Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Карта направленного действия

В Актюбинской области госпрограмма вернула людям их любимую профессию. Не нужно проводить специальных мониторингов, чтобы признать: самым популярным нынче стало словосочетание «дорожная карта».

В Актюбинской области госпрограмма вернула людям их любимую профессию.

Не нужно проводить специальных мониторингов, чтобы признать: самым популярным нынче стало словосочетание «дорожная карта».

Всего лишь два слова, но в них заключены главные надежды, ответственность для чиновников, фронт работ для предприятий и трудоустройство для безработного Это возможность решить те проблемы, до которых руки не доходили годами и которые намного преобразили нашу жизнь, будь то обновление теплотрассы, расширение улицы или оживший сельский клуб.

Четыре дороги

В Актюбинской области антикризисная программа дала возможность капитально преобразить города и села и стала гарантией заработка для тысяч людей. Молодые семьи, решившие покинуть родную Рыбаковку, едва узнали о том, что будет восстановлен сельский клуб, да к тому же они заработают на строительстве, тут же изменили свои планы. И это лишь крохотный эпизод из тех масштабных дел, что позитивно сказались на жизни актюбинцев всего лишь за полгода реализации «Дорожной карты». Особенно напряженными были три летних месяца. Погода выдалась на редкость удачной, дождей почти не было, и каждый день был наполнен созидательным трудом.

В рамках антикризисной программы в Актюбинской области в 2009 году предстояло реализовать 241 проект общей стоимостью 11 млрд 754 млн тенге, что, в свою очередь, подразумевало создание 24200 новых рабочих мест. Трудно было выделить какой-то из векторов, но решили остановиться на четырех направлениях. Это реконструкция и развитие жилищно-коммунального хозяйства, ремонт и строительство автомобильных дорог местного значения, подготовка к отопительному сезону школ, больниц, клубов, а также решение ряда проблем социальной значимости, главным образом в сельской глубинке.

ТРУБим о рабочих местах

Максимальное число людей потребовалось на реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства. Этот участок самый хлопотный, его «температурит» во все времена. И именно ему выпал счастливый билет в момент мирового кризиса. Инвестиции составили 5 миллиардов тенге, в основном из республиканского бюджета, пятая часть – из местного. Самый многолюдный участок работы. На обновлении водоводов и теплотрасс планировалось задействовать 10 тыс. человек, по направлению центров занятости фактически трудоустроили 9108. В течение 7 месяцев активной работы люди получали здесь в среднем по 25 тысяч тенге.

В итоге на 12 проектах из 18 запланированных выполнен капитальный ремонт инженерно-коммуникационной инфраструктуры областного центра. Другими словами, заменены 43,5 километра водопроводной сети, 22,1 километра теплотруб. Отремонтированы 3 котельные. Это позволит сократить потери воды на 7 процентов и увеличить объемы ее подачи населению и промышленным предприятиям на 15 тысяч кубов в сутки. Расходы тепла уменьшаются на 23,7 тысячи гигакалорий, или до 16 процентов. Соответственно, снизятся в будущем затраты на ремонтно-эксплуатационные работы, как и число аварий на сетях.

В отопительный сезон за погоду в домах горожан в ответе АО «Трансэнерго». Предприятие в короткие сроки произвело рекордный объем работы – на один миллиард тенге. Восстановлено 46 объектов теплосетей. Пенополиуретаном обернули 12 км трубопроводов, так как прежнее защитное покрытие, имевшее в своем составе элементы цветных металлов, постоянно разворовывалось. Из-за чего предприятие было вынуждено ежегодно тратить до 34 млн тенге на латание обнажившихся участков.

Заменили пришедшие в негодность котлы и насосное оборудование в пригородном селе Каргалинское и в Западно-Казахстанском медуниверситете имени Марата Оспанова. В свою очередь президент АО «Акбулак» Асангали Ибраев считает большой удачей то, что появилась возможность капитально отремонтировать ряд магистральных водоводов, уличных сетей, второй очереди КНС № 1, бурение двух эксплуатационных скважин на Кундактырском водозаборе, модернизацию насосно-силового оборудования КНС в Авиагородке и т.д.

В итоге потери питьевой воды снизятся на 7 тысяч кубов в сутки, водозаборы обеспечены резервными скважинами, аварийность на напорных канализационных коллекторах снизится от 5 до 10 процентов. Горожанам не обязательно заучивать эти цифры, для них куда важнее иметь напор воды в любое время суток и на каждом этаже своего дома.

Широкое полотно

Дороги, будь они в центре города или в степной глуши, всегда являлись притчей во языцех. В разы увеличившийся автопарк заставил изменить устоявшиеся стандарты, а значит, появился новый фронт работ.

Надолго запомнится актюбинцам приезд министра транспорта и коммуникаций РК Абельгазы Кусаинова в разгар строительства и ремонта. Он не просто остался доволен увиденным, но и решил провести здесь республиканский семинар для дорожников.

– Я побывал на десяти улицах вместо запланированных четырех, – поделился он тогда впечатлениями. – Главным показателем успешного выполнения правительственной программы «Дорожная карта» являются два пункта: трудоустройство и высокое качество выполняемых работ. И здесь придраться не к чему, все выполнено великолепно. Самое главное, в Актобе вырос собственный подрядчик.

Также он обратил внимание на то, что нормальные дороги появились в промышленной зоне, где их прежде не было и в помине.

В региональную антикризисную программу включили 23 проекта на сумму, превышающую 2,8 миллиарда тенге. В том числе средний ремонт направления Алга – Павловка протяженностью 25 километров и ответвление Самара – Шымкент – Аккудук протяженностью 29 километров. В самом Актобе основательно «выровнялись» почти 90 километров, это более 70 километров улиц и почти 20 километров тротуаров. Расширена проезжая часть улицы Есет батыра. Капитально отремонтирован 10-километровый отрезок от Пожарского до городского полигона и до переезда через реку Женишке, обеспечивающий подъезд к двумстам предприятиям. Они расположены в промышленной зоне, где трудятся до 30 тыс. человек.

– Актобе растет, увеличивается количество транспорта. Поэтому строится несколько развязок, которые должны разгрузить интенсивное движение. В перспективе появятся несколько переходных мостов, – так прокомментировал производимую работу в один из своих рейдов аким области Елеусин Сагиндиков. Следует заметить, что он регулярно приезжал на объекты «Дорожной карты», где бы они ни находились – в областном центре или в дальнем ауле.

Одно дело – добиться выделения необходимых средств, и совсем другое – своевременно и качественно их освоить. Только тогда возможен зримый эффект, гарантирующий доверие государства и общества. В Актюбинской области все конкурсные процедуры провели своевременно, что позволило завершить все работы по графику, а некоторые и с опережением.

Подрядчикам было рекомендовано трудиться и по субботам, чтобы уложиться в обозначенные сроки. Занятые на объектах жилищно-коммунального хозяйства должны были закончить работу до 15 сентября. С запасом времени до начала отопительного сезона, чтобы было время устранить недоделки. Объекты сферы образования и здравоохранения следовало сдать к 15 августа.

Проблемы местные, так и бригады свои

У школ, больниц и библиотек своя история. Особенно сельских. К примеру, многие спортивные школы и клубы не ремонтировались более сорока лет. Благодаря «Дорожной карте» 36 объектов культуры и 8 ДЮСШ обрели вторую жизнь. Капитально отремонтированы районные Дома культуры в Кобде, Темире, Шалкаре, кинотеатр в Мартуке, библиотеки в Алгинском, Байганинском и Мугалжарском районах и т.д. Всего ремонту подлежало 36 объектов культуры, самый крупный из которых областной драматический театр имени Тахави Ахтанова. Его здание не знало реконструкции практически со дня сдачи в эксплуатацию, поэтому здесь работы рассчитаны на два года.

Начальник облуправления культуры Назира Табельдинова делится радостью: буквально пару недель назад после капитального ремонта вновь распахнул свои двери клуб в селе Петропавловка Каргалинского района. Он был построен в годы освоения целины, но в 2004 году здесь случился пожар, и сельчане лишились любимого места проведения праздничных вечеров. Выделенные 42 миллиона тенге оказались кстати.

В середине июня строительная бригада, скомплектованная только из местных безработных, приступила к работе и замечательно справилась с делом.

Географию добрых дел «Дорожной карты» можно продолжить, наугад выбирая адрес. В Эмбе это ДЮСШ и профлицей, реконструкция бывшей почты под школу, а школы – под детский сад. Строительство трех 6-квартирных домов для бюджетников и восстановление колодца с пресной водой. В селе Саржансай для 160 мальчишек и девчонок уроки физкультуры проходили в приспособленном помещении или во дворе на спортплощадке. Теперь школьники обрели новый спортзал. Как и положено, с раздевалкой, тренерской комнатой и даже с теннисным залом. В актовом зале, в котором более 10 лет складировали уголь, сделали подвесной потолок, обшили стены гипсокартоном, вставили пластиковые окна и установили сцену. Теперь здесь можно проводить не только школьные мероприятия, но и для всего села. Отремонтирована спортшкола в поселке Бадамша, где со дня основания в 1964 году не было забито ни одного гвоздя, рассказывает начальник облуправления туризма, физкультуры и спорта Асылбек Кулмагамбетов.

