Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Ремонтировать дома или строить ночлежки?

Казахстану понадобятся новые тюрьмы и приюты для бездомных, - предупреждает депутат павлодарского городского маслихата Аскар Бахралинов. На суровые прогнозы его натолкнула недавняя стратегическая инициатива по реформе ЖКХ Министерства индустрии и торговли, заставившая встревожиться многих казахстанцев.

Казахстану понадобятся новые тюрьмы и приюты для бездомных, - предупреждает депутат павлодарского городского маслихата Аскар Бахралинов. На суровые прогнозы его натолкнула недавняя стратегическая инициатива по реформе ЖКХ Министерства индустрии и торговли, заставившая встревожиться многих казахстанцев.

Ее суть - передача в собственность жильцов многоэтажек общедомового имущества - кровель, подвалов, подъездов, земельных участков, прилегающих к домам. На них, соответственно, возложат и текущий, а главное, капитальный ремонт всей этой «подаренной» государством собственности. Неплатежеспособных будут штрафовать, их имущество арестовывать, квартиры - изымать. Последняя перспектива вполне реальна, учитывая, что по выкладкам одного из правительственных чиновников капремонт только кровли стандартной пятиэтажки обойдется в сто тысяч тенге с квартиры.

- На мой взгляд, - делится с читателями «ОКО» Аскар Бахралинов, кандидат юридических наук, - ни в коем случае нельзя допускать такого непродуманного шага по решению проблем ЖКХ. Слишком уж велика вероятность социальной катастрофы. Считаю негосударственным подходом - говорить «о преодолении иждивенческих настроений населения». Социальное государство, каким декларирует себя Казахстан, должно обладать сильными государственными институтами, способными обеспечить социальную защиту всем своим гражданам. Идею выселения неплатежеспособных жильцов-собственников, в каковые, вероятно, сразу же попадут пенсионеры, многодетные матери, инвалиды, безработные - все неспособные выплатить сотни тысяч тенге на капремонт - по сути можно рассматривать как социальную сегрегацию. Да и куда их выселять? У акиматов городов просто нет столько мест в общежитиях для переселения, особенно в Алматы, Астане.

- Но правительственные чиновники ссылаются на успешный опыт аналогичного подхода в развитых странах Западной Европы...

- Ссылки на зарубежный опыт, на мой взгляд, вообще несерьезны. Во-первых, Казахстан - не Европа, у нас другие социально-экономические условия, в том числе уровень доходов и менталитет. Но даже там можно найти иные примеры государственного подхода к социально-жилищному вопросу. В 80-ые годы в Великобритании большое количество жилых объектов из муниципального жилищного фонда Лондона, в которых проживали малообеспеченные англичане, было разрешено бесплатно приватизировать. Все жилье было в отличном техническом состоянии, и матери-одиночки, инвалиды, безработные, получив и реализовав его во время начавшегося жилищного бума, в одночасье перешли из категории бедных в число миллионеров. Этот пример подхода насквозь европейской, рыночной страны к приватизации почему-то никто в Казахстане не желает брать за основу.

Возьмем фундамент капиталистической системы - США, страну сверхконкурентного капитализма с жизненным принципом «В Бога мы верим, все остальное - наличными». Возможно, многим это покажется откровением, но в Америке государство, муниципалитеты - тоже крупнейшие собственники жилья, предназначенного для малообеспеченных американцев. Они же субсидируют им квартирную плату. Президент США Джордж Буш одним из пунктов своей предвыборной программы тоже обозначил создание возможности приватизации жилья из государственного жилищного фонда для снижения затрат из госбюджета на выделение квартирных субсидий малообеспеченным. Но надо знать, что в США очень жесткое жилищное законодательство. Даже собственники арендных многоквартирных домов, если в них существует аварийная ситуация (например, протекающие крыши, прогнившие коммуникации, неисправная проводка), могут подвергнуться уголовному наказанию. Так что там государственный жилищный фонд тем более передается, приватизируется в нормальном, функциональном состоянии. Гуманности практики выселения у американцев тоже можно поучиться. Если должники, задержавшие ипотечные выплаты банку, действительно выселяются немедленно силами полиции и судебных исполнителей, то арендующих жилье квартиросъемщиков, не имеющих возможности платить, запрещается выселять, не известив заранее за достаточно длительный срок. Есть еще целый ряд ограничений, как, скажем, запрет на выселение зимой.

