Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Таможня дает добро?

Ожидания от Таможенного союза весьма противоречивы. Предстоящий Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана стал, пожалуй, самой дебатируемой темой последнего времени.

Ожидания от Таможенного союза весьма противоречивы.

Предстоящий Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана стал, пожалуй, самой дебатируемой темой последнего времени. Причем не будет преувеличением сказать, что она обсуждается не только экспертами, но и практически всем обществом. Оно и понятно, все-таки пока это первый по-настоящему реальный интеграционный проект на постсоветском пространстве. Кое-кто даже заговорил о начале процесса возрождения прежнего союзного государства. Конечно, это утверждение далеко от истины, поскольку невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Тем более в реку истории.

Тревоги и ожидания

Однако объединение трех стран в Таможенный союз порождает великое множество вопросов в умах наших граждан. Чего ждать от него рядовым потребителям? Что сулит он отечественным бизнесменам? Как он отразится на состоянии казахстанской экономики? Вопросы, вопросы, вопросы... И большинство их носит далеко не праздный характер, поскольку это касается интересов различных социальных групп, которые успели сформироваться в новых рыночных условиях.

Чтобы лучше понять, что может дать нам вступление в Таможенный союз, нужно обратить внимание как на свои исходные позиции, так и на исходные позиции стран, с которыми мы собираемся это делать - России и Беларуси. Имеющиеся на этот счет статистические выкладки оцениваются экспертами далеко неоднозначно. Не может не беспокоить диспропорция нашего экспорта, 60% которого составляет сырая нефть. К тому же за нынешний год казахстанский экспорт уменьшился в стоимостном выражении на 48%.

Есть и другой щепетильный аспект. Казахстанский экспорт в Россию меньше российского импорта в три раза. Единственное утешение, если, конечно, это может служить успокаивающим моментом, - то, что структура российского экспорта очень схожа с нашей, то есть имеет ярко выраженный сырьевой крен. Однако не будем забывать, что масштабы наших экономик несопоставимы.

Вполне логично, что в такой ситуации вопрос, кому более выгоден Таможенный союз, звучит риторически. Однако есть еще Беларусь, с которой мы вполне сопоставимы по уровню развития. И в этом смысле существует мнение, что наибольшую пользу из предстоящего союза извлечет как раз-таки она. Как считают эксперты, Беларусь сумела с максимальной выгодой использовать почти два десятилетия суверенного развития, сохранив в основном свою инфраструктуру и среднестатистический уровень жизни.

Если попытаться оценить наши позиции, то очень смущает структура экспорта и импорта продовольствия. А именно: продовольственных товаров мы экспортируем всего лишь 3%, в то время как 40% молочной, 29% мясной и 43% плодоовощной продукции в Казахстан завозится извне. Правда, при этом доля наших будущих партнеров по Таможенному союзу в структуре нашей внешней торговли не настолько велика. Доля Беларуси исчисляется на уровне лишь 1%, а вот российская составляющая, конечно, побольше - 17,6% в товарообороте, 8,3% нашего экспорта и 31,2% импорта. Тем не менее, есть ощущение, что даже при таком раскладе наша исходная позиция выглядит наименее выгодной.

Вполне понятно, что перспективы Таможенного союза пока носят чисто гипотетический характер. Нужны время и реальные ощущения, чтобы дать более или менее объективную оценку. Однако для того и существует экспертное сообщество, чтобы хоть как-то предугадать, или точнее, просчитать все возможные плюсы и минусы, а уже время и практика будущего покажут, кто был прав, а кто ошибался.

Так вот, разброс мнений в так называемом экспертном сообществе отражает общие тенденции, характерные для общественного мнения в целом. Например, эксперты, представляющие интересы агропромышленного и строительного секторов, почти единогласно высказали мнение о бесперспективности Таможенного союза для Казахстана. И, видимо, на то есть веские причины. Не секрет, что за все годы рыночных преобразований сельское хозяйство нашей республики так и не смогло стать конкурентоспособным. А пессимизм аналитиков, занимающихся изучением тенденций в строительной сфере, связан, скорее всего, с переживаемым отраслью упадком. Так что тут все объяснимо - в этих сферах действительно не до жиру, быть бы живу.