В управлении образования также подытожили объем выполненных работ по «Дорожной карте». Проложили более ста километров труб водопроводной сети и отопительной системы, уложена кровля, по площади равная семи футбольным полям по стандарту УЕФА, после чего термин «аварийная школа» в регионе остался в прошлом.

Сядешь за парту – будет работа

Основным приоритетом антикризисной программы было создание рабочих мест, обеспечение занятости населения. Сегодняшняя реальность такова, что человек может получить работу быстрее, если он обновит свои профессиональные знания или же освоит специальность, действительно востребованную на рынке труда.

Предварительный анализ всех учебных заведений, представленных в регионе, показал, что они подходят для достижения поставленной цели. Они были оснащены необходимой материальной базой, разработаны учебные программы для краткосрочных курсов, и преподавательский состав сразу приступил к привычной работе.

На переобучение центрами занятости было направлено свыше 5 тысяч человек, из них на сегодня завершили обучение около 900. В их подготовке были задействованы 7 профлицеев и 12 колледжей. По необходимости в некоторых районах открыты филиалы ссузов. К примеру, в связи со строительством транзитного коридора Западный Китай – Западная Европа возникла необходимость открытия в Иргизе филиала Шалкарского колледжа. Сегодня здесь обучается около 40 человек.

Или на базе жайсанского профлицея № 13 и его филиалов в селах Байторысай, Хазретовка, Мартук были организованы краткосрочные курсы. Профессии штукатура-маляра, электрогазосварщика, облицовщика-плиточника, каменщика, слесаря-сантехника, повара-кондитера, тракториста, плотника, парикмахера освоили 115 безработных.

Для трудоустройства людей было создано более 3700 социальных рабочих мест, что несколько выше планового показателя. Социальные места подразумевают те целевые группы, которым сегодня приходится особенно тяжело. Это люди предпенсионного возраста или те из них, кто не может работать полный рабочий день, и т.д. Почти все они продолжают работу на 352 предприятиях и в организациях, получая в среднем по 23 тысячи тенге.

По молодежной практике 2650 выпускников средних и высших учебных заведений трудоустроены с оплатой из госбюджета в 15 тысяч тенге. И на сегодняшний день они продолжают практику, при этом уже известно, что 36 человек получат постоянную работу именно по данной программе.

«Дорожная карта» предоставила шанс и для возвращения в профессию медицинским работникам, которые в силу разных причин оставили в свое время любимое дело. И он был использован. Переподготовку прошли около 100 врачей и 123 медработника среднего звена.

Блокпост партии

И хотя в целом работа в области шла с воодушевлением, принципиальная позиция партийцев позволила выявить огрехи в ходе строительных работ. По словам первого заместителя Актюбинского областного филиала НДП «Нур Отан» Еркеша Калиева, на каждом объекте был создан пост партийного контроля, как правило, это были 6–7 человек. На дорожных объектах – это передвижные посты, на социально-культурных – постоянные. Они контролировали весь ход реализации проектов, вплоть до ввода, разве только не ставили свои подписи на актах приемки объектов.

Далее Ерекеш Адиетович перечислил несколько выявленных нарушений. К примеру, в сельском округе Сартогай Байганинского района завершилось строительство детского сада на 50 мест. Партийные активисты обратили внимание на то, что материалы, использованные для перекрытия крыши детского сада, некачественные, отчего кровля нового объекта оказалась в аварийном состоянии. Сразу же был составлен акт о приостановлении работ, товариществу «Вира» пришлось переделать работу. Для чего руководство компании отказалось от услуг работавшей строительной бригады и наняла другую, более надежную. Некачественный материал был заменен на сертифицированный, и объект сдали согласно графику в ноябре.

Другой пример. В Мугалжарском районе в городе Эмба в капитальном ремонте нуждалось здание профессионального лицея № 10. Но директор учебного заведения подписал акт выполненных работ, которые фактически не были произведены. По данному факту в Мугалжарский районный отдел внутренних дел направлен материал для установления в действиях директора лицея состава преступления, предусмотренного статьей 314 Уголовного кодекса Республики Казахстан, и принятия по нему процессуального решения.

Что касается передвижных постов партийного контроля АОФ НДП «Нур Отан» под руководством первых заместителей филиалов партии, произвели проверку качества реконструкции и ремонта автодорог по Актюбинской области.

В ходе проверок они выявляли по итогам ремонтных работ на городских улицах некоторые недостатки. В частности, трещины по центру только что реконструированной улицы имени Маресьева. Возле бассейна «Чайка» было занижено полотно дороги, а по улице Джамбула крышки трех колодцев, наоборот, оказались на 10–12 см выше асфальта. Все эти недостатки были своевременно устранены.

22.12.2009

Жанат ГРАНАТОВА, www.liter.kz

kn.kz
>
Статьи