Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Жилищная инспекция есть, но её нет

Сегодня в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: институт жилищных инспекций был возрождён ещё летом прошлого года, однако ни денег в бюджете на его содержание, ни штатных единиц жилинспекторов в акиматах.

Сегодня в Казахстане сложилась парадоксальная ситуация: институт жилищных инспекций был возрождён ещё летом прошлого года, однако ни денег в бюджете на его содержание, ни штатных единиц жилинспекторов в акиматах. И даже в случае, если они заработают, говорят эксперты, вряд ли они внесут ясность во взаимоотношения КСК и жильцов.

Задача жилищной инспекции сегодня заключается в проведении независимой экспертизы состояния жилых домов. Кроме того, проверяющие имеют право проводить экспертизу сметы ремонтных работ в случае, если на это выделяется помощь из городской казны. Наконец, инспектора могут вносить предписания в адрес КСК, если нарушаются правила содержания жилья.

Ирония заключается в том, что сегодня этих правил нет, поэтому и руководствоваться жилинспекторам, собственно говоря, нечем. Правда, директор департамента жилищных отношений Казахстанского центра модернизации и развития ЖКХ Талгат Муканов обещает, что они будут в ближайшее время разработаны Агентством по делам строительства и ЖКХ. В документе будут прописаны стандарты содержания жилья. Скажем, в какие сроки должно быть заменено разбитое стекло или как часто следует проводить уборку и косметический ремонт подъезда. И тогда система жилинспекций заработает, убежден Талгат Муканов.

Пока же жилинспекции в тех семи регионах, где они созданы, завалены работой и не успевают реагировать на жалобы жильцов на нерадивые КСК. Замакима столичного района Сарыарка Нурлан Сманов объясняет это небольшой численностью жилинспекторов:

– Юридически у них есть полномочия проверять деятельность КСК, но на сегодняшний день такой практики нет, поскольку их штат оставляет желать лучшего. Работой жилинспекторов завалили, и они практически ничего не успевают. Проблем хватает: люди полностью заняты аварийными домами. Если они будут в каждый КСК по каждой жалобе бежать – их ни на что другое просто не хватит.

Талгат Муканов признает, что даже в тех областях, где жилищные инспекции уже работают, деятельность их формальна:

– Как правило, они проводят обследование аварийных домов и определяют здания, нуждающиеся в капитальном ремонте. В принципе на этом их работа заканчивается, – говорит наш собеседник.

Правовая коллизия, по мнению Талгата Муканова, заключается в том, что в деятельность КСК, как общественных некоммерческих организаций, сегодня никто не вправе вмешиваться.

– В мажилисе, где находится на рассмотрении законопроект о поправках в законодательство по вопросам жилищных отношений, на рабочей группе поднимали вопрос о роли жилищной инспекции. Депутаты считают: если мы создали институт жилищных инспекций, тогда давайте дадим ему полные рычаги воздействия на всех участников процесса жилищных отношений – и КСК, и коммунальные службы, и жильцов, уклоняющихся от участия в расходах по содержанию общедомового имущества, чтобы в итоге собственник жилья получал качественные услуги…

Однако, как выясняется, отсутствие широких полномочий у проверяющих – это ещё полбеды. По словам мажилисмена Амангоса Утегенова, жилищные инспекции так и не заработали из-за бюрократических проволочек. Во-первых, в штате акиматов нет единицы жилищных инспекторов, во-вторых, эти инспекции практически остались без финансирования, поскольку в бюджете нет статьи расходов на их содержание.

Депутат приводит пример Мангыстауской области, где облмаслихат в нынешнем году выделил на содержание инспекции 4 млн тенге, однако из-за отсутствия бюджетной программы эти деньги так и остались неосвоенными. Впрочем, в некоторых регионах инспекции все-таки создали на базе управлений жилья, однако их сил явно недостаточно для того, чтобы закрыть весь объем работ. Так в управлении жилья города Алматы, проведя внутреннюю оптимизацию, все-таки нашли ресурсы для содержания четырех жилинспекторов. При этом в семи районах города живет более полутора миллионов человек, насчитывается свыше 7 тысяч жилых домов и 719 КСК. По подсчетам алматинского акимата, южная столица нуждается, минимум, в 24 жилинспекторах.

Причина, почему жилинспекции создали, а денег и штатных единиц не дали, весьма тривиальна, считает Амангос Утегенов: акиматы понадеялись на правительство, а оно – на региональные власти.

– Мы ввели понятие «жилищная инспекция», и премьер на своих совещаниях дал поручение акимам, чтобы они их создали, – объясняет ситуацию мажилисмен. – Дальше мы до конца этот вопрос не отрабатывали, считая, что раз идёт команда правительства, значит, всё будет сделано: в Бюджетный кодекс и в классификатор бюджетных программ будут внесены изменения. А в конечном итоге оказалось, что инспекция есть, а документально это нигде не подтверждено: ни в финансировании, ни в типовой структуре акиматов. Получилось так, что Агентство по делам строительства и ЖКХ говорят, что акимы, как представители президента и правительства, на местах вправе менять типовую структуру и выделять средства на содержание жилинспекций из своего бюджета. Но фактически это не так, потому что акимы чётко соблюдают типовую структуру, утверждённую постановлением правительства, и самовольно её менять не могут. Идёт препирательство между центральными органами и акимами. Поэтому я в своем недавнем запросе попросил премьера выступить арбитром в разрешении этой ситуации…

Остаётся надеяться, что или акимы, или Агентство по делам строительства всё-таки возьмут на себя смелость и выделят-таки жилинспекциям от щедрот своих и деньги, и штатные единицы. А там уже инспекции и сами смогут выступать арбитрами в спорах между КСК и жильцами.

01.11.2010

Жанар ТУЛИНДИНОВА,www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи