Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Чтобы бизнесу легче дышалось

Сложно представить, как один чиновник будет отстаивать права бизнеса перед другим чиновником, однако это вполне реально. Есть кадры, готовые это делать, а главное, есть необходимость контролировать самих контролеров. Как рассказал в интервью «&» вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Сулейменов, реформы, направленные на упрощение ведения бизнеса, должны начаться в нынешнем году.

Сложно представить, как один чиновник будет отстаивать права бизнеса перед другим чиновником, однако это вполне реально. Есть кадры, готовые это делать, а главное, есть необходимость контролировать самих контролеров. Как рассказал в интервью «&» вице-министр экономики и бюджетного планирования РК Тимур Сулейменов, реформы, направленные на упрощение ведения бизнеса, должны начаться в нынешнем году.

– Тимур Муратович, как будет работать система оценки рисков для проведения плановых проверок?

– В прошлом году вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам частного предпринимательства». Главное его новшество – переход к осознанному планированию госорганами проверок бизнеса на основе оценки рисков предпринимательской деятельности. До конца февраля все госорганы, а их 37, не считая стоящих особняком АФН и Счетного комитета и ряда других, должны разработать, согласовать с нами и зарегистрировать в Минюсте системы оценки рисков. Свои плановые проверки они будут проводить только на основе планов, подготовленных согласно этим системам.

Объективные критерии факторов риска зависят от сферы деятельности, влияния на здоровье или жизнь человека, имущественных интересов государства и т.д. То есть оцениваются и взвешиваются различные показатели самой регулируемой отрасли, например место торговли, наличие инфраструктуры, санэпидобстановка. Субъективные критерии – это конкретные показатели того или иного субъекта частного бизнеса – был ли он замечен раньше в каких-то правонарушениях в ходе предыдущих проверок, какие это были по степени тяжести правонарушения – тяжкие, средние, легкие и прочие факты, относящиеся непосредственно к субъекту. На основании анализа каждого из этих критериев субъектам предпринимательства присваивается балл. В зависимости от суммы набранных баллов присваивается категория риска для каждого конкретного предпринимателя. Разным уровням риска соответствует разная периодичность проверок: ежегодно, раз в три года или каждые пять лет.

– Где можно найти информацию о планируемых проверках?

– Информация открытая, с ней можно ознакомиться на сайте нашего министерства www.minplan.kz, поэтому отныне каждый предприниматель, отнеся себя к той или иной категории риска, сможет законно возразить проверяющему его органу, если его проверяют чаще либо дольше положенного. Действия проверяющего можно обжаловать, что очень важно. И бизнесмен может либо спокойно спать, зная, что к нему придут через два или три года, либо начать готовиться к проверке, например делать соответствующие корректировки, если это касается налоговой отчетности, приводить в порядок противопожарную инфраструктуру – в случае проверок противопожарной службы и т.д. Как говорится, кто предупрежден – тот вооружен.

Выборочность, планирование проверок – это лучший международный опыт, а главное, простая логика. Если раньше проверки планировались госорганами самостоятельно, а иногда и не планировались вовсе и проводились на основе случайной выборки, то сейчас это будет очень последовательный отбор. Добросовестные предприниматели не будут проверяться лишний раз, а госорганы смогут сфокусировать свои усилия – трудовые, временные, материальные ресурсы – на проведении проверок тех предпринимателей, которые несут большие риски.

– Министерство планирует ввести градуированную систему штрафов. Что представляет собой эта система и как она будет работать?

– Мы считаем, что наше административное законодательство недостаточно гибкое. Смысл заключается в том, что различного рода и степени тяжести нарушения должны караться по-разному. Например, отсутствие на предприятии огнетушителя и его неправильное местоположение не должны наказываться одинаково, однако пока это так.

К тому же мы предлагаем отнести к компетенции суда такие полномочия, как временная приостановка деятельности лицензии и ее отзыв. Сейчас сделать это, практически парализовав бизнес, могут инспекторы контролирующих государственных органов. Если есть серьезные нарушения, то пусть суд решает, забирать лицензию или нет, но позволять госоргану это делать – чересчур жестко по отношению к предпринимателю, так как последствия этого решения для него очень тяжелые. Однако пока это лишь предложения, срок вступления в действие градуированной системы штрафов пока неизвестен.

– Предприниматели жалуются и на то, что очень тяжело открыть бизнес. Ждут ли их какие-то упрощения в этой части?

– Совершенствование разрешительной системы – очень значительное направление работы министерства. Помимо проверок барьером остается получение лицензии, аттестации, разрешительных документов, согласований и т.д. Чтобы получить лицензию, во-первых, нужно предоставить большой список документов, во-вторых, практически не ограничены сроки выдачи лицензии – за каждой бумажкой можно посылать по нескольку раз, можно ходить по кругу неделями, а то и месяцами. Количество необходимых документов даже не поддается точному подсчету. Мы подготовили законопроект, в котором прописаны нормы по снижению числа разрешительных документов на 30%. Сейчас он находится на согласовании в соответствующих госорганах. В законопроекте также расширяется сфера действия одного уже привычного для нас концепта – принципа «единого окна», когда все разрешительные документы получаются через одно окно и один орган-лицензиар полностью занимается рассылкой всех документов, получением согласований от других заинтересованных ведомств и потом, будучи одним окном для лицензиата, выдает или не выдает ему лицензию. Это также повлияет на деловую активность предприятий.

Помимо вышесказанного основное новшество – это внедрение системы «молчание – знак согласия». Это очень прогрессивный, либеральный принцип, используемый в большинстве развитых экономик. Согласно ему все, что необходимо сделать субъекту частного предпринимательства – это собрать пакет документов и сдать его в госорган-лицензиар. Если орган в установленные законом сроки не даст мотивированный отказ в ее предоставлении, это будет означать, что лицензия выдана.

Внедряя такой жесткий принцип, мы хотим поддержать бизнес путем ужесточения дисциплины в госорганах. И надо сказать, что госорганы на это идут, несмотря на то что вся тяжесть выполнения закона ляжет на них – им придется гораздо оперативнее и эффективнее работать. Мы внесем законопроект в парламент в I квартале этого года, скорее всего, он вступит в силу либо в середине года, либо осенью.

– Недавно министерство предложило создать комитет по защите прав предпринимателей. Что это даст и чем орган будет отличаться от сходных по функциям структур?

– Наше законодательство с 1997 года предусматривает защиту прав предпринимателей от незаконных действий чиновников, в том числе и при осуществлении ими контрольных и лицензионно-разрешительных функций. Соответствующие ведомства должны проводить проверки госорганов в случае нарушения прав бизнеса, возбуждать дела об административных правонарушениях и т.д. Но на деле эти функции ни одним из государственных органов эффективно реализованы не были.

Контрольные функции по защите предпринимательства закреплены за Минэкономики, но так как у нас нет контрольно-надзорного органа, который обязан эти функции реализовывать, мы этого сделать не можем. Поэтому и нужен комитет по защите прав предпринимателей. Этот орган смог бы защищать предпринимателей от контролирующих органов.

Наверное, трудно поверить, что чиновник будет говорить о недостатках другому чиновнику, рассматривать жалобы и принимать меры по исправлению ситуации, наказывать, но это действительно так, и есть кадры, готовые это делать. Самое главное – есть острая необходимость. Сейчас мы готовим аргументы для обоснования необходимости создания комитета. Он может появиться уже в этом году.

12.02.2010

Гаухар Жолдубекова, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи