Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Серик Нокин: «Сферу ЖКХ всегда называют «чёрной дырой»

Какие перемены ожидаются в строительной отрасли? Какими строительными объектами можно гордиться, а какие лишь уродуют внешний облик городов? Что нового предпринимается в сфере ЖКХ? Об этом председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин рассказал в интервью «Мегаполису».

Какие перемены ожидаются в строительной отрасли? Какими строительными объектами можно гордиться, а какие лишь уродуют внешний облик городов? Что нового предпринимается в сфере ЖКХ? Об этом председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин рассказал в интервью «Мегаполису».

– Серик Кенесович, какие уже построенные объекты идеально отвечают всем требованиям и правилам? И какие здания и сооружения в Казахстане, на ваш взгляд, построены неправильно?

– Оригинальные архитектурные проекты реализованы в основном в крупных городах. И прежде всего в Алматы, в Астане. На левобережье столицы большинство объектов возведено по поручению главы государства, в этих проектах участвовали зарубежные архитекторы и проектанты. Возле каждого из них можно подолгу стоять и рассказывать об их уникальности.

Из того, что вызывает у меня самое большое сожаление – это индивидуально-жилищное строительство. Практически во всех городах дома строят в основном приезжие. Строят из чего попало и как могут. Из-за отсутствия планов детальной планировки и хаотичного строительства районы некоторых наших городов превращаются в трущобы, а иногда они похожи на гетто.

– Ваше агентство намерено реформировать систему технического регулирования строительной отрасли. В частности, речь идет о пересмотре строительных норм и правил. По-вашему, какие из них нужно изменить в первую очередь?

– Выполнение основных этапов реформы планируется в 2010-2014 годах. Что касается дейстующих норм и правил, сегодня они являются предписывающими, указывая, как и какие материалы нужно использовать, например, для проведения водопровода. В то же время эти нормы и правила являются тормозом для развития новых технологий. На то, чтобы включить те или иные изобретения в СНиПы, уходит два-три года, тогда как на Западе достаточно сертифицировать рацпредложения, что позволяет проектировщикам смело их использовать, обходясь без изменения строительных норм и правил. Мы намерены увеличить количество параметрических норм. До завершения этого процесса предписывающие СНиПы будут существовать параллельно.

– Зачастую на стройках используются дешевые материалы, что отрицательно сказывается на надежности и безопасности зданий и сооружений. Помогут ли ожидаемые перемены решить эту проблему?

– Конечно! В первую очередь за счет повышения требований к проектированию объектов. Проектировщики не должны предусматривать использование несертифицированных стройматериалов. Увы, сегодня свои услуги предлагают не только профессионалы, но и проектные организации, не имеющие солидной базы, с одной ручкой, с одним кабинетом. Мы намерены квалифицировать проектные компании с предоставлением им сертификатов и возложением на них персональной ответственности за качество предлагаемых ими проектов.

– Сколько проектных организаций сумеет пройти отбор?

– Сегодня услуги по проектированию оказывают около 8 тысяч компаний. Мы за то, чтобы у них была четкая специализация. Допустим, одни могут специализироваться на проектировании только киосков, и больше ничего. Другим под силу проектировать дома и так далее. Думаю, в Казахстане останется не более 100 проектных организаций, которые будут проектировать сложные объекты. Категория проектных организаций, которые смогут проектировать объекты высотностью до пяти этажей, будет более многочисленной. Четкая классификация проектных компаний позволит повысить качество архитектурно-строительных и инженерных проектов, которые они разрабатывают.

Теперь о стройматериалах. Некачественная продукция не должна сертифицироваться и попадать на рынок. Нарушение закона должно пресекаться и наказываться. Тот же технадзор не должен допускать использование некачественного стройматериала. Если сотрудники технадзора проигнорировали закон – нужно лишать их лицензии. Раз-два мы так сделаем, и в следующий раз технадзор станет ответственней.

– Качество строительных работ – сегодня острая проблема. Как в агентстве решается этот вопрос?

– Для начала уточню: агентство отвечает за безопасность несущих конструкций, которые при разрушении могут нанести вред жизни человека и окружающей среде. А если криво повешена люстра, не там поставлена розетка или перекосилась входная дверь – за это отвечает сам заказчик строительства.

За качество строительно-монтажных работ отвечают специалисты технического надзора. Но государство должно обеспечить квалифицированный технадзор, чтобы его представители несли персональную ответственность вплоть до уголовной, за свои решения и за те или иные негативные последствия. Сегодня мы не удовлетворены темпами реформирования системы технического регулирования в строительстве.

– К слову, у агентства нет своих представительств в регионах.

– Да, но у нас есть республиканский госархстройконтроль. Там работают всего восемь специалистов. Мы должны провести аккредитацию и для них. В экзаменации нуждаются и ГАСКи при акиматах. В некоторых регионах сотрудники ГАСКов не имеют строительного образования, 41% из них не сдали проверочные экзамены. Мы тоже неудовлетворены их работой. Мы должны обучать их, хотя необходимых учебных программ сегодня нет. Вы представляете, какой большой пласт мы хотим поднять? Мы должны были это сделать 18 лет назад. Не все так панически плохо. Но мы говорим, что на реформирование понадобится пять лет. Хотя это следовало сделать еще вчера.

