Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

«Исламский банкинг не должен внедряться за одну ночь»

Исламский банкинг во всем мире за последнее десятилетие вырос втрое. При этом, как отмечают эксперты, молодой рынок обладает семикратным потенциалом развития. По их оценкам, рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть $1 трлн.

Исламский банкинг во всем мире за последнее десятилетие вырос втрое. При этом, как отмечают эксперты, молодой рынок обладает семикратным потенциалом развития. По их оценкам, рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть $1 трлн. О перспективах роста рынка исламского финансирования в Казахстане и его привлекательности для населения республики «&» рассказал президент Глобального университета Датто Агиль Натт.

– Г-н Натт, имеет ли Казахстан шанс стать лидером по привлечению исламского финансирования в Центральную Азию?

– Потенциал у Средней Азии, особенно у Казахстана, очень большой. Население республики насчитывает 16 млн человек. И Казахстан очень быстро развивается. Важно, чтобы казахстанское правительство привлекало и вкладывало деньги в развитие инфраструктуры страны. А исламское финансирование поможет диверсифицировать источники финансирования и расширить их круг. Единственной проблемой выступает такой фактор, как незнание механизма функционирования исламских инструментов. К тому же необходимо разъяснить людям, что это не религиозная акция, а поиск альтернативной системы финансирования. В целом для страны это даст новый источник привлечения денег. К тому же в Казахстане живут мусульмане и их число с каждым днем растет, которые хотят вкладывать деньги по принципам шариата. Исламское финансирование даст возможность привлечь в экономику страны дополнительные неинвестируемые ранее средства. Казахстан не должен пытаться внедрить исламский банкинг, как это происходило в некоторых странах, быстро, рывком, за одну ночь. Необходимо это делать постепенно, не пропуская ни одного шага в становлении. Также очень важно иметь экспертов, разбирающихся в законах шариата, и профессионалов в исламском финансировании. И если страна пойдет именно по этому пути, то у нее есть все шансы успешно внедрить исламский банкинг на своей территории.

– Банк развития Казахстана планирует выпуск суверенных исламских бумаг. Как вы думаете, насколько заинтересуют местных игроков такого рода облигации?

– Я был очень рад, узнав, что БРК собирается выпустить сукук. Думаю, что Банку развития не стоит ограничиваться только внутренним рынком. Но даже если это делается для местного рынка, это тоже очень хорошо. Самое главное – структурировать финансирование. То есть в первую очередь инвестировать привлеченные средства в инфраструктуру страны – на строительство дорог, заводов, фабрик – всего, что нужно для развития Казахстана. Необходимо также обратиться за консультациями к профессионалам, прислушаться к их советам, и тогда, я считаю, исламские бумаги, выпущенные в Казахстане, будут пользоваться успехом на внутреннем рынке страны. Они послужат отправной точкой для оценки дальнейших действий в области исламского финансирования и станут эталоном для подобных начинаний в будущем. И также я хотел бы добавить, что очень важно, чтобы исламские ценные бумаги распространялись по различным инвестиционным фондам и фондам недвижимости.

– Какие еще исламские бонды, по вашему мнению, стали бы пользоваться спросом на внутреннем рынке Казахстана?

– Исламское финансирование включает в себя множество интересных инструментов и продуктов, которые охватывают различные сферы бизнеса, даже те, которые еще не используются в современном банкинге и финансировании. Например, мудараба – участие в прибылях и убытках. По сути, это трастовое финансирование. В чем особенности этого вида? Человек, имеющий свободные деньги (раб-уль-маль), которые он хотел бы инвестировать, доверяет их лицу (мударибу), обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования.

Можно также отметить беспроцентное кредитование – кард-уль-хасан. Этот вид финансирования дает возможность клиенту получить определенную сумму денег, которую он обязуется выплатить по истечении какого-то срока. По желанию клиент может наряду с основным долгом выплатить банку определенную сумму в виде добровольных премиальных. Но сам фининститут не имеет права требовать с клиента выплаты премиальных. В краткосрочных торговых операциях часто используется мурабаха – перепродажа с торговой наценкой. В этом случае заключается договор купли-продажи товаров между банком и его клиентом по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара. Банк покупает товар – это может быть сырье, комплектующие части, сама техника – от имени клиента и впоследствии перепродает ему же, но по завышенной стоимости. При этом разница, или маржа банка, заранее оговаривается сторонами. Следовательно, клиент заранее проинформирован о себестоимости и наценке. Далее клиент выплачивает требуемую сумму, – как правило, в виде частичных платежей. Я думаю, что все эти исламские бонды стали бы популярны среди населения Казахстана. У мусульманского населения страны, таким образом, будет возможность вести экономическую жизнь в соответствии с принципами шариата.

– Как исламское финансирование отразится на посткризисном развитии Казахстана? Как можно улучшить инвестиционный климат в стране для арабских инвесторов?

– В настоящее время Казахстан активно адаптируется к мировой финансовой системе, в том числе и к исламским принципам финансирования. В первую очередь это, конечно, законодательная база и соответствие всем правилам шариата по запрещенной продукции и т.д. Как только в Казахстане будет отлажена законодательная, регуляторная и юридическая база, с этого момента исламские банки смогут уже полноценно работать в стране. На Ближнем Востоке очень большое количество нефтедолларов, которые на данный момент ищут пути инвестирования. Но в первую очередь исламское финансирование доказало во время кризиса, что оно является этичным по своей сути и также способно приносить определенную прибыль. В принципах исламского финансирования заложена прозрачность управления. То есть это этичный вид бизнеса, в котором меньше спекулятивных операций в отличие от традиционных методов финансирования.

Экономический кризис вызвал большой интерес к исламскому финансированию, потому что оно построено на более справедливом распределении прибыли между участниками. Возможно, если бы исламское финансирование было применено при кредитовании тех казахстанских банков, которые в настоящее время проходят реструктуризацию, то потери инвесторов были бы меньшими. Исламский банкинг более выгоден с точки зрения и инвестора, и заемщика, поскольку предполагает более справедливое распределение рисков. Кризис повлиял на все мировое сообщество, и все, регуляторы в том числе, сделали для себя один вывод: нужно диверсифицировать финансовые рынки. Но заменить всю систему будет неправильно и нелогично, исламский банкинг – это один из методов диверсификации и уменьшения риска многих финансовых рынков. Все заинтересованы в выборе, в том числе и в выборе финансовых систем. Несмотря на то что две системы интегрируются, они в любом случае альтернативны друг другу, и это хорошо, потому что есть конкуренция, которая ведет к прогрессу и, возможно, выведет из ямы традиционную систему. В Казахстане имеются все предпосылки для успешного и перспективного развития исламской финансовой системы. Для вашей страны внедрение исламского финансирования послужит новым источником привлечения денег.

05.02.2010

Ботагоз Танатова, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи