Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Земельные войны ведутся без плана.

Прокуратура Акмолинской области провела проверку исполнения законодательства о земле и градостроительстве. И в который раз была шокирована: подавляющее число всех населенных пунктов региона не имеет действующих генеральных планов детальной планировки застройки.

Прокуратура Акмолинской области провела проверку исполнения законодательства о земле и градостроительстве. И в который раз была шокирована: подавляющее число всех населенных пунктов региона не имеет действующих генеральных планов детальной планировки застройки.

Согласно ст. 47 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и ст. 44 Земельного кодекса запрещается предоставление земельных участков для строительства без наличия проектов детальной планировки и (или) проектов застройки, выполненных на основании генеральных планов населенного пункта, а также проектов районной планировки межселенных территорий.

В нарушение закона, при наличии утвержденного в 2008 году генерального плана, в Кокшетау не разработан проект детальной планировки. А генеральный план села Астраханка был разработан еще в 1988 году, но сведения об его утверждении отсутствуют. В Бурабайском районе утверждены генеральные планы 2 населенных пунктов: поселка Бурабай и села Зеленый бор, но в 52 других населенных пунктах с численностью до 5 тыс. человек не разрабатывались и не утверждались даже схемы их развития и застройки. Но, несмотря на отсутствие градостроительных документов, местные акимы продолжают предоставлять земельные участки, выделяя их зачастую хаотично, что сказывается на качестве планировки городов и поселков.

Отсутствие градостроительных документов служит одновременно и обоснованием отказа в удовлетворении обращений. И такой избирательный подход при решении вопроса о предоставлении земли создает идеальные условия для коррупционных проявлений со стороны чиновников. К примеру, в Аккольском районе нет генерального плана застройки райцентра, сельских округов, строительство на территории района ведется на основании градостроительной документации, разработанной более 20 лет назад. Выяснилось также, что в районе на землях гослесфонда выделено 557 земельных участков общей площадью 65,6 га для ИЖС. А в Целиноградском районе в 2006-2007 годах на разработку генеральных планов было выделено 51 млн тенге. В итоге разработали генпланы поселков Кызылсуат, Шубары, Малотимофеевка, Тайтобе, затратив 28,9 млн тенге. Однако забыли утвердить эти документы на сессиях маслихата.

В соответствии со ст. 5 Закона РК «О статусе столицы Республики Казахстан» земли за пределами городской черты образуют пригородную зону столицы, порядок и режим использования которых определяется постановлением Правительства. С увязкой, так сказать, с генпланом Астаны. Но факты говорят об обратном. После принятия Правительством правил и режима использования земель, включенных в пригородные зоны Астаны, в 2004 и 2005 годы акиматом Аршалынского района ТОО «Караван Сарай НС» в границах сельского округа Жибек жолы для строительства и обслуживания рыночного комплекса были предоставлены земельные участки площадью 7 и 93 га. В последующем они были сегментированы и проданы отдельным юридическим и физическим лицам. Естественно, с изменением целевого назначения участ-ков, на которых стали расти жилые коттеджи.

Опять же в нарушение названных Правил акимат Целиноградского района летом 2006 года предоставил ТОО «Ырзык-Т» право временного возмездного землепользования сроком на 49 лет на земельный участок площадью 2218 га в границах Кощинского с/о для ведения агропроизводства. В том же году этому же ТОО дали земельный участок в 941 га (из земель ранее предоставленных в аренду) для строительства жилого массива. Налицо изменение целевого назначения участка, и эта фирма должна была возместить сельхозпотери в сумме более 472 млн тенге в течение 6 месяцев. Но прошли годы, а долг перед государством висит. Зато в марте 2007 года 941 га были сегментированы на 2 участка площадью 155 и 786 га. А в апреле того же года земельный участок площадью 155 га сегментировали еще на 20 участков, которые были частично реализованы.

Грубейшие нарушения земельного законодательства были допущены руководителями Целиноградского района и по землям АО «Маман – Специалист». В 2006 году постановлением акимата района компании предоставили право частной собственности на 16 935 га для ведения сельхозпроизводства в административных границах Талапкерского с/о. Выданы были и соответствующие госакты на право собственности. Но с 2005 по 2008 годы исполнительными органами района из земель АО «Маман-Специалист» было предоставлено 302 земельных участка в поселках Шубар и Кызылсуат под ИЖС в пользу физических лиц. После длительных судебных разбирательств по инициативе акимата района стороны пришли к мировому соглашению. Акимат обязался предоставить этому АО равноценный земельный участок, но эти обязательства не исполнил, а необходимые корректировки в схемы развития поселков Шубары и Кызылсуат не внес. Аналогичные нарушения допущены и при предоставлении земельных участков в п. Максимовка того же района. Аким Максимовского с/о с 2005 по 2008 годы предоставил на землях ТОО «СХП «Сары-Терек» 90 земельных участков для ИЖС, и сейчас по вине госорганов граждане втянуты в судебные тяжбы.

В 2009 году судами было рассмотрено 81 гражданское дело о нарушениях земельного законодательства. За 5 месяцев этого года их количество составило уже 23. В производстве суда находится еще 8 аналогичных гражданских дел. В 2007 году в период легализации недвижимости акимат поселка Коянды узаконил 650 строений на самовольно захваченных землях, выдав правоустанавливающие документы. И это породило вторую волну самозахватчиков. В частности, в селе Коянды в 2008 году оралманами незаконно захвачено 14 га земель. Уже состоялись решения судов по 19 земельным участкам по искам местных акиматов о сносе самовольно возведенных строений. Но они не исполняются, так как аким Кояндинского с/о отозвал исполнительные листы.

Еще один нонсенс – учетная разноголосица. Например, по данным управления статистики, на территории области зарегистрировано 1006 промышленных предприятий. По данным органов санэпиднадзора их у нас 1751. По данным управления земельных отношений, есть всего 426 землепользователей на землях промышленности. А в налоговых органах на учете состоит всего 531 плательщик налога на земли промышленности. Как это понимать?!

По всем фактам выявленных нарушений органами прокуратуры приняты меры реагирования. Например, при проведении проверки применения земельного законодательства внесено 19 представлений об устранении нарушений законности, привлечено к дисциплинарной ответственности 13 должностных лиц, в том числе трое – за совершение коррупционных правонарушений. Удовлетворено также 4 протеста, заявлено 14 исков в суд, к административной ответственности привлечено 10 физических лиц.

23.07.2010

Сауле КУСАИНОВА, www.oko.kz

kn.kz
>
Статьи