Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Оторвали от земли

Сельских акимов лишат права переводить земли из одной категории в другую, если в Земельный кодекс будут внесены соответствующие изменения. Разработчики уверены, что это уменьшит нарушения в области земельного законодательства. От того, что принятие решений перемещается на уровень выше, ничего не изменится – система останется прежней, считают эксперты.

Построить домик в деревне станет сложнее.

Сельских акимов лишат права переводить земли из одной категории в другую, если в Земельный кодекс будут внесены соответствующие изменения. Разработчики уверены, что это уменьшит нарушения в области земельного законодательства. От того, что принятие решений перемещается на уровень выше, ничего не изменится – система останется прежней, считают эксперты.

В новом Земельном кодексе предлагается исключить из компетенции акимов городов районного значения, поселковых и аульных акиматов право переводить земли из одной категории в другую. По мнению разработчиков, это позволит не допустить излишнее административное присутствие и коррупционные риски. Нарушения закона в основном связаны с несоблюдением сроков и порядка рассмотрения заявлений на предоставление участков, нарушением очередности и оказанием неправомерного предпочтения при выдаче земли. Не соблюдаются и генпланы населенных пунктов. Львиная доля всех нарушений связана с коррупцией.

Как сообщил «&» председатель Агентства РК по управлению земельными ресурсами Умарзак Узбеков, права менять категорию земли могут лишить акимов сельских округов. «Изменение целевого назначения земель – очень важный и сложный вопрос, потому что иногда незаконно переводят земли сельскохозяйственного назначения под индивидуальное жилищное строительство. Поэтому вводятся определенные ограничения. В целом же у исполнительной власти эта функция остается», – пояснил г-н Узбеков.

В республике удельный вес земель сельхозназначения составляет порядка 35%. Около 9% относятся к землям населенных пунктов. По данным агентства, в прошлом году было возвращено порядка 480 тыс. га земель, использовавшихся не по назначению. «Они использовались либо с нарушением законодательства, либо вообще не использовались. В основном это земли сельхозназначения. Порядка 41 тыс. га земель смогли возвратить через суды, остальные вернули по нашим предписаниям, многие отказались добровольно, кто-то не платил арендную плату», – отметил г-н Узбеков.

Что касается перевода земель из одной категории в другую, то махинаций на счету у акимов здесь было немало, вспоминает в беседе с «&» ответственный секретарь Минсельхоза Евгений Аман. Чиновник описал примерный сценарий таких афер. «Аким уходил, ему на смену приходил новый и обнаруживал нарушения. А того, который должен бы нести ответственность, уже и след простыл. В стране масса примеров, когда вокруг Алматы, Астаны и любого областного центра происходило подобное. Может быть, поздно спохватились», – отметил г-н Аман.

Причина в том, продолжает ответсек Минсельхоза, что у нас не развито градостроительное проектирование. «Сегодня в ряде населенных пунктов нет земельных государственных кадастров, нет планов развития городов. Когда есть градостроительный кадастр и генплан того или иного населенного пункта, тогда понятно, каковы его границы и где начинаются и заканчиваются полномочия того или иного акима. А когда границы размыты, тогда земли пастбищ или сельхозназначения элементарно могут отдаваться под застройку, и неизвестно, есть это в плане поселка или нет», – подчеркнул он.

От того, что центр принятия решений перемещается на другой уровень, мало что изменится, уверен директор консалтинговой компании Qncepto Олег Алферов. «Будем считать, что это чуть более серьезная страховка от неблаговидных решений, чем была до сих пор. Понятно, что основным источником злоупотреблений в этой области был и остается коррупционный фактор, и говорить, что на одном уровне исполнительной власти он присутствует, а на другом он искоренен, нельзя, – рассуждает эксперт. – Формальными административными методами, не решая вопросы коррупции, порядок здесь навести невозможно, потому что сама система противится повышению прозрачности. Это напрямую противоречит интересам участников».

В Казахстане земля, особенно сельхозназначения, вне зависимости от того, находится ли она в государственной собственности или принадлежит бизнесу, по большому счету остается бесхозной, констатирует г-н Алферов. «По производительности и эффективности использования, если сравнивать с густонаселенными государствами, где развито сельское хозяйство, можно сказать, что мы относимся к земле так, как будто это ресурс абсолютно неисчерпаемый и бесконечный. Наверное, время и, возможно, какая-то внешняя экспансия через десятилетия заставят нас ценить один из главных госресурсов», – резюмировал эксперт.

22.01.2010

Гаухар Аймухамедова, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи