Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Спасет ли крыша акимата?

В Алматы разрабатывают новую жилищную программу для очерёдников. На 15 000 горожан рассчитано 135 000 квадратных метров. Эксперты сомневаются, что на акиматовские строения будет спрос – их качество, замечают специалисты, давно дискредитировано.

В Алматы разрабатывают новую жилищную программу для очерёдников. На 15 000 горожан рассчитано 135 000 квадратных метров. Эксперты сомневаются, что на акиматовские строения будет спрос – их качество, замечают специалисты, давно дискредитировано.

Как передает Казинформ со ссылкой на замакима Алматы Мурата Кудышева, подходящая к концу программа ипотечного жилья не удовлетворила потребности всех нуждающихся – 15 000 алматинцев сегодня всё еще стоят в очереди.

– Поэтому мы решили разработать свою программу обеспечения жильём. На эти цели мы выделяем порядка 4 млрд тенге. Планируем реализовать 135 000 квадратных метров жилья горожанам, стоящим в очереди, – сообщил чиновник.

Он пояснил, что это жильё будет дороже, чем квартиры по госпрограмме: если по госпрограмме квадратный метр стоил около 72 000 тенге, то по новой городской программе – 101 000.

– Разница в том, что когда республиканский бюджет выделял трансферты, то строительство инженерных сетей и коммуникаций шло по отдельной статье и не ложилось на «ипотечников», – объясняет г-н Кудышев. – В нашем случае у нас всё включено в стоимость. Но я считаю, что это – приемлемая цена. Однокомнатная квартира будет стоить 28 000 у. е., тогда как на рынке она стоит 42 000.

– Существующие в стране программы жилищного обеспечения, к сожалению, нельзя признать эффективными, – комментирует «Мегаполису» директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алфёров. – Качество строений, возводимых акиматами, давно дискредитировано: даже в регионах острого жилищного дефицита они часто остаются незаселенными.

Эксперт подчеркивает, что в целом делать ставку на жильё, построенное на бюджетные деньги, не является основным путём решения жилищного вопроса.

– Мало где госстроительство решило вопрос жилищной обеспеченности. Да и план республиканского агентства по строительству предполагает долю госжилья на уровне 6% от общерыночного объёма ввода в 2010-2014 годах. Поэтому большинству из нас предстоит жить в домах, построенных либо собственными руками, либо частными застройщиками. И это естественный, рыночный путь, – говорит г-н Алфёров.

Впрочем, и эта стезя, по словам собеседника, до кризиса превратилась в инструмент извлечения сверхприбыли не только застройщиков, но и индивидуальных инвесторов.

– Действующий налоговый режим не ограничивал и не ограничивает спекулятивную активность на рынке, – аргументирует специалист. – Между тем в Концепции развития финансового сектора РК на 2007-2011 годы, утвержденной еще в 2006-м, есть такой пункт как «ужесточение налогообложения для продающих жильё в течение двух-трёх лет после его приобретения». Но, как известно, ни эта, ни другие антиспекулятивные меры не реализованы до сих пор.

Механизм Жилстройсбербанка (ЖССБ) – главного оператора жилищных госпрограмм в Казахстане – сегодня, по мнению специалиста, несостоятелен.

– На 1 июля этого года уставный капитал банка составил 19,5 млрд тенге, то есть две тысячных ВВП. Для сравнения: на седьмой год работы системы жилстройсбережений в Чехии и Словакии (ЖССБ Казахстана действует с 2003 года – Авт.) только премии от государства составили более процента ВВП, – отмечает г-н Алфёров. В Чехии в первый же год вкладчиками жилстройсберкасс стали 2% жителей, в Венгрии – 3%. Наш ЖССБ на 2010 год ставил себе целью достижение доли участников в 2,2% к экономически активному населению. На седьмой год, и только к экономически активному населению, чувствуете разницу?

Ключевые причины неэффективности механизма жилстройсбережений в стране, по словам собеседника, – недокапитализация ЖССБ, бюрократизированная, а в случае вторичного жилья – неприемлемая для продавца процедура выдачи кредита и недостаточный профессионализм в вопросах маркетинговых коммуникаций.

15.10.2010

Яна ЗАДОРОЖНАЯ, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи