Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Игра мускулами

Государство будет наращивать мощь малого и среднего бизнеса. На прошедшем неделю назад Совете иностранных инвесторов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил проработать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.

Государство будет наращивать мощь малого и среднего бизнеса.

На прошедшем неделю назад Совете иностранных инвесторов президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил проработать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса.

На это оперативно отреагировали в соответствующих структурах. Так, фонд развития предпринимательства «Даму» на днях презентовал глобальную стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане на 2009–2019 годы. В частности, программа предполагает как финансовые, так и нефинансовые методы поддержки. Упор будет делаться на стимулирование банков по кредитованию реального сектора экономики, когда вознаграждения по займам будут компенсироваться за счет государства. О подробностях стратегии «Литеру» рассказал глава фонда «Даму» Булат Мукушев.

На днях АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (дочерняя структура ФНБ «Самрук-Казына») презентовало глобальную стратегию по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане на 2009–2019 годы. Как отметил в интервью «Литеру» председатель фонда «Даму» Булат Мукушев, реализация данной программы даст мощный импульс развитию отечественного бизнеса.

– Благодаря Стратегии фонда развития предпринимательства (ФРП) «Даму» предусматривается существенное расширение спектра инструментов поддержки предпринимательского сектора. Эта стратегия объединила свыше двадцати действующих и готовящихся к реализации программ финансовой и нефинансовой поддержки МСБ. Каждая программа предварительно обсуждается со всеми заинтересованными сторонами: общественными объединениями, финансовыми институтами, уполномоченными организациями.

– Можно подробнее о программах финансовой поддержки?

– В результате реализации программы обусловленного размещения средств в банках второго уровня и финансирования микрокредитных организаций освоено более 270 млрд тенге государственных средств. Всего с учетом софинансирования с комбанками по финансовым программам фонда на поддержку МСБ направлено более 350 млрд тенге, за счет которых было профинансировано более 9 100 заемщиков, создано и поддержано более 12 тысяч рабочих мест.

Доля государственного финансирования в ссудном портфеле банков увеличена в среднем до 20–21 процента. При этом в некоторых регионах доля государственного финансирования близка или превышает 50 процентов (Алматы – 7, другие регионы – до 50 процентов и более).

Есть также программа мер по развитию микрокредитования в Казахстане на 2008–2012 гг. Здесь акцент ставится на прямое кредитование МКО – только для развития микрокредитования на селе. За счет финансовой поддержки фонд охватил порядка 45 процентов активно действующих МКО Казахстана. При этом на реализацию данной программы до конца этого года планируется выделение 6 млрд тенге, а в 2010 году – еще 7 млрд тенге. В связи с большой долей фонда, как источника финансирования для МКО, предлагается рассмотреть возможность перераспределения части средств, выделенных на программу МКО, для реализации программ, направленных непосредственно на финансирование субъектов МСБ, в частности на программу «Даму-Ћолдау».

– А чем отличается программа «Даму-Колдау», она также относится к финансовой поддержке отечественного бизнеса?

– Цель данной программы – содействие качественному развитию МСБ и усилению их роли в процессе диверсификации экономики Республики Казахстан, в рамках которой будет осуществляться прямое кредитование субъектов МСБ фондом «Даму». На сегодняшний день рассмотрено 140 проектов, предварительно одобрено 67 проектов на сумму 23 млрд тенге (в том числе софинансирование с БВУ на 17 млрд тенге).

Программа охватывает все регионы Казахстана и обеспечивает диверсификацию предпринимательского сектора за счет финансирования предприятий только приоритетных отраслей. Для удовлетворения их потребности в финансовых ресурсах необходимо выделение дополнительных средств в сумме не менее 3 млрд тенге. Наше предложение – обеспечить выделение данных ресурсов из средств программы МКО.

– Какие еще интересные программы в рамках стратегии вы могли бы выделить?

– Среди них программа развития женского предпринимательства, целью которой является размещение средств в банках для последующего льготного кредитования бизнес-леди для стимулирования их экономической активности. Объем кредитования – до 1,5 млн тенге на срок не более 36 месяцев по эффективной ставке не более 14 процентов.

Также можно выделить программу обусловленного размещения средств в лизинговых компаниях. Здесь мы ставим цель обеспечить возможности расширения и модернизации основных средств МСБ в приоритетных отраслях экономики путем льготного финансирования лизинговых сделок. В данном случае фонд размещает под гарантию материнских компаний (БВУ) средства в лизинговых компаниях для дальнейшего финансирования лизинговых сделок в приоритетных отраслях. На эти цели из средств Фонда стрессовых активов выделено 2 млрд тенге.

Немаловажны точечные программы финансирования в регионах. Цель этой программы – повышение эффективности региональных программ поддержки и развития МСБ путем финансирования проектов бизнеса в приоритетных для региона отраслях, территориальных единицах. В этом случае акиматы определяют условия программ (отраслевые приоритеты, условия финансирования, банки-партнеры) и размещают средства в банках, фонд осуществляет мониторинг.

– Было бы интересно узнать относительно программ нефинансовой поддержки.

– В первую очередь это программа бизнес-обучения «Бизнес-советник», которая не имеет аналогов на просторах СНГ. Ее отличает масштабность, практическая направленность учебного курса, проникновение во все районы и города Казахстана. Основным механизмом реализации программы является организация предоставления услуг двухдневного тренинг-обучения населения с предпринимательской инициативой и действующих предпринимателей во всех 209 районах и густонаселенных административно-территориальных единицах республики. Параллельно будет проведено первое в Казахстане маркетинговое исследование с охватом 10 тысяч респондентов.

К программам по финансовой поддержке можно отнести выпуск аналитической книги по «МСБ в Казахстане» к концу этого года. В данном проекте акценты ставятся на создании «Инвестиционного паспорта» сектора МСБ Казахстана.

Нельзя обойти вниманием такую программу, как геоинформационная система фонда «Даму». В рамках данного проекта статданные Агентства по статистике, Нацбанка, Агентства по финнадзору, собственная информация нашего фонда будут аккумулироваться на создаваемом сегодня сайте. Таким образом, предприниматель, банкир, экономист, представитель госорганов, студент смогут почерпнуть на нашем сайте необходимую информацию в разрезе не только отраслей, но и регионов. В связи с этим существенно снизятся транзакционные издержки.

Естественно, казахстанских предпринимателей ждут многочисленные «круглые столы» и форумы между бизнесом и государством, между субъектами МСБ, между малым и крупным бизнесом. Более того, в этих форумах, которые будут проходить на периодической основе, предполагается участие бизнесменов и власти в каждом районном центре страны. В этом случае директора филиалов фонда «Даму» должны стать реальными интеграторами мер по поддержке регионального предпринимательства, а филиалы – центрами контактов и консолидаторами субъектов МСБ.

– Какие программы ждут своей реализации?

– Одна из них – субсидирование процентной ставки. За счет прямого выделения государственных средств невозможно удовлетворить потребности всех субъектов МСБ в льготных кредитах. Поэтому субсидирование процентной ставки позволяет удовлетворить потребности бизнеса за счет малых объемов государственных средств, позволяет осуществлять дифференцированный подход к различным категориям заемщиков. В рамках данной программы фонд размещает в банках-партнерах обусловленный банковский вклад, начисленные проценты от которого идут в счет уплаты вознаграждения по займам МСБ.

Важным, на наш взгляд, является развитие франчайзинга в Казахстане. В данном случае главное – инвестиционная поддержка МСБ, осуществляющего деятельность путем дублирования успешной модели национальных и зарубежных коммерческих предприятий.

Реализация проекта будет осуществляться за счет кредитования предпринимателей банками с предоставлением в банк франчайзером солидарной гарантии, а франчайзи – залогового обеспечения. В настоящее время ведутся переговоры с агентствами по франчайзингу и проработка с комбанками вопроса финансирования проектов в рамках программы «Даму-Колдау».

Комментарий

Александр Шведов, финансовый консультант:

– Сегодня государство вторгается абсолютно во все сферы экономической деятельности. Безусловно, это зарекомендовавший себя метод по борьбе с кризисом еще со времен Великой депрессии. Однако основное правило рынка, завещанное нам целым рядом авторитетнейших экономистов вплоть до Карла Маркса, гласит: «Цену формирует соотношение спроса и предложения».

Когда речь идет о монополиях, я согласен – здесь госрегулирование просто необходимо. Это принято практически во всех западных странах. Однако если это касается, к примеру, торговли, то здесь госрегулирование неуместно. Здесь тон должны задавать три рычага успешных продаж – реклама, цена и качество.

Причем цена в данном случае не должна спускаться с «неба», я имею в виду государство, как это было при Советском Союзе. Она должна формироваться на рынке посредством здоровой конкуренции, а также спроса. Если определенная группа населения способна отовариваться в супермаркетах, предпочитая заплатить больше за культуру сервиса – значит, это их потребительский выбор. Люди с доходом ниже среднего имеют возможность закупать товары на рынках. Для них важна цена, и на сервис им, в общем-то, наплевать.

Законом «О торговле», подобным российскому, мы будем пытаться загнать пенсионеров в бутики. Такое социальное радение, с одной стороны, вроде бы и хорошо, но с другой – оно убивает рыночные отношения. И рано или поздно может привести к ситуации конца 80-х, начала 90-х, когда у всех были деньги, но купить на них ничего было нельзя. Потому что спрос на дешевый товар гораздо больше предложения. В том числе для недобросовестных спекулянтов и заезжих граждан.

12.12.2009

Асан КУАНОВ, www.liter.kz

kn.kz
>
Статьи