Соединенные Штаты Америки всеми силами стремятся к сокращению числа бездомных, понимая, что полная реализация демократических принципов, снижение болезней, преступности зависят от успешности действий государства в этом вопросе. Десятки миллиардов в виде прямых затрат на строительство муниципального жилья, льготных и безвозвратных кредитов строящим и содержащим дома с доступной арендной платой - тому доказательство.

Но даже несмотря на все эти меры, около одного процента населения США является бездомным. Этот процент охвачен государственными и частными ночлежными домами, пунктами горячего питания, помощью благотворительных организаций. Учитывая масштабы населения Казахстана, один процент здесь будет составлять около 150 000 человек. Но у нас нет сектора арендных многоквартирных домов с дешевой арендной платой, государственный жилищный фонд мал в общем объеме жилья. Значит, эту цифру необходимо умножить приблизительно втрое. Соответственно, под всю эту массу людей понадобится инфраструктура. А это не только расширение коммунальных общежитий, но и создание почти с нуля государственной сети ночлежных домов, бесплатных столовых для бездомных.

Согласно американскому опыту рост на один процент числа бездомных дает пять процентов роста преступности. А значит, понадобятся новые колонии и тюрьмы, укрепление и увеличение кадровой численности правоохранительных органов, судов. То есть уже сейчас надо закладывать сотни миллиардов тенге из бюджета на решение всех этих проблем, которые обязательно будут возникать как последствие реформирования жилищных отношений.

- А как же Прибалтика, примеру которой мы собираемся последовать? Там, похоже, обошлось без социальных кризисов.

- Предлагаемый Министерством индустрии и торговли план реформирования ЖКХ, изменения жилищной политики, конечно, имеет определенное сходство с опытом Прибалтики, Бразилии, особенно по системе выселения, но не с европейским или мировым. Однако стоит ли брать пример стран Прибалтики с их небольшой территорией, искусственно сформированным социально-однообразным уровнем жизни, а главное - взявших за идеал правовой системы, государственной политики свои же страны периода Великой Отечественной войны, германской оккупации? Надо двигаться вперед, а не возвращаться к прошлому.

Бразилия же с ее довольно жесткими, скороспелыми решениями жилищной, коммунальной политики, под стать тем, что сегодня предлагают наши чиновники, теперь вынуждена сталкиваться с проблемами трущоб и бездомных. В эти забытые Богом и властью районы бразильских городов силы правопорядка совершают рейды только при поддержке бронетехники и вертолетов, большими отрядами.

Или другой яркий негуманный пример этой страны. Для экономии государственных средств правительственными чиновниками были упразднены учреждения для душевнобольных, а пациенты распущены. Люди с нарушенной системой ценностей стали убивать, отбирая еду у туристов, ради понравившейся одежды, ради одной сигареты, стали жечь костры из домов. Возникла паника. Против них пришлось направить армейские подразделения с правом «расстреливать на месте». Так что этот «мировой опыт» экономии бюджетных средств на жилье нам тоже не подходит.

- И какую же альтернативу предлагаете вы?

- Перекладывать на людей всю тяжесть жилищно-коммунальных проблем, собственнической ответственности необходимо только поэтапно, постепенно, за 10-20 лет, но не «кавалерийским наскоком». Все это время жилой фонд республики необходимо поддерживать с помощью государственных субсидий. Заметьте, пойдут они не на приобретение казначейских облигаций США или постройку гостиниц в Киргизии. Они останутся здесь, в казахстанской экономике, в реальном секторе, разовьют отечественные строительную индустрию, производство стройматериалов, создадут новые рабочие места, то есть будет хоть и косвенный, но крайне важный мультипликативный эффект. Как, например, с казахстанской армией. Она не приносит дохода, только требует затрат. Однако прибыль от нее хоть и косвенная, но важная. Армия - гарант независимости, экономических и политических интересов страны, иначе можно было нести территориальные, экономические, политические потери от стран-соседей. С жильем тот же принцип.

Вероятно, кое-кто из нас забыл, что основное достояние нашего государства не нефть, зерно, уран или металлы. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев не раз отмечал, что главное богатство страны - это человеческий ресурс, люди. Государственные средства, направленные на капитальный ремонт жилья, по моему личному мнению, являются долговременным, стратегическим капиталовложением, доходной инвестицией не только в жилье, но и в людей, в граждан Казахстана, в качество их жизни. А значит, они многократно окупятся.

09.11.2007

Ярослав ГОЛЫШКИН, www.oko.kz

kn.kz
>
Статьи