Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Музей памяти

Незадолго до Дня памяти жертв политических репрессий, который отмечается 31 мая, мы побывали в посёлке Долинка под Карагандой. Здесь готовится к открытию музей памяти жертв политических репрессий. Сейчас даже трудно представить, что в этом великолепном, сияющем новизной здании всего год назад, во время нашего последнего визита, не было ни полов, ни окон, ни дверей.

Незадолго до Дня памяти жертв политических репрессий, который отмечается 31 мая, мы побывали в посёлке Долинка под Карагандой. Здесь готовится к открытию музей памяти жертв политических репрессий. Сейчас даже трудно представить, что в этом великолепном, сияющем новизной здании всего год назад, во время нашего последнего визита, не было ни полов, ни окон, ни дверей.

В здании когда-то находилось главное управление печально известного Карагандинского исправительно-трудового лагеря, который был, по сути, государством в государстве: он располагал реальной властью, оружием, заводами, транспортном, почтой и телеграфом. К 1940 году протяженность территории Карлага с севера на юг составляла около 300 км, с востока на запад около 200 км. «Столица» находилась в посёлке Долинка. А главное управление — сердце этой «столицы». Сегодня здесь чисто и красиво. Только тянет холодом от мраморного пола: он сохранился со времён постройки здания в 1933 году и словно впитал в себя скорбный и тревожный дух тяжёлых лет репрессий.

Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1931-1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. Он располагался на территории Карагандинской области Казахстана. Карагандинский лагерь занимает особое место в истории репрессий. Считается, что за годы своего существования он принял около миллиона человек. Но поскольку архивы Карлага все ещё не открыты, невозможно назвать даже приблизительное число его жертв.

В процессе реставрации здания управления на стенах одной комнаты были обнаружены и, по возможности, восстановлены барельефы, созданные неизвестными осуждёнными художниками. Сюжеты их — в духе пропаганды строительства «нового мира»: колхозники собирают богатый урожай, идут с цветами и флагами на демонстрацию... Изображение радости и изобилия в сердце страшной машины смерти — это тоже характерная черта той эпохи.

По словам директора музея Марины Ивановны Клышниковой, это здание почти чудом, в числе немногих сохранилось с 30-х годов прошлого столетия. Оно уже само по себе является экспонатом, молчаливым свидетелем целой эпохи в истории нашей страны. Правда, память о ней не всегда стремились сохранить. В 1959 году Карагандинский исправительно-трудовой лагерь был закрыт (реорганизован в УМЗ УМВД Карагандинской области). Какое-то время в здании находился сельскохозяйственный техникум, потом детский санаторий. Затем оно перешло в ведение комитета уголовно-исправительной системы, которому оно, видимо, не было нужно, поэтому объект был за бесценок продан коммерсанту:

— Несколько лет назад департамент коммунальной собственности продал объект за три тысячи тенге. Когда администрация области узнала, что бизнесмен купил здание не для того, чтобы реставрировать и что-то там открывать, а начал растаскивать здание на кирпичи и дрова, на него подали в суд и расторгли договор купли-продажи, — рассказывает директор музея.

С 1987 года здание никак не эксплуатировалось и постепенно разрушалось. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, если бы в 2002 году по поручению президента в Долинке не был создан музей памяти жертв политических репрессий. Сначала он находился в крыле бывшей больницы для вольнонаёмных. В 2006 году на баланс музея было передано здание главного управления. Средств на ремонт тогда не было, но консервация хотя бы спасла его от полного разрушения. И наконец в 2009 году благодаря стараниям руководства областного управления культуры здание было включено в предварительный список для придания ему статуса исторического памятника, охраняемого государством, и его ремонт был включён в «Дорожную карту». На эти цели из республиканского и областного бюджета выделили 113 миллионов тенге. С июня по октябрь здесь шли напряженные восстановительные работы, и уже в феврале сюда из старого музея были перевезены фонды.

Само здание практически готово к эксплуатации. Сейчас сотрудники музея работают над экспозицией, большая часть которой посвящена истории Карлага. Они по крупицам собирают свидетельства очевидцев и участников тех событий, артефакты, документы — ведь архивы Карлага, вывезенные в 1959-60 годах в Караганду, всё еще не обработаны. Наряду с реальными экспонатами в экспозицию включаются и просто предметы 30-50-х годов прошлого века, призванные усилить общее впечатление.

О сути Карлага напоминают и зловещие металлические двери в подвальном помещении — с массивными запорами, «глазками» и окошками, за ними воссоздаются кабинеты следователей и тюремные камеры для политзаключённых. Но это лишь реконструкция, призванная передать обстановку того времени. Мнения о том, что на самом деле находилось в подвале, расходятся. По сведениям исследователей Карлага, там был только архив, допросы же проводились за пределами управления, в помещении оперчекотдела, а расстрелы — в отдельно стоящем здании, которое позже сровняли с землёй. Однако существует предположение, которому, впрочем, нет документальных подтверждений, что здесь могли быть и камеры, куда арестованные доставлялись прямо из прокурорского кабинета по подземному переходу.

Меньшая часть музейной экспозиции будет посвящена культуре народов, подвергшихся депортации. Национально-культурные центры передают в музей свои национальные костюмы, предметы быта, орудия труда. Украинцы, чеченцы, корейцы, немцы, поляки, калмыки, крымские татары... Судьбы этих народов оказались тесно связаны с карагандинской землёй.

Открыть экспозицию для посетителей планируется осенью. Нужно ещё привести в порядок прилегающую территорию. Возле музея разобьют сквер, восстановят ограждения и фонтан — такие же, как были в 30-е годы. Всё это делается для того, чтобы передать атмосферу того времени и сохранить в памяти людей страницы нашего трагического прошлого.

Ведь когда историю забывают — она повторяется.

07.06.2010

Татьяна МЕЛЬНИЧЕНКО, www.kn.kz

kn.kz
>
Статьи