Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Липа в кредит

24-летний Рахат Жакенов считает себя жертвой черных риелторов. Полтора года назад он взял по ипотеке квартиру в микрорайоне имени Мамраева. А позже выяснилось, что жилье ему продали по липовым документам. Рахат до сих пор не может понять, как банк мог выдать кредит, не проверив подлинность бумаг.

Банк выдал ипотеку по фальшивым документам.

24-летний Рахат Жакенов считает себя жертвой черных риелторов. Полтора года назад он взял по ипотеке квартиру в микрорайоне имени Мамраева. А позже выяснилось, что жилье ему продали по липовым документам. Рахат до сих пор не может понять, как банк мог выдать кредит, не проверив подлинность бумаг. Недавно он уведомил кредитора, что больше не намерен выплачивать ипотеку, так как возвращает жилье законным владельцам. Тем более что настоящая хозяйка квартиры все это время ютилась в щитовой соседнего дома.

Сейчас Рахат утверждает, что продавец квартиры ему как-то сразу не понравилась. Однако гражданка, представившаяся владелицей жилья, оказалась настойчивой. За две недели телефонных переговоров (она сама названивала клиенту) скинула цену с 25 тысяч долларов до 18 тысяч. Вот Рахат и согласился. К тому же продавец пообещала помочь с оформлением ипотеки без первоначального взноса. И действительно, деньги клиент получил уже через неделю после того, как сдал в банк необходимые бумаги.

- А через два дня я узнал, что квартира арестована, – рассказывает Рахат Жакенов. – С тех пор полтора года бегал по инстанциям и судам, пытался снять обременение – мне везде отказали.

За это время Жакенов выяснил, что на квартиру есть два пакета документов. Причем его бумаги на деле оказались липой. Два года назад, во время легализации жилья, местный слесарь оформил квартиру на себя. И уехал из города, выписав доверенность знакомой. По классической схеме квартира продавалась несколько раз, пока не стала собственностью Рахата Жакенова. А самое интересное: и в период легализации, и после, когда жилье покупали и перепродавали, в этой квартире, ни о чем не подозревая, жила Татьяна Бондаренко. Документы на жилье хранились у ее брата, связь с которым давно прервалась.

«НОРМАЛЬНЫЙ БЫТ»

Семью Бондаренко выгнали на улицу только в мае прошлого года – буквально за месяц до продажи жилплощади Рахату Жакенову.

- Мне сказали, что я тут «никто и звать меня никак», потому что у меня нет документов. Пришла какая-то женщина – Алмагуль ее зовут – показала мне новую поквартирную карту, – рассказывает Татьяна Бондаренко. – Она мне сказала: «Я знаю, Аллах меня накажет. А что делать?». Я даже в полицию не могла пойти, потому что у меня не было документов.

Две дочери Татьяны и ее внук до осени жили у знакомых. Сама же она в это время ночевала… в корыте, рядом с метлами в дворницкой. Соседи приносили ей горячий чай. Потом жильцы дома пожалели бездомную и разрешили пожить в щитовой подъезда. С наступлением холодов к матери вернулись дети. При виде жилища, в котором сейчас живет пять человек, у меня невольно вырывается «ё-моё!».

- Ну, что сразу «ё-моё», нормальный быт, – обижается хозяйка. – Обустроили, как могли. Живем в чистоте.

У одной стены стоят разложенный диван и электрощиток, заваленный вещами. На противоположной стороне – кровать, стол и три допотопных телевизора, стоящих друг на друге. Свободного пространства буквально полметра. По всей комнатке протянуты бельевые веревки, на которых сушатся детские вещи. Здесь нет ни воды, ни канализации. Зато есть электричество. Воду таскают от соседей, по нужде ходят в ведро.

- Я с внучкой на диване сплю, младшая дочь – на полу, а старшая с малышом – на кровати, – рассказывает Татьяна Александровна. – Внуку 10 декабря четыре месяца исполнится. Летом на улице пеленки быстро сохли. Сейчас, конечно, для маленьких прохладно.

Через месяц после выселения Татьяна случайно встретила знакомого, который, узнав, где она сейчас живет, разыскал ее брата – Сергея Чемакина. Тот через суд добился, чтобы решение о легализации признали недействительным. Так что все последующие сделки с недвижимостью тоже не имеют юридической силы. Сразу после решения суда Сергей наложил обременение на квартиру. Однако черные риелторы, продав жилье, успели исчезнуть.

ШИРОКИЙ ЖЕСТ

О том, что Бондаренко живут в щитовой, знает весь микрорайон. При этом их квартира пустует уже полтора года. Рахат Жакенов, узнав об обременении, сюда так и не переехал. Говорит, что все это время искал хозяев.

- В полиции и КСК мне отвечали, что хозяйка выбыла в неизвестном направлении, – рассказывает он. – Две недели назад мы с супругой заехали проверить квартиру, встретили соседку со второго этажа. Она-то и сообщила нам, что Бондаренко живет в щитовой 13-го дома. Мы сначала не поняли, что это. А когда увидели, в каких условиях они живут, – в шоке были.

- Я дворником восемь лет работаю, три участковых поменялось, все соседи знают, где я живу, – удивляется в ответ Татьяна Бондаренко. – А официально, оказывается, меня найти не могут. Никакой веры в людей сейчас нет.

Простая темная баба, как она сама себя называет, до сих пор не может поверить, что ей добровольно возвращают жилплощадь. Говорит, что теперь отсюда уже никуда не уйдет.

- Я столько терплю, чтобы завтра меня не обвинили в мошенничестве и не таскали по судам, – объясняет Рахат Жакенов. – Я законопослушный человек и не хочу проблем. Мы уже предупредили банк, что нашлись законные хозяева, и мы не будем платить ипотеку. Я вообще в первый раз в жизни кредит оформлял. Еще удивился, что так быстро получил деньги. Мы обращались в полицию, рассказали, что нас обманули. Говорят, эта женщина сейчас в розыске.
Обычно, чтобы вернуть свои деньги, банк выставляет на торги залоговое имущество неплательщика. В данном случае кредитор, скорее всего, тоже останется ни с чем. Ведь суд признал легализацию и все последующие сделки с квартирой недействительными.

Зампрокурора Караганды Саят Саукомбеков возглавляет рабочую группу по расследованию уголовных дел о квартирных мошенничествах. Он советует Рахату Жакенову принести заявление вместе с копиями всех документов в городскую прокуратуру. Если здесь решат, что есть состав преступления, материалы дела направят в правоохранительные органы.

- Сейчас подделывают все, начиная от решения суда и заканчивая правоустанавливающими бумагами. Сделать это несложно с учетом развития техники, – комментирует Саят Саукомбеков. – Если вина продавца будет доказана, его привлекут к уголовной ответственности. Только суд должен решить, обманули человека или нет. После этого Жакенов вправе взыскать с продавца те деньги, которые он вынужден сейчас платить банку.

Совет

ПОКУПАЕТЕ КВАРТИРУ? ПРОВЕРЬТЕ ЕЕ ЧИСТОТУ

Чтобы не стать жертвой квартирных аферистов, прокуроры советуют не верить продавцам жилья на слово.

- Проверять юридическую чистоту квартиры надо в центрах обслуживания населения, – говорит заместитель прокурора Караганды Саят Саукомбеков. – Лучше всего, если покупатель и продавец вместе запрашивают в ЦОНе справку о зарегистрированных правах и обременениях на недвижимость. Ее выдают через два дня. Желательно, чтобы покупатель сам получил либо лично удостоверился, что продавец получает справку из рук работника ЦОНа. И только после этого можно оформлять договор купли-продажи.

Только цифры

20 дней в городской прокуратуре работает специальная группа по расследованию уголовных дел о квартирных мошенничествах.
68 письменных обращений по квартирному вопросу поступило за это время прокурорам.

38 человек обратились на телефон «горячей линии».

3 уголовных дела по статье 177 УК РК (мошенничество) возбудили прокуроры по обращениям карагандинцев.

В записную книжку

В городской прокуратуре работает «горячая линия», по которой принимают звонки от карагандинцев с жалобой на квартирные аферы. Дозвониться до прокуроров можно по номеру 42-40-19.

Популярность: 1%

09.12.2009

Айсулу Исаинова, www.nv.kz

kn.kz
>
Статьи