Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Столица - главный приоритет

Главный город страны в настоящее время является, без преувеличения, примером для всех регионов. Динамичное развитие, формирование качественной инфраструктуры, реализация комплексной социальной политики - столичный статус накладывает на городские власти особую ответственность.

Главный город страны в настоящее время является, без преувеличения, примером для всех регионов. Динамичное развитие, формирование качественной инфраструктуры, реализация комплексной социальной политики - столичный статус накладывает на городские власти особую ответственность. Особое внимание столице уделяется и на республиканском уровне. «Прямой эфир» Главы государства лишь подтвердил этот тезис: большинство вопросов, звучащих в рамках этого проекта, касались именно Астаны. Сегодня на самые злободневные из них на страницах нашей газеты отвечает аким Астаны Имангали Тасмагамбетов

- Имангали Нургалиевич, недавний «Прямой эфир» Главы государства Нурсултана Назарбаева дал много от­ветов на самые актуальные вопросы казахстанцев. Львиная доля обраще­ний, адресованных Президенту стра­ны, касалась именно Астаны. Жители столицы задали Нурсултану Назар­баеву 3 565 вопросов. Не удивляет ли вас такая статистика?

- Нисколько. Ведь наш город развива­ется динамичней, чем любой другой ре­гион страны. Проблемы житейского и бытового порядка при этом неизбежны. Во-первых, «догоняющее» инфраструк­турное развитие, когда высокие темпы строительства и постоянный рост чис­ленности населения опережают ввод различного рода коммуникаций. К при­меру, сегодня городские электрические сети рассчитаны максимум на 460 МВт. Для равномерного распределения энер­гии при повышении мощностей суще­ствующих энергоисточников только на этом участке возникает необходимость ввода новых линий пропускной способ­ностью до 1200 МВт. И это без учета вве­дения в эксплуатацию новых объектов.

Во-вторых, усиленный миграцион­ный поток создает жилищную проблему. Только в «первом списке» очередников, в котором состоят ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды, на­считывается 7004 человека.

В-третьих, это проблемы, касаю­щиеся социальной инфраструктуры. Непонаслышке знает об этом каждый горожанин. Практически каждая семья в Астане так или иначе сталкивается с дефицитом мест в детских садах, шко­лах и поликлиниках. Поэтому, на мой взгляд, эти вопросы не могут не волно­вать горожан.

- Безусловно, сейчас вы не сможе­те ответить на все вопросы, прозву­чавшие в формате «Прямого эфира». Сделать это не позволяют ни время, ни формат нашего интервью. Поэто­му мы постарались систематизиро­вать их и определить самые актуаль­ные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются астанчане. Первый из них как раз - жилищный вопрос. Это и дольщики, и ипотечники, и те, кто долгие годы стоит в очереди на получание жилья. Сложность этой извеч­ной проблемы очевидна. Когда же акимату удастся ее решить?

- Действительно, почти сорок про­центов всех обращений астанчан, адре­сованных Главе государства в «Прямом эфире», напрямую касаются жилищно­го строительства. Вы правильно заме­тили, что этот вопрос существовал всег­да. И он испортил не только москвичей. Все крупные города испытывают такую проблему.

В нашей стране, как и в других госу­дарствах постсоветского пространства, за 70 лет существования социалисти­ческого режима была создана единая система, при которой практически все жили в муниципальных квартирах. До сих пор люди не расстались с надеждой получить жилье от государства. Но мы должны понимать, что строительство муниципального жилья со временем сведется на нет. Это экономическая и рыночная закономерность.

Однако сейчас, в транзитный период, государство не собирается кардинально менять жилищную политику. Наоборот, государственная поддержка строительного сектора столицы позволила со­хранить достаточно высокие темпы его развития. Так, в 2007 году был построен 1 миллион 151 тысяча квадратных ме­тров жилья, уже в 2008 году эта цифра достигла 1 миллиона 200 тысяч ква­дратных метров жилья. До конца теку­щего года будет введен 1 миллион 250 тысяч квадратных метров, в 2010 году планируется сдать 1 миллион 300 тысяч квадратных метров.

Отдельный вопрос - это долевое строительство. Здесь государство тоже встало на защиту имущественных прав граждан. Чтобы вы поняли, насколь­ко остра была для Астаны эта пробле­ма, приведу конкретные цифры. Если сравнить Алматы и Астану, то на на­чало финансового кризиса в Астане насчитывались 227 объектов долевого строительства с участием более 37 ты­сяч дольщиков, тогда как в Алматы на тот момент было всего 108 объектов с участием 15 тысяч дольщиков.

Хочу еще раз подчеркнуть, что про­блемы касались жизненных интересов наших граждан. Поэтому государство приняло ответственность за их судьбу на себя. И надо сказать, что эти меры позволили кардинально изменить си­туацию в этой сфере.

Так, уже к 2008 году количество про­блемных объектов в Астане сократи­лось до 201, а на начало 2009 года - до 128. На сегодняшний день необходимо достроить 84 жилых комплекса. Таким образом, к июлю 2010 года проблема дольщиков в Астане будет практически решена.

- А что вы можете сказать насчет нехватки детских садов? Президент четко поставил задачу - решить эту проблему. Каким образом акимат столицы намерен выполнить наказ Главы государства?

- Для этого у нас уже есть ясная стра­тегия, которая была одобрена Премьер-министром в ходе выездного совеща­ния.

Сегодня потребность в детских са­дах составляет порядка 28 тысяч мест, а остро нуждающихся очередников - около 20 тысяч. Исходя из этого, раз­работана программа сразу по четырем направлениям. Первое - возврат тех зданий, которые были переданы под го­сударственные учреждения в годы пе­редислокации столицы. Таких у нас 14 объектов. В соответствии с поручением Премьер-министра, после реконструк­ции и ремонта они будут переданы го­роду. Это позволит устроить в детские сады около 4 тысяч детей.

Второе направление предусматри­вает функционирование детсадов на первых этажах жилых комплексов, строительство которых завершает акимат города. Для этих целей планируется использовать более 16,3 тысячи квадратных метров в 15 жилых комплексах Астаны. Благодаря этому в детские сады смогут пойти еще 3 тысячи малышей.

Третье и четвертое направления предусматривают частное строитель­ство детсадов и строительство десяти новых детсадов за счет средств государ­ства. В 2010-2011 годах в общей слож­ности планируется строительство 30 детсадов.

- Принято считать, что столица должна быть эталоном во всех отно­шениях. Однако состояние столич­ных дворов не всегда соответствует этому высокому требованию. Расска­жите, как обстоят дела в сфере бла­гоустройства, в том числе дворовых территорий.

- Вопрос для нашего города право­мерный и актуальный. Вслед за такими проблемами, как жилье, социальные услуги и инфраструктура, человека на­чинает интересовать среда, в которой он проживает. И первое, на что он обра­щает внимание, - это состояние дворов.

Знаю, что подавляющее большин­ство вопросов касается дворов тех до­мов, которые построены еще в совет­ское время. Эта проблема типична для всех городов Казахстана и ближнего зарубежья. С момента строительства этих домов практически ни в одном дворе не проводились ремонтные рабо­ты. Поэтому, начиная с прошлого года, когда мы отмечали 10-летие столицы, мы начали реализацию комплексной программы по капитальному ремонту и реконструкции дворовых территорий. Только за прошедший год было рекон­струировано 150 дворов. В этом году практически завершены работы по бла­гоустройству еще около 100 дворов на сумму 523 миллиона 869 тысяч тенге.

Понятно, что в одночасье обустроить все дворы невозможно. Есть объектив­ные сложности. В первую очередь, это ограниченные финансовые возможно­сти города. Но, несмотря ни на какие трудности, от реализации этой про­граммы мы не откажемся. Ведь благода­ря ей производится ремонт подъездов, восстанавливается освещение, приво­дятся в порядок подвалы и лифты. Мно­гие дворы выглядели неприглядно из-за элементарных мусорных свалок. Сегод­ня нет ни одной дворовой территории, где не установлены контейнеры для бы­товых отходов.

- Горожан и гостей столицы инте­ресует вопрос: в каком направлении ожидается дальнейшая застройка Астаны и учитывает ли это транс­портная стратегия города?

- Скажу сразу, что Астана развивает­ся строго в соответствии с Генеральным планом развития и застройки столи­цы. С ним вы можете детально ознако­миться на официальном сайте города. В свою очередь, отмечу, что мы создаем полицентрический город, где будет не­сколько городов-районов, связанных общей системой городского обществен­ного транспорта.

Что касается транспортной стра­тегии. Каждый горожанин знает, на­сколько здесь складывается напряженная ситуация. С учетом иногороднего транспорта в Астане насчитывается уже около 250 тысяч автомобилей, которые выезжают на улицы, построенные по типовым проектам советского времени. И для решения этих вопросов принимаются меры системного характера.

Первое. Строительство малого транс­портного кольца, проходящего по улицам Сарайшык, Угольная, №№ 12, 14 и Бейсековой. Это позволит значительно разгрузить городские улицы за счет распределения транспортного потока.

Второе. Реализация проекта легко-рельсового трамвая. Этот проект позволит горожанам быстро и комфортно передвигаться, а нам - значительно раз­грузить транспортные потоки.

Третье. Плановая программа по ре­монту и прокладке новых дорог с парал­лельными работами по строительству транспортных развязок и мостов.

Однако эффективность транспортной стратегии не ограничивается только дорожной инфраструктурой. Немалое влияние на решение проблемы имеет увеличение пассажиропотока на общественном транспорте. Здесь нашей главной задачей является создание условий, при которых среднестатистическому жителю Астаны выгодно будет пользоваться не личным, а общественным транспортом. Для этого необходимы лишь две вещи - скорость и комфорт.

Транспортная стратегия как раз предусматривает решение первой проблемы. Вопрос удобства общественного транспорта решается за счет приобретения новых и современных автобусов. Так, в следующем году запланирован закуп 150 единиц новых автобусов европейского производства. Это лишь основные контуры сложной и многогранной транспортной сферы столицы.

- В столице давно стоит проблема дефицита и качества питьевой воды. Какие меры предпринимаются по ре­шению этого вопроса?

-  Этот вопрос для нас очень важен. Жизнеобеспечение любого города базируется на нескольких факторах. Сре­ди них особенное место занимает каче­ство воды. В Астане эта проблема стоит довольно остро.

Конечно, с момента переезда столицы качество воды кардинально изменилось. Если помните, раньше вода из-под крана просто-напросто обладала специфическим запахом. Сегодня этого нет, но город по-прежнему испытывает дефицит питьевой воды.

Чтобы решить эту проблему, рассматривались разные варианты, рассматривались даже прогнозы по запасам артезианских источников вокруг столицы. К сожалению, они не подтвердились. Сейчас основным источником водоснабжения города Астаны является Вячеславское водохранилище. Поэтому основное внимание уделяется именно этому источнику.

Средства на совершенствование систем водоснабжения из бюджета выделяются регулярно, но глобальный переход на новые технологии стал возможен благодаря займу правительства Японии.

Японский проект предусматривает обновление прежде всего источника водозабора на Вячеславском водохранилище, замену насосной станции первого подъема. Вторая очередь проекта - совершенствование процесса очистки и химической подготовки воды.

Сегодня все работы ведутся согласно утвержденному графику. В целом по этому проекту освоено 14 миллиардов тенге. И уже на данном этапе имеются определенные результаты. С установ­кой нового оборудования изменилось качество воды, а это самое главное для горожан.

Если говорить конкретно об ин­фраструктурной схеме, то, в первую очередь, проектом предполагается построить самонапорную часть на длине 86,7 км. От верхней точки существующего комплекса (построенного в 2001 году) вода забирается в трубопровод и транспортируется до с.Аршалы. Это начало Вячеславского водохранилища. Далее от с.Аршалы до Астаны вода подается перекачивающей насосной станцией. Эти работы ведутся параллельно с возможностью наполнения водохранилища, что позволит удо­влетворять бесперебойно потребности города в питьевой воде до 2020 года. А в перспективе с установкой технологи­ческой линии по очистке стоков столица обретет дополнительный источник воды.

- Проблема постоянных ценовых скачков на продукты питания волнует многих астанчан. Даже наличие коммунальных рынков, где фиксируются цены, не способно решить ее. К каким мерам, по вашему мнению, нужно прибегнуть, чтобы сдержать цены на продовольственные товары?

- Вопрос роста цен на продоволь­ственные товары - многофакторный, он тесно связан с инфляцией и тарифами. Тарифная политика монополистов в Астане находится под контролем, и за последнее время не было резкого повы­шения тарифов. Уровень инфляции в Астане по сравнению с другими регио­нами - один из самых низких по респу­блике.

Согласен, только лишь наличие ком­мунальных рынков в столице не решит проблему возможного роста цен на про­дукты питания. Поэтому нами прини­маются меры системного характера.

Во-первых, по поручению Главы го­сударства большая работа проводится по развитию продовольственного по­яса вокруг столицы. Это расширение торгово-закупочной сети, насыщение столицы необходимыми продуктами питания как за счет собственных ре­сурсов, так и за счет поставок сельхоз­продукции из Акмолинской, Караган­динской и Павлодарской областей и других регионов.

Во-вторых, увеличение собственных складских помещений для сохранения необходимого продовольственного запаса. Кроме того, осуществляется ежедневный мониторинг запасов на складах. В 12 км от Астаны, в поселке Та­лапкер, начата реализация проекта АО «КазАгро» по строительству оптового рынка сельхозпродукции с региональ­ными терминалами. Здесь предусмо­трена система заготовки, хранения и оптовой реализации овощей, фруктов, мясопродуктов, рыбной продукции.

В-третьих, ведется постоянный мо­ниторинг цен на рынках и в крупных супермаркетах столицы. В качестве до­полнительных мер по предотвращению резкого ценового скачка с крупными торговыми сетями заключены мемо­рандумы по сдерживанию цен.

В-четвертых, на регулярной основе проводятся продовольственные яр­марки. Согласитесь, это одна из самых действенных мер по исключению из це­почки производитель-покупатель боль­шого числа посредников. Цены здесь ниже рыночных на 15-50 процентов, в зависимости от видов продукции. В этом году еженедельные ярмарки про­водились на семи рынках города, тогда как в прошлом году - только на комму­нальном рынке «Шапагат». К тому же в осенне-летний сезон были организова­ны так называемые «зеленые караваны» по поставке плодоовощной продукции из южных регионов республики.

Таким образом, нами предпринима­ется целый комплекс мер по регулиро­ванию цен и проводится постоянный ценовой контроль, что позволяет ис­ключать резкие скачки цен на продо­вольственные товары.

- Достаточно много вопросов по­ступило от горожан, сетующих на качество медицинских услуг. Как вы оцениваете состояние столичной си­стемы здравоохранения и ее перспек­тивы?

- В целом благодаря тому, что Глава государства придает большое значение вопросу создания в Астане медицинско­го кластера, ситуация в этой сфере до­статочно благоприятная. Этот вопрос условно можно разделить на две состав­ляющие. Первая - это лечение в услови­ях стационара, вторая - профилактика и амбулаторное лечение. С больницами и профильными медицинскими цен­трами в столице напряженности нет, и здесь мы идем вровень с нормативны­ми показателями.

Нарекания у горожан возникают на уровне поликлинического звена. Сейчас в Астане суммарная проектная мощность имеющихся амбулаторно-поликлинических организаций со­ставляет 6155 посещений в смену. Рассчитана она на численность на­селения в 370 тысяч. Поэтому наши поликлиники перегружены практи­чески в 1,8 раза. Дефицит мощностей составляет 4855 посещений в смену. Сейчас запланировано строительство трех поликлиник общей мощностью 1500 посещений в смену. До 2012 года необходимо построить еще 4 крупных объекта здравоохранения. При этом к концу 2012 года мы планируем при­близиться к стандартной нормативной обеспеченности.

В целом же хочу отметить, что мы знаем обо всех проблемах динамично развивающейся столицы, и их своев­ременное решение - главная задача акимата. Городские власти прилагают максимум усилий для того, чтобы астан­чане и гости столицы чувствовали себя комфортно.

- Благодарим вас, Имангали Нурга­лиевич, за содержательное интервью. Уверены, что меры, предпринимае­мые городскими властями, станут за­логом процветания нашей столицы.

08.12.2009

Алишер АХМЕТОВ, www.vastana.kz

kn.kz
>
Статьи