Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Между небом и землей

Депутаты и правительство по-разному видят предстоящую жилищно-коммунальную реформу в Казахстане. “Мы сейчас опять, к великому сожалению, вспоминаем такого врача, как проктолог, у которого все методы лечения через одно место”, - высказал точку зрения большинства своих коллег мажилисмен Владимир Нехорошев. В свою очередь, министр индустрии и торговли Галым Оразбаков полагает, что это “вопрос лобовой” и “считать все лестницы, подвалы, чердаки государственными неправильно”.

Депутаты и правительство по-разному видят предстоящую жилищно-коммунальную реформу в Казахстане. “Мы сейчас опять, к великому сожалению, вспоминаем такого врача, как проктолог, у которого все методы лечения через одно место”, - высказал точку зрения большинства своих коллег мажилисмен Владимир Нехорошев. В свою очередь, министр индустрии и торговли Галым Оразбаков полагает, что это “вопрос лобовой” и “считать все лестницы, подвалы, чердаки государственными неправильно”.

На этой неделе правительство презентовало в мажилисе ряд законопроектов, направленных на закрепление за собственниками квартир общедомовых метров. Государственные мужи намерены “снизить уровень иждивенческих настроений” у казахстанцев. Изменения и дополнения вносятся в три закона: “Об административных правонарушениях”, “О естественных монополиях” и (самые масштабные поправки) “О жилищных отношениях”. Кстати, последний законопроект находится в стенах парламента с начала этого года.

Надеясь, видимо, на благоразумие депутатов, министр индустрии и торговли красочно описал все достоинства предстоящей жилищно-коммунальной реформы. При этом глава ведомства поспешил заверить, что в негодовании их электората опять виновата пресса: “После заседания правительства в сентябре многие журналисты не разобрались в проблематике, ошибочно заявили, что нами предложено возложить расходы по ремонту общего имущества многоквартирных домов на собственников квартир”. Правительство повторило, что эти обязанности и так законодательно были возложены на собственников квартир еще в начале массовой приватизации жилья, то есть с 1 июля 1992 года, когда был принят Жилищный кодекс. Они же были прописаны и в Законе “О жилищных отношениях”, принятом десять лет назад.

Министерство индустрии лишь заострило вопрос на “фактической нереализации положений закона” и предложило усовершенствовать механизм финансирования общего имущества объектов кондоминиума, для того “чтобы он наконец заработал”. А то что в свое время люди, получив “большой подарок со стороны государства”, не заметили к нему “довесок”, виноваты сами граждане. Вина, так сказать, по незнанию не освобождает от ответственности. Более того, исполнительная власть и так тянула, откладывая в долгий ящик данную программу, принятую еще полтора года назад. “Может быть, потому что не хватило духу у кого-то ее начать реализовывать и говорить прямо, что это все должно быть за счет средств собственников. Можно было бы промолчать и в этом году. Но разве от этого стало бы кому-то легче?” - несколько риторически вопрошает Галым Оразбаков.

Конечно, власти признают, что предлагаемый ими вариант небезупречен. И даже считают, что есть и другие механизмы. Например, сдавать в аренду подвал и из полученной прибыли чинить крышу и красить подъезды. Можно кредитоваться либо местным исполнительным органам привлекать к ремонту бизнес-структуры. Но все эти схемы государственные мужи считают неэффективными. А хваленый опыт России, где государство по сей день за счет бюджетных средств делает ремонт многоквартирных домов, называют нерыночным. “То, что мы сделали в 1992-1993 годах, Россия только сейчас планирует сделать. Представляете себе, как мы далеко ушли. У нас уже давно рынок, уже давно 93 процента знают, что квартиру надо покупать. А у них 80 процентов жилфонда в госсобственности”, - констатировал Оразбаков.

Однако мажилисмены не разделили умонастроений министра и напомнили правительству, что оно в 1995 году приняло постановление, предусматривавшее передавать под приватизацию жилье только после проведения капитального ремонта. “Получается, что, с одной стороны, собственники жилья не выполнили свои обязательства по закону, но и наше родное правительство не выполняет свои постановления”, - заявил депутат Валерий Котович. И предложил, чтобы сначала последние воплотили в жизнь обещанное.