Не отличается оптимизмом и позиция представителей производственного и научно-аналитического секторов, 56,7% и 50% которых соответственно относятся скептически к нашему вступлению в Таможенный союз. Любопытна точка зрения наиболее мобильной и адаптированной к условиям рынка группы - представителей малого и среднего бизнеса. Как это ни странно, ожидания в их среде также весьма тревожные: треть опрошенных настроена очень пессимистично, а половина вообще затруднилась дать какую-то однозначную оценку. То есть потенциально этот сегмент нашего общества скорее против, чем за. И это весьма тревожный симптом, который не может не настораживать. Люди, умеющие делать деньги, как правило, быстрее всех просчитывают возможные риски. Хотя наблюдатели увязывают такие настроения с рудиментами патерналистской психологии, продолжающими сохраняться у наших граждан. Хотелось бы, чтобы это действительно было именно так…

Однако ожидания по поводу изменения экономической ситуации в Казахстане после вступления в Таможенный союз только подкрепляют имеющий место быть пессимизм. Опять же, те же аграрии и строители стопроцентно подвержены упадническим настроениям и потому не ожидают в этом плане ничего хорошего. Довольно неожиданно большой уровень пессимизма продемонстрировали представители транспорта и телекоммуникаций, половина которых не разделяет точку зрения аграриев и строителей. А вот представители малого и среднего бизнеса в подавляющем своем большинстве - 83,3 % - считают, что экономическая ситуация останется на прежнем уровне.

Следует отметить, что в целом позитивные ожидания разделяет треть опрошенных респондентов. Наибольший процент позитивных ожиданий у представителей нефтегазового сектора - 50%. На фоне других отраслей как будто бы немало, но в целом эта цифра производит несколько противоречивое впечатление. Потому что все прежние годы этот сегмент нашей экономики демонстрировал наибольшую динамику развития. И то, что половина экспертного сообщества нефтегазового сектора настроена, скажем так, более чем реалистично, несколько настораживает.

Более или менее успокаивает то, что в целом ожидания в среде экспертов достаточно сбалансированы. Так, 33, 3% опрошенных считают, что экономическая ситуация ухудшится. В то же время 35,6% уверены, она останется прежней. Если к ним добавить 15,6% условных оптимистов, то выходит, что в общем и целом ожидания экспертов имеют позитивно-реалистический уклон.

Новое - это хорошо забытое старое?

Можно долго и нудно рассуждать о пользе или, напротив, бесперспективности нового образования. Но мы меньше всего хотели бы ударяться в высоколобое философствование. Общую палитру экспертных мнений мы привели выше. Они заслуживают внимания и анализа. И в то же время чувства и ощущения простых граждан, ради блага которых этот союз как будто бы и задумывается, не менее важны. Поэтому мы бы хотели высказать несколько соображений с точки зрения законопослушного гражданина и налогоплательщика.

Споры о правильности или ошибочности вхождения в Таможенный союз на текущий момент лишены всякого смысла. По одной простой причине - политическое решение уже принято. Некоторые эксперты так и считают, что политическая составляющая вхождения в Таможенный союз явно превалирует над экономической целесообразностью. Другие же полагают, что создание Таможенного союза есть закономерный и объективный результат и политической, и экономической эволюции наших стран после распада СССР. Говоря образно, пришло время собирать камни. Инерция и энергетика центробежных тенденций постепенно сходят на нет.

На фоне общемировых интеграционных тенденций, которые с каждым годом проявляются все явственнее, вариться каждому в своем соку означает окончательно остаться на обочине цивилизационного прогресса. Да, за эти годы многое изменилось вокруг нас. Но в то же время и мы сами уже далеко не те, какими были на первых порах после развала Союза. Период политического романтизма прошел. Теперь на первый план выходят соображения прагматического порядка. И руководствуясь именно ими, мы должны были и, кажется, начинаем находить точки практического соприкосновения. Понимание того, что поодиночке мы почти обречены, все эти годы витало в воздухе, но проговаривалось очень и очень осторожно. Потому что присутствовала некоторая боязнь быть обвиненными в призывах к возврату в прошлое. А этого никому не хотелось. Однако рано или поздно мы бы пришли к этому.

Понятное дело, что ожидать от Таможенного союза манны небесной не стоит. Более того, есть устойчивое ощущение, что на первых порах будет очень даже нелегко. Некоторые эксперты даже поговаривают, что будет нечто похожее на период "шоковой терапии", правда, в несколько смягченном варианте. Во всяком случае, определенный ценовой скачок неизбежен. И об этом следует сказать уже сейчас, чтобы люди были готовы к нему. Правда всегда лучше и полезнее полуправды и не оправдавшихся ожиданий. Никто не должен строить иллюзий. Таможенный союз - это проект, который должен принести дивиденды в долгосрочной перспективе. Также следует повториться, что это только самый первый практический шаг на пути реальной интеграции. А она просто неизбежна. Поэтому не стоит воспринимать формирующийся Таможенный союз как начало "нового старого", как это пытаются представить некоторые его критики. Возврата к старому нет, но новое будущее все же лучше созидать общими усилиями. Потому что такова логика истории, и пытаться противостоять ей - дело почти бессмысленное. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует история.

P.S. При подготовке данной статьи были использованы материалы, презентованные на очередном заседании Клуба Института политических решений по теме "Таможенный союз: новые возможности или угрозы для бизнеса?".

11.12.2009

Байкен КАРАБАЛИН, www.caminitor.com

kn.kz
>
Статьи