– Сейчас государство через институты развития помогает застройщикам завершить строительство. Может, вначале следовало проверить, так ли уж бедны строительные компании? Ведь, когда они начинали стройки века, покупая дорогие земельные «пятна», разрешения у правительства они не спрашивали?

– Думаю, проблемы у за-стройщиков начались только из-за того, что лопнул мыльный пузырь. В отношении недобросовестных строительных компаний расследование ведут правоохранительные органы. Что касается проблемных объектов, которые достраиваются за счет государства, каждому из 450 жилых комплексов был поставлен свой диагноз. По каждому такому дому заново был проведен технический аудит и обновлена проектно-сметная документация. Все материалы были переданы в госфонд «Самрук-Казына», где детально изучали ситуацию и выбирали способы поддержки строительных компаний. Никто никому просто так средства не предоставил.

– Вы живете в столичном жилом комплексе «Северное сияние». Чем был обусловлен ваш выбор?

– Правильно, я там живу. Во-первых, это недалеко от моей работы, и я могу ходить пешком. Кроме того, «Северное сияние» выходит на Водно-зеленый бульвар Астаны.

– Много ли у вас претензий к качеству строительства дома, в котором вы живете?

– Качество эксплуатации дома оставляет желать лучшего. Вопросы взаимоотношений жильцов с организацией, которая обслуживает объект, складываются не просто.

– Поговорим теперь о сфере ЖКХ. В течение пяти ближайших лет предполагается потратить порядка 300 миллиардов тенге на модернизацию системы жилищно-коммунального хозяйства. Но почему никто не отчитался о том, на что уже пошли деньги налогоплательщиков, и где гарантии, что эти средства не уйдут в песок?

– Cфера ЖКХ всегда считается «чёрной дырой». Что касается предварительного анализа о проделанной работе, то он был сделан перед разработкой концепции модернизации и развития ЖКХ. Например, мы указали, что коммунальные сети изношены на 70% и привели цифры, указывающие на масштабы потерь из-за этого. Мы назвали сумму, необходимую на ремонт сетей. Она составляет примерно полтора триллиона тенге. Однако в концепции предусмотрено выделение 300 миллиардов тенге. Из них на ремонт коммунальной системы предназначается 98% средств, или 293,1 миллиарда тенге. Оставшиеся 8,9 миллиарда тенге будут потрачены, в частности, на паспортизацию объектов ЖКХ, разработку ресурсосберегающих технологий и новых документов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Большое значение для сферы ЖКХ оказала и реализация проекта «Дорожная карта», которая помогла решить часть проблем, связанных с ремонтом объектов водоснабжения, благоустройством улиц и дворов. Мы рассчитываем, что более активным станет и развитие государственно-частного партнерства в коммунальной сфере. К сожалению, сегодня нет ни одного иностранного инвестора, который вложил бы свои капиталы в коммунальное хозяйство.

– Что отпугивает инвесторов?

– То, что они не могут стабильно получать свои доходы. Ведь это не парикмахерская, кафе, рестораны и автомойки, которые у нас предпочитают открывать. Коммунальные тарифы надо субсидировать, чтобы коммунальная сфера стала выгодной и привлекательной для бизнеса. Мы должны быть экономными, и глава государства постоянно обращает на это внимание: куда уходит вода, тепло. Мы же такие – счетчики не устанавливаем, воду разбазариваем, не платим вовремя за услуги. Вот такой блок вопросов надо решать.

– Тарифы постоянно растут, что вызывает недовольство населения и провоцирует рост неплатежей. Ваши комментарии?

– Никому никогда не нравится, что надо за что-то платить. Но тарифы надо обязательно привести в соответствие, компенсируя расходы на оплату коммунальных услуг для определенной категории населения. Размер тарифов позволяет говорить об уравниловке потребителей, с чем лично я не согласен. И бизнесмен, который зарабатывает по миллиону тенге в месяц, и тот, кто получает в год всего сто тысяч тенге, платят одинаково. Надо поставить такой тариф, чтобы бизнесмен, который заливает у себя бассейны, платил по полной программе. А уборщице разницу в тарифе надо компенсировать за счет государства. Вот тогда будет правильно.

Кстати, компенсационный механизм в законодательстве нами уже предусмотрен, речь идет о жилищных пособиях. Человеку не обязательно быть инвалидом или сиротой. Если у тебя низкий доход, то часть оплаты коммунальных расходов может взять на себя бюджет. Такая схема уже действует с этого года, начали работать жилищные инспекции. Честно говоря, мы набьем себе шишек, но мы этого не боимся, процесс продолжится. Конечно, ремонт лифтов и крыш бюджет на себя взять не может – это очень дорого.

– Какой коммунальный тариф, по-вашему, нуждается в пересмотре в первую очередь?

– Услуги по вывозу мусора. На мой взгляд, тариф очень низкий.

– Оптимальный его размер, на ваш взгляд?

– Мы не занимаемся тарифообразованием. Для этого есть отдельное агентство. Все вопросы, пожалуйста, к нему.

22.03.2010

Жанар СЕРДАЛИНА, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи