в Арнасае. Оперативно была организована оценка имущества граждан с тем, чтобы определить сумму компенсации. Всем жителям пообещали бесплатно выделить по земельному участку в зависимости от того, где люди решат жить дальше. Из республиканского бюджета на выплату компенсаций вынужденным переселенцам выделили 163 млн. 610 тыс. тенге.

– Моя семья сразу решила, что переберемся в Шардару, – рассказывает Басынбек Калжигитов. – Хотя есть среди наших соседей и те, кто решил обосноваться в Жетысае, Шымкенте и даже Астане. Я же родился в этих местах, и хотя мой аул Арбакалды сейчас находится на дне Шардаринского водохранилища, считаю эту землю своей малой родиной.

Басынбек-ага не стал ждать, пока местная власть определится с земельными участками для переселенцев в Шардаре, и на собст­венные сбережения купил на окраине города 8 соток земли по сходной цене. Он переживал, что решение вопроса может затянуться, и к зиме его большая семья не успеет отстроить новый дом. Можно сказать, что так оно и вышло. Большинство из тех, кто на полученную денежную компенсацию не стал покупать квартиру или готовый дом, а предпочел строить жилье самостоятельно, только завершают возведение фундаментов. Семья же Калжигитовых готовится заселиться в новый дом, для строительства которого частично использовали кирпич и деревянные балки со старого дома. Три из пяти комнат уже полностью отделаны.

– У нас был хороший дом в Арнасае, но и здесь построили не хуже, даже больше, чем был, – делится своими мыслями аксакал. – Меня иное беспокоит. Там у меня был роскошный сад, который я когда-то посадил собственными руками. На 25 сотках росли 136 фруктовых деревьев, у каждого из которых есть своя история. Можете представить, какие урожаи мы собирали ежегодно! Теперь ничего этого нет. Я тоскую по своему саду, понимая, что его уже не вернуть. Конечно, посадим с сыновьями, снохами и внуками новый сад. Но когда он вырастет? Да и почва здесь не очень, сплошной солончак, соль всю поверхность земли белесой сделала. Будут ли здесь расти яблони и груши – вот в чем вопрос. Разве что карагач приживется.

Глава семьи уже спланировал участок и выделил часть его территории под сад. Пока же с полуторагодовалым внуком Оскеном занимается мощением двора. Того и гляди, начнется непогода, и тогда здесь будет ни проехать, ни пройти от осенней грязи. Басынбек Калжигитов, уйдя на пенсию, три с половиной года работал аульным бием в Арнасае. Его организаторские способности сполна проявились и на новом месте. Он собрал своих соседей и предложил купить старый асфальт, который снимают при проведении капитального ремонта улиц, и вымостить им переулок. Первая попытка мобилизовать соседей на благоустройство территории проживания оказалась успешной.

Теперь аксакал намерен провести воспитательную беседу о пользе зеленых насаждений. Арнасай хоть и был небольшим населенным пунктом, но очень зеленым и уютным. И жители его отличались гостеприимством, чтя традиции добрососедства.

Арнасайские переселенцы и сейчас стараются держаться вместе. К Калжигитовым частенько заходят Женис Барболов и Каламкас Абд­раимова, как и другие земляки. И хотя переселенцы вовремя и сполна получили все, что им обещало государство, и претензий к властям не имеют, то и дело у каждого на душе появляется щемящая грусть и тоска по родному аулу. Мыслями они по-прежнему там, в Арнасае, до которого теперь не добраться. Так что, собираясь вместе, бывшие соседи дружно предаются воспоминаниям. Тесно общаясь, им легче обживаться на новом месте.

20.11.2010

Любовь ДОБРОТА, www.kazpravda.kz

kn.kz
>
Статьи