Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Квартирный вопрос: посторонним вход разрешен

«Нур Отан» выявил массовые нарушения в распределении государственного и арендного жилья. Квартирный вопрос не напрасно беспокоит казахстанцев.

«Нур Отан» выявил массовые нарушения в распределении государственного и арендного жилья.

Квартирный вопрос не напрасно беспокоит казахстанцев. Чиновники злоупотребляли и продолжают злоупотреблять. К таким выводам пришли в народно-демократической партии «Нур Отан», где проанализировали обращения граждан в общественные приемные.

 Люди жалуются на несправедливое распределение жилья из государственного жилищного фонда. И, как оказалось, не беспочвенно. Экспертная комиссия констатировала, что уровень реализации госпрограммы развития жилищного строительства «не соответствует требованиям дня». Вчера этот вопрос был вынесен на 16-е заседание республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией НДП «Нур Отан». По словам первого заместителя председателя партии «Нур Отан» Нурлана Нигматулина, глава государства Нурсултан Назарбаев создал все условия для интенсивного строительства жилья, выделяются бюджетные деньги. «Но то, как ими сегодня оперируют местные власти Астаны, не поддается никакой логике», – заключил он. А сами партийцы пришли к выводу о том, что «системный характер нарушений создает благоприятные условия для коррупции».

Вчера в центральном аппарате правящей партии на шестнадцатом заседании Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией преданы огласке итоги мониторинга распределения жилья из государственного жилищного фонда в городах Астане, Алматы, а также Павлодарской и Южно-Казахстанской областях.

Напомним, поводом для создания при «Нур Отане» экспертной комиссии стали многочисленные жалобы, поступающие в общественные приемные партии, на беззаконие при распределении квартир. Поэтому предстояло разобраться в одном из самых актуальных вопросов – жилищном. В ситуации разбирались депутаты парламента, представители Генпрокуратуры, финансовой полиции, Министерства финансов, Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и СМИ.

После проведенной скрупулезной работы члены комиссии пришли к весьма неутешительным выводам: акиматы допускают грубые нарушения жилищного законодательства.

Говоря предметно, проведенный мониторинг показал, что только в Астане в последние два года число очередников увеличилось вдвое – с 8702 до 17152 человек. При этом в столице в 2008–2010 годах всего было распределено 1130 квартир. Львиная доля из этого количества (884 квартиры, или 78 процентов) распределялась через ГКП «Городская недвижимость» вне всякой очереди, что противоречит закону.

Отмечая серьезность допущенных нарушений, первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Нурлан Нигматулин подчеркнул:

– Глава государства создал все условия для интенсивного строительства жилья в столице. Правительство по его поручению выделяет огромные средства для решения жилищных вопросов госслужащих и молодых семей. Но то, как ими сегодня оперируют местные власти Астаны, не поддается никакой логике. Судите сами. Только за последнее время 181 квартира выделена лицам, которые вообще не имеют права на государственное жилье, так как не относятся ни к категории социально защищаемых слоев населения, ни к категории государственных служащих. Квартиры предоставлялись руководителям ТОО, сотрудникам акционерных обществ, представителям творческой интеллигенции, водителям руководителей, вплоть до кастелянш и метрдотелей. И это то жилье, которое должны были получить рядовые государственные служащие. В результате очередь госслужащих, молодых семей растет из года в год. Да, творческой интеллигенции, спортсменам и другим категориям людей нужно давать квартиры. Но все это можно и нужно делать в рамках закона, не устанавливая своих правил и законов в отдельно взятом городе.

Как следует из выводов членов экспертной комиссии, многие незаконные решения принимались «по рекомендации» сотрудников столичного акимата. Приведем для наглядности конкретные примеры. Как выяснилось, по исходящим от столичного градоначальника рекомендациям незаконно квартиры достались 10 гражданам. Так, получили жилье некий Ж. Малибеков, в то время как у его супруги и сына уже были квартиры и коттедж в столице; C. Тургынбекулы при наличии у жены доли в жилье в Астане и ряд других астанчан. Всего экспертная комиссия обнаружила 23 аналогичных факта. Наряду с этим вошла в систему порочная практика заселять жильцов и заключать с ними договоры найма до того, как члены приемочной комиссии поставят свои подписи в соответствующем акте. Эти факты обнаружены при заселении квартир в домах по улицам Богембая, дом 24/1, Мирзояна, дом 25, и ряде других адресов.

Игнорируя закон, ГКП «Городская недвижимость» выдавало квартиры, которые не состояли на его балансе. Распределение этого жилья вообще не регламентировано законом, поскольку не определена его принадлежность к одному из двух фондов государственного жилья. Почти половина выделенных предприятием квартир – 424 из 884 – не только не была принята на баланс, но и находилась в жилых комплексах, не принятых в эксплуатацию на момент заселения. Но квартиры были заселены, и «счастливые» жители более полугода даже не платили за них арендную плату. А не столь удачливые наниматели в других домах платили арендную плату так, как заблагорассудится государственному коммунальному предприятию. При утвержденном размере в 76,7 тенге за квадратный метр с них взималась плата от 129 до 137 тенге.

Кроме того, в Астане широко применяются схемы вывода жилья из госфонда путем приватизации, хотя изначально квартиры не подлежали реализации. Из коммунального предприятия «Городская недвижимость» за два последних года в управление жилья для приватизации переданы 23 квартиры.

Даже при выполнении поручения главы государства об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны применялись двойные стандарты: одни получали квартиры в собственность, а другие – лишь в наем.

Помимо этого, акимат нельзя назвать рачительным хозяином, когда он покупает жилье для государственного жилищного фонда. Деньги тратятся неэффективно, чем наносится ущерб интересам государства. Так, правительство выделило из своего резерва в 2008 году для приобретения квартир акимату Астаны 41 миллиард тенге. Из этой суммы освоена всего лишь половина (21,5 миллиарда тенге). Далее финансы «проделали путь» по любопытной схеме: неосвоенные 19,5 миллиарда тенге вновь вернулись в республиканскую казну, с тем чтобы акимат на будущий год вновь выступил просителем этой суммы на те же самые цели. И, соответственно, в конце 2009 года снова вернул неосвоенные 9,6 миллиарда тенге, чтобы снова их же запросить, но уже в году нынешнем. Налицо факт неграмотного планирования и освоения бюджетных ассигнований.

Естественно, все эти «операции» производились кулуарно, в нарушение закона акиматом не публиковались списки нуждающихся в жилье из госфонда, а также получивших жилье с указанием очередности.

А теперь посмотрим, что происходит на этом же поприще в южной столице страны. Здесь положение дел, судя по выводам комиссии, крайне сложное. Немного статистики в тему: по состоянию на 1 января текущего года в списке претендентов на получение квартир из государственного жилого фонда в семи районных акиматах Алматы числится 14967 человек. Среди них порядка семи тысяч те, кто причислен к социально защищаемым слоям населения.

Между тем на решение жилищных вопросов на 2008–2010 годы из госказны выделено 1 миллиард 757 миллионов тенге, а также из местного бюджета 11 миллиардов 373 миллиона тенге. При этом первая из вышеупомянутых сумм предназначалась на покупку арендного, вторая – на строительство коммунального и ипотечного жилья. Распределение квартир из госжилфонда было поручено управлению жилья Алматы. За два года (2008–2010 годы) своими постановлениями акимат узаконил распределение 379 квартир: представителям творческой интеллигенции из них досталось 19, представителям СМИ – 8, учителям – 35, сотрудникам правоохранительных органов – 18. Однако сам механизм распределения привел к системным нарушениям. Так, нет единого списка очередности вопреки закону, а в каждой районной администрации он свой. Оформление документации также происходит вразрез с законом. Иначе говоря, жилищной комиссии по распределению квартир из государственного жилфонда в классическом варианте в Алматы попросту нет. 

Мало того, что жилье распределяется не по закону, так само его качество порой не выдерживает никакой критики. В этом участники смогли убедиться, посмотрев специальный видеосюжет. Отсутствие водоснабжения, трещины в несущих конструкциях, с явным браком выполненные строительные работы как внутри квартир, так и снаружи жилых строений явно указывают на халатное, граничащее с преступным отношение к своей работе тех, кому она была поручена. В итоге страдают ни в чем не повинные хозяева «новых» квартир.

Не утомляя читателей подробностями, надо сказать, что аналогичными нарушениями грешат чиновники и при распределении жилья в Павлодарской и Южно-Казахстанской областях. Причем факты беззакония не единичны и носят, что печально, системный характер.

При этом неприятно удивил всех присутствующих на встрече своим выступлением заместитель акима Астаны Сергей Хорошун. Он бодро рапортовал о достижениях столичного акимата на ниве распределения государственного и арендного жилья. Несмотря на прозвучавшие из уст членов экспертной комиссии нелицеприятные выводы, в ответ на критику он открыто заявил, дескать, «жилье распределяется по закону», чем вызвал неодобрительную реакцию участников встречи.

Он либо не понимал, что от него хотят услышать, либо умышленно делал вид, что так и есть на самом деле. Резюмируя сказанное, члены Республиканского совета по борьбе с коррупцией после бурных дискуссий по актуальной теме пришли к однозначным выводам: системный характер нарушений создает благоприятную почву для коррупционных проявлений.

Вся информация о выявленных нарушениях в Астане, Алматы, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях будет направлена в адрес правительства страны и в соответствующие правоохранительные органы. А значит, в проведенном комиссией расследовании пока не время ставить точку.

02.07.2010

Татьяна КАЗАНЦЕВА, www.time.kz

kn.kz
>
Статьи