Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Услуга за услугу

По мнению банкиров, отмена минимальных резервных требований (МРТ) позволила бы снять проблему дефицита ликвидности, с которой столкнулись коммерческие банки. Однако Нацбанк не торопится в этом вопросе. Намереваясь частично снизить уровень МРТ, главный банк страны взамен будет ожидать ответных действий со стороны банков второго уровня.

Услуга за услугу

По мнению банкиров, отмена минимальных резервных требований (МРТ) позволила бы снять проблему дефицита ликвидности, с которой столкнулись коммерческие банки. Однако Нацбанк не торопится в этом вопросе. Намереваясь частично снизить уровень МРТ, главный банк страны взамен будет ожидать ответных действий со стороны банков второго уровня.

По информации председателя правления Народного банка Григория Марченко, на данный момент в Национальном банке в виде МРТ «заморожено» порядка 5,2 миллиарда долларов США. Их пересмотр решил бы ряд проблем в финансовом секторе страны.

Здесь следует отметить, что с весны прошлого года главный банк страны предпринимал меры, направленные на ограничение внешних заимствований коммерческих банков. Тогда внутренние обязательства банков, подпадающие под нормативы МРТ, были увеличены более чем в 2 раза, а суммы внешних обязательств и внешних активов — в 3,3 раза. Эти правила вступили в силу 12 июля 2006 года.

Изменения коснулись и самих нормативов минимальных резервных требований, которые для коммерческих банков были установлены на уровне 6% для внутренних обязательств банка и в размере 8% — для иных обязательств банка. По информации пресс-службы Нацбанка, это привело к увеличению суммы МРТ более чем в 3 раза.

В апреле нынешнего года Агентство РК по финансовому регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций увязало объем внешних привлечений с размером собственного капитала банка. То есть, коммерческие банки, желавшие занимать средства за рубежом, прежде должны были увеличить капитал первого уровня. Если это невозможно сделать за счет своих средств, банки должны были либо привлекать инвесторов, либо выходить на фондовый рынок.

Однако как показала практика, ужесточение требований не повлияло на объемы внешних займов. Сумма обязательств банков перед нерезидентами не только не сократилась, но и возросла почти в два раза, на 18 миллиардов долларов США, достигнув отметки в 33 миллиарда американских долларов.

В июле этого года финансисты узнали о новой «реформе» МРТ. Национальный банк заявил о снижении нормативов по внутренним обязательствам с 6 до 5 процентов, а по обязательствам перед нерезидентами и по долговым ценным бумагам, вне зависимости от резидентства — о их повышении на две позиции — с 8 до 10 процентов. По словам главы Нацбанка Анвара Сайденова, в результате изменения ставки МРТ «по нашим оценкам для банков второго уровня высвободится где-то 120 миллиардов тенге, которые им не нужно будет держать теперь в Нацбанке».

Первоначально новые нормативы МРТ предполагалось ввести 9 октября. Однако теперь сроки отодвинуты на более поздний срок. По сообщению пресс-службы главного банка страны, в целях регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня на заседании правления Нацбанка было принято решение о переносе сроков введения в действие новых нормативов минимальных резервных требований (5% и 10%) с 9 октября 2007 года на 15 января 2008 года.

Рычаг воздействия на банки путем регулирования МРТ в Правительстве был учтен. «Если Нацбанк решит незначительно снизить требования, предъявляемые банкам второго уровня, это позволит высвободить до одного миллиарда долларов, и в этом случае не менее 40 процентов от этой суммы, то есть около 400 миллионов долларов, банки должны направить на кредитование строительства и ипотеку», — предложил на совещании Правительства министр индустрии и торговли Галым Оразбаков.

Банки обязаны государству и по случаю предоставления краткосрочных кредитов, выданных Нацбанком: в августе для решения вопроса краткосрочной ликвидности банков второго уровня было направлено около 10 миллиардов долларов США, а в сентябре — 8 миллиардов (справедливости ради следует отметить, что во внутреннем фондировании нуждалась только часть банков, более крупные финансовые институты вполне смогли обойтись своими силами).

Взамен банки должны будут взять на себя жесткие обязательства по проведению более осмотрительной политики, касающейся внешних займов.

Данный механизм «взаимовыручки» может стать одним из путей достижения целей, которые еще в середине сентября были озвучены Правительством. Среди них — меры, направленные на повышение доступности ипотечных кредитов. Кабмин намерен добиваться установления ставки кредитования на уровне не более 16 процентов и первоначального взноса до 20 процентов с ежемесячным объемом кредитования коммерческими банками на уровне хотя бы не менее 50 процентов от общей суммы кредитов, выданных в мае текущего года. Это порядка 32 миллиарда тенге.

Кроме того, правительство считает, что банки второго уровня должны предоставить застройщикам отсрочку погашения выданных ими кредитов максимум до 1 марта 2008 года. А чтобы начатые проекты по возведению недвижимости не заморозились, было решено призвать банкиров кредитовать строительные компании в соответствии с ранее заключенными договорами. Это требование касается только тех объектов, которые должны быть завершены в этом году.

Здесь следует учесть еще один нюанс — кредиты застройщикам предоставлялись под залог недвижимости. А потому при задержке погашений банки имели полное право выставить «свежие квадратные метры» на продажу. Чтобы не допустить массового сброса залогового имущества на внутренний рынок (этот шаг вполне мог привести к падению стоимости недвижимости), Галым Оразбаков обратился к банкам второго уровня с просьбой «воздержаться до конца первого полугодия 2008 года от реализации имущества, представленного в качестве залога п

о проектам жилищного строительства, что, в принципе, взаимоувязано с пролонгацией займов для кредитования строительства жилья. Эти меры должны быть применены не ко всем компаниям, а только к тем, которые реально занимаются строительным бизнесом и положительно зарекомендовали себя на рынке. Конечно же банки сами должны определить перечень таких партнеров».

Позже он объяснил журналистам, что данное обращение было сделано с профилактической целью. «Это обращение носит чисто превентивный характер, причем мы полагаем, что залоговое имущество и продавать-то некому. Покупать его будут только такие же стройкомпании», — сообщил министр индустрии и торговли.

После озвучивания инициатив Правительства банкиры были не в восторге. Крупные банки посчитали, что оказание поддержки их слабеющим конкурентам несправедливо по отношению к тем, кто вел более сбалансированную политику и в ликвидности не нуждается. В свою очередь те банки, которые увлекались привлечением крупных объемов внешних займов, посчитали намерения Правительства наивными. Ведь повышение процентных ставок по ипотеке напрямую увязано с удорожанием средств на международном рынке. Ситуацию может разрешить только доступ к дешевым деньгам внутри Казахстана.

Насколько Правительству удастся реализовать свои планы на практике — покажет время. Между тем, поправки в бюджет 2007 года уже приняты. Оперативное освоение выделенных средств позволит частично разрешить ситуацию на строительном рынке страны. А потому вполне возможно, что банковские проценты как для застройщиков, так и  для простых граждан вполне могут вернуться в привычное для всех русло.

* Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке страны. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований главный банк поддерживает объем денежной массы в заданных параметрах и регулирует уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения нормы обязательных резервных требований банком первого уровня уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности кредитования.

Изменение норм минимальных резервных требований — один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Впервые нормы банковских резервов были введены в США в 1863 году.

06.11.2007

Айжан Бектасова, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи