Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Большая отставка

В отношении чиновников, сумевших обеспечить сильных мира сего земельными участками в предгорьях Алматы, уголовных дел заведено не будет. Все нарушения, установленные Генеральной прокуратурой, носят сугубо гражданский правовой характер. Такое заявление, сделанное на минувшей неделе в главном надзорном органе страны, раскололо страну на два лагеря – тех, для кого взятка гаишнику может обернуться тюрьмой, и тех, для кого даже незаконная раздача земли в природоохранной зоне – лишь небольшое пятно на деловой репутации.

В отношении чиновников, сумевших обеспечить сильных мира сего земельными участками в предгорьях Алматы, уголовных дел заведено не будет. Все нарушения, установленные Генеральной прокуратурой, носят сугубо гражданский правовой характер. Такое заявление, сделанное на минувшей неделе в главном надзорном органе страны, раскололо страну на два лагеря – тех, для кого взятка гаишнику может обернуться тюрьмой, и тех, для кого даже незаконная раздача земли в природоохранной зоне – лишь небольшое пятно на деловой репутации.

Удивительное дело: нарушения налицо, а отвечать за содеянное некому. Акимов, преступивших закон при распределении земли, просто отправили в отставку. Отечественные правозащитники недоумевают: по каким критериям казахстанские прокуроры определяют законность действий должностных лиц и меру их ответственности?

По данным Генеральной прокуратуры, по застройке Алматинских предгорий было выявлено 1460 фактов нарушений закона. Из них 512 нарушений, касающихся законности предоставления земельных участков, и 781 нарушение в области архитектуры и градостроительства.

В прокуратуре озвучили имена акимов, принимавших решения о предоставлении гражданам земельных участков в урочищах. Так экс-акимом Алматы Кулмахановым принято 67 решений, и.о. акима Алматы Букеновым – 13. Районные акимы Сайдаханов, Даримбетов, Мурзин, Меренков, Васильев и Асанов приняли 46 решений. 91 решение пришлось на акимов Карасайского района: Кутпанова, Косунова, Бекетаева, Байболова, Ахметова. Еще 44 решения было принято акимами Талгарского района Омарбаевым и Тойбаевым.

«В последние годы в г. Алматы решения о предоставлении земельных участков принимали акимы Храпунов и Тасмагамбетов, – сообщили в Генпрокуратуре. – В частности, Храпуновым принято 136 решений, из которых 88 решений о первичном предоставлении земли, остальные решения касаются переоформления ранее предоставленных земельных участков. Тасмагамбетовым принято 63 решения, из которых 31 решение о первичном предоставлении земельных участков».

В результате экс-акима Храпунова сняли с поста министра ЧС. В отставку также отправили двух заместителей акима Алматы и двух руководителей районов. Вместе с ними отправился на покой и председатель земельного агентства. «Поставлен вопрос об ответственности должностных лиц, виновных в принятии незаконных решений, а также должностных лиц государственных органов, которые могли и должны были предотвратить допущенные нарушения», – заверили в прокуратуре. Однако уголовная ответственность чиновникам, допустившим нарушения при распределении земельных участков в Алматы, не грозит.

– Все нарушения, которые мы установили, носят сугубо гражданский правовой характер, – отметил официальный представитель Генпрокуратуры РК Сапарбек Нурпеисов. Юристы в недоумении.

– Если человек нарушил закон и за это предусмотрена ответственность, он должен отвечать за это, невзирая на должности. А у нас получается так: рядовой гражданин украл курицу – его за воровство сразу посадят. А высокопоставленный чиновник, укравший миллион, отделывается условным наказанием, – возмущается эксперт комиссии по правам человека при президенте РК Марат Башимов.– Когда Генеральная прокуратура отдает кому-то приоритет, она сама нарушает две нормы Конституции. Первая – это часть 1 статьи 14, в которой черным по белому написано, что все равны перед законом и судом. Там не оговаривается, что министр или аким обладает большими правами, чем простой преподаватель или врач. Вторая норма – часть 2 статьи 14 говорит, что запрещается дискриминация по любому основанию, в том числе по социальному положению. А тут явная дискриминация. Факты нарушений озвучены, они налицо, а те, кто допустил это, отделались лишь легким испугом.

Когда чиновников отлучают от власти, тому есть серьезный повод, считает бывший госсекретарь и нынешний сенатор Оралбай Абдыкаримов. А раз так, то прокуратура должна разобраться с каждым конкретным чиновником. Безнаказанность заразна, и лучшая вакцина от нее – привлечение к ответственности. Взяточников нужно лишать любой возможности вернуться на госслужбу. Это как минимум.

Виновные обязательно должны быть наказаны. Это не значит, что их надо расстреливать на площади. Худшее наказание для этих проворовавшихся чиновников – это гласность. Нужно покрыть их общественным позором, нужно лишить их всех привилегий, которые они имели на госслужбе. Нужно сделать, чтобы они не могли получать пенсию, – считает Оралбай Абдыкаримов. – Чиновники должны понимать, что могут потерять. А если сейчас все им простить, это чревато последствиями. Остальные руководители будут уверены, что могут преступить закон – вот где опасность. Нужно делать так, чтобы этот случай послужил уроком для остальных.

Пока же главный урок, который вынесли чиновники, – это «Не попадись!». Никто не сомневается – нарушители закона из разряда акимов будут благополучно трудоустроены на новом месте. Имангали Тасмагамбетов и вовсе продолжает править южной столицей. Ему лишь указано на отдельные упущения в работе акимата.

– Судя по данным той же Генпрокуратуры, он тоже давал участки. Но продолжает работать. Это для меня, мягко говоря, не понятно. Как будто и нет его вины… И это тоже говорит о неравенстве наших граждан перед законом, – заключает Марат Башимов. – Из-за таких вот проявлений люди начинают терять веру во власть, в Конституцию, которая гарантирует им определенные права.

Статья 14 Конституции РК:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

05.11.2007

Елена НЕФЕДОВА, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи