Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Гетто для оралманов

Руины, ставшие пристанищем для 29 семей переселенцев, жильем назвать нельзя: того и гляди, обрушится на голову потолок или завалятся стены. Однако люди здесь живут уже по 10-15 лет - с тех пор как вернулись на родину предков. Они бы и рады бежать от неминуемой беды, да некуда.

Руины, ставшие пристанищем для 29 семей переселенцев, жильем назвать нельзя: того и гляди, обрушится на голову потолок или завалятся стены. Однако люди здесь живут уже по 10-15 лет - с тех пор как вернулись на родину предков. Они бы и рады бежать от неминуемой беды, да некуда.

Прежде чем попасть в Казахстан, Нагима ЕЛЬБАЕВА с супругом Батырханом и детьми жила в Таджикистане. Семья была крепкой, зажиточной. Казалось, так будет всегда, но Батырхана сократили на работе. От голода семью спасали огород и домашний скот.

- Тут началась война, - вспоминает женщина. - Таджикистан стал горячей точкой. На улицах стреляли, людей резали, как баранов...

Добротный двухэтажный особняк Ельбаевых, а вместе с ним еще два дома, построенные для подрастающих детишек, сгорели. Едва удалось спасти от гибели ребятишек и вынести из огня документы.

- В это время в наш Курган-Тюбе приехали представители посольства Казахстана, - рассказывает Нагима. - Они агитировали казахов вернуться на землю предков. Обещали жилье, работу, подъемные.

Супруги собрали пожитки и в 1997 году отправились на историческую родину. Их определили в Сайрамский центр адаптации для оралманов, расположенный в ауле Базаркакпа. Прежде в этом здании располагались психбольница и наркологический диспансер.

- Нам тогда сказали, что это временное жилье, - говорит Нагима. - Казахстанские власти обещали: если не дадут бесплатное жилье, то выделят пособие на его покупку.

Обещанных чиновниками льгот и новоселья Ельбаевы не дождались. Живут в том же бараке. Сейчас в бывшем центре адаптации обитают без малого 150 человек, больше половины из них - дети. Здесь нет газа, воды, отопления. Саманные строения постепенно превращаются в развалины.

- Работы в ауле нет, пенсий и пособий, что мы получаем, хватает лишь на то, чтобы не умереть с голоду. Кредиты без залога и гарантий ни один банк не даст. Эти думы загнали раньше времени в могилу моего мужа. Как дальше жить, не знаю, - вздыхает Нагима.

Безысходность подкосила многих жителей сайрамского гетто. 57-летний Ильяс ДЖАНГАСБАЕВ перенес несколько инсультов и онемел. Его жена Алтын ТЮТЕБАЕВА (на снимке) тоже на инвалидности. Их пенсии уходят на лекарства.

Жители бывшего центра адаптации говорят, что не раз пытались рассказать о своих проблемах высокому начальству, но все безрезультатно. В 2004 году во время визита Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Сайрам обитатели “шанхая” решили рассказать президенту о своих тяготах.

- Про то прознал тогдашний аким, - вспоминает Алтын Тютебаева. - Утром в день приезда президента двор нашего барака заполнили полицейские. Это аким перекрыл нам дорогу. В общем, президент так ничего и не услышал...

Власти между тем настаивают на сносе злополучных бараков.

- Эти здания признаны аварийными еще в 2006 году, - говорит зам­акима Каратюбинского сельского округа Нуриддин САБИРОВ. - Сколько раз мы уговаривали людей съехать добровольно, но они не соглашаются, говорят, что им идти некуда. Однако мы должны разобрать бараки.

В районном акимате говорят, что у местной власти нет возможности дать переселенцам жилье. Могут только выделить землю под строительство, а за счет каких средств будут строить люди дома - это их проблемы.

- Вначале мы должны снести бараки, а потом решать другие вопросы, - утверждает аким Сайрамского района Валихан КАЙНАЗАРОВ.

Между тем в областном департаменте комитета по миграции уверяют, что переселенцы сами должны решить вопрос. Получив статус граждан Казахстана, они потеряли все шансы на помощь государства.

- Никаких льгот и преимуществ у этих людей нет, - объясняет директор департамента Абдибакыт МАКУЛБАЕВ. - Сколько в Казах­стане людей, нуждающихся в жилье? Они же не кричат, что государство им обязано. Тогда почему мы должны выделять этим переселенцам квартиры или деньги на их покупку? Ведь они такие же граждане Казахстана, имеют такие же права, как вы и я. Пусть становятся в очередь и в общем порядке ждут либо сами что-нибудь предпринимают для своего обустройства. Мы породили в оралманах и переселенцах потребительский настрой. Они считают: раз приехали на родину - значит, им все должны. В первую очередь это было их осознанное решение, а теперь они пытаются переложить свои сложности на государство.

По данным департамента комитета по миграции, среди обитателей бараков есть те, кто в свое время получил проездные, подъемные, пособие. Правда, в последнее десятилетие прошлого века и начале нынешнего эти суммы были весьма скромными, но и коренные казахстанцы не особенно жировали. Да и количество казахов, перебравшихся в те времена на историческую родину, намного превышало число квот для оралманов. Их хватило не всем. Оттуда и все сегодняшние проблемы сайрамских переселенцев.

07.10.2010

Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, Шымкент, www.time.kz

kn.kz
>
Статьи