Правда, представители исполнительной власти не спешат. “Нет такого постановления... В постановлении 1995 года об этом ничего не говорится”, - напрягал память министр индустрии Оразбаков. Единственное, что он вспомнил “по этой теме”, так это постановление от 24 января 1992 года, в котором правительство гарантировало лишь частичный ремонт приватизированного жилья, нуждающегося в капремонте.

Народные избранники не преминули вспомнить о бабушках и дедушках, у которых пенсии не хватает заплатить за квартиру, не то что за чердаки и лестничные клетки. Но и тут у правительства нашлись контраргументы: “Статистика показывает, что самыми дисциплинированными плательщиками являются бабушки и дедушки, самыми недисциплинированными - бизнесмены и чиновники, у которых есть деньги”.

Тогда законодатели решили оперировать юридическим языком. Они считают, что если Кабмин собрался реализовать данную программу, то он должен до конца сверить ее с законодательством. “Какое право имеют исполнительные органы вмешиваться в частную собственность?” - справедливо вопрошают парламентарии. А если уж они такое себе позволяют, то необходимо внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс. “Раз территория теперь будет Иванова, Сидорова, Петрова и разделена по два квадратных метра, значит, они будут платить земельный налог. Значит, нужно внести изменения в Земельный кодекс”, - считает депутат Валерий Доскалов. В некоторой переработке нуждается и Бюджетный кодекс, изменения в который сегодня рассматриваются в мажилисе. Ряд депутатов уже внес туда свои предложения с тем, чтобы местные органы на первоначальном этапе участвовали в отдельных видах капитального ремонта, как-то: крыш, фундамента, конструкций, лифтов. Более того, если будут два накопительных счета - текущий и сберегательный, то КСК необходимо освободить от налогов, дабы не было двойной налоговой нагрузки.

Некоторые народные избранники, ссылаясь на Конституцию, регламент и Закон “О статусе депутатов”, считают, что правительство вообще не имеет права приходить к ним с законопроектом “О внесении дополнений и изменений в некоторые акты по вопросам жилищно-коммунальной сферы”, поскольку до сих пор не представило заключение по затратам. В соответствии с законодательством на законопроект, предусматривающий денежные расходы, правительство должно предоставить заключение по затратной части - что по чем. “В январе, когда законопроект поступил в парламент, я спрашивал: где заключение правительства? Раз вы говорите, что будут жилищные пособия. Меня заверили - будет. Но их нет”, - заявил Валерий Доскалов. Пока же Мининдустрии не может сказать, сколько понадобится средств на адресные жилищные пособия социально уязвимым категориям населения.

Кстати, их размер будут определять городские маслихаты. Но неизвестно пока, каким образом это будет осуществляться - либо деньги будут отдаваться на руки, либо перечисляться на специальный сберегательный счет, дабы не было соблазна потратить их на другие цели. Второй вариант более импонирует Кабмину.

...А что касается прессы, которая в плохом свете выставила жилищно-коммунальную реформу, то в соответствующей программе предусматривалось выделение в текущем году из средств республиканского бюджета 31,7 миллиона тенге на ее разъяснение и пропаганду в СМИ. Однако эти средства так и не были выделены.

Сейчас в стране 2,7 миллиона квадратных метров аварийного жилья. В 2006 году этот показатель был на уровне 3,6 миллиона квадратных метров. В 2007 году было снесено 900 тысяч квадратных метров жилья за счет средств местных бюджетов. Общая стоимость сноса всего аварийного жилья составляет порядка 45 миллиардов тенге.

Для обеспечения жильем жителей сносимых домов требуется порядка 1,3 миллиона квадратных метров жилья. Их строительство обойдется госказне в 74 миллиарда тенге из расчета 7,4 миллиарда в год на 10 лет. В рамках госпрограммы - 56 тысяч 515 тенге за один квадратный метр.

26.10.2007

Алла Иванилова, www.np.kz

kn.kz
>
Статьи