Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

«Когда генеральный план станет конституцией»

«Только тогда будет ответственность за его нарушения», - считает директор ТОО Проектный институт «Казгипроград 1», один из авторов генерального плана Костаная 1986 года. О том, каким был Костанай, каким должен стать, кто нарушает требования проектирования и строительства, и почему у нас не как в Европе.

Валентина Баркова - о проектировке Костаная и будущем наших городов 

«Только тогда будет ответственность за его нарушения», - считает директор ТОО Проектный институт «Казгипроград 1», один из авторов генерального плана Костаная 1986 года. О том, каким был Костанай, каким должен стать, кто нарушает требования проектирования и строительства, и почему у нас не  как в Европе.

Взгляд в прошлое

- Валентина Николаевна, было когда-то в Казахской ССР крупное предприятие Казгипроград, в котором вы работали и принимали участие в составлении генерального плана Костаная. Наверняка вы помните, что когда-то задумывали. Сильно Костанай сегодня отличается от того, что закладывалось?

- Произошли изменения, не исключено, что есть нарушения, но я не ставила себе задачи их найти и изучить. Если честно, нет времени. Навскидку могу сказать, что, к примеру, в нескольких районах по генплану планировалось строительство многоэтажного жилья, то есть высотных домов, а сегодня крен пошел в Костанае в одноэтажное строительство. К примеру, заезжаешь в Костанай со стороны Рудного, очень много коттеджей стоит, тогда как раньше мы проектировали там микрорайон. Разумеется, коттеджи - это замечательно, но только надо знать меру и место, где их ставить. Тем более наш менталитет. Если в Европе коттеджи огорожены низкими и просматривающимися заборами, то у наших заборы высокие и глухие. Вообще раньше земля общего пользования никем не заполнялась. Сейчас в этом плане также есть нарушения. Однако, думаю, сегодня генеральный план корректируется, и корректируется фирмой, в которой большая школа проектировщиков. Думаю, все это будет учтено и исправлено.

- А каков порядок? Уже построенные с нарушениями строения будут сносить или они впишутся в обновленный генплан?

- Вы, наверное, слышали, что в Алматы собираются сносить коттеджи в водоохранной зоне? На это, по подсчетам, требуется 4,5 млрд. тенге. Но дойдет ли дело до конца, неизвестно. Вспомните недавние скандалы в Москве. Думаю, когда утвердят обновленный генплан Костаная, тогда какие-то здания, построенные с нарушениями требований строительства, проектирования, пойдут на снос. Если утвердят какие-то «красные линии», то они в любом случае не должны нарушаться. Наши проблемы - из-за нашей бедности. Многие улицы городов в одном месте широкие, в другом из-за построек - уже. Это неправильно, и нужно было еще вчера это предупредить. Разумеется, нам, проектировщикам, хотелось бы, чтобы строилось именно то, что мы определили функциональными зонами. Генплан определяет только функциональные зоны, к примеру, промышленную, зону общественной застройки или жилья, зону отдыха, водоохранную зону. Этих зон необходимо придерживаться. И я считаю, что надзорным органам нужно проявлять большую принципиальность.

- Как вы относитесь к утверждениям местных чиновников, которые заявляют, что генплан устарел, чем и оправдано его нарушение?

- Если это действительно так (а я сама таких заявлений не слышала), то люди, которые так говорят, подходят к вопросу грубо, непрофессионально и некорректно. Все себя считают архитекторами и любят раздавать задания. Разумеется, генплан не может все объекты предусмотреть и расписать на 30 лет вперед. Естественно, что жизнь меняется. Когда мы делали генплан, не было казино или игровых залов, а сегодня государство уже приняло решение о выносе этих заведений в определенные зоны. Но не это главное. Главное - генпланом определены функциональные территории. Если это зона общественная, то сюда нельзя «сажать» жилье, те же коттеджи.

- Вам, как автору генплана, не обидно, что не ваше предприятие занимается его  корректировкой?

- Обидно - не обидно, но когда я увидела цену, просто не захотела в этом принимать участия. Всего 50 млн. тенге, а по тендеру необходимо было сделать проект планировки. Поймите, нужно сделать схемы канализации, дорог, озеленения, зон отдыха и прочее. Кроме того, необходимо было создать проект планировки промышленной зоны Костаная, проект пригородной зоны и так далее. Это огромный объем работы. Реально вся она стоит в 3 раза дороже - около 150 млн. тенге, а то и больше. Поэтому мы посоветовались и решили в тендере не участвовать. Кроме того, у нас были свои объемы. Это раньше, когда работы не было, мы бросались на каждый тендер. Сегодня не так.

- Возможно ли, что из-за скупости финансирования пострадает качество?

- Конечно. Заплатить организации 150 млн. тенге  не значит, что работники себе зарплату сделают в 5 млн. тенге. Просто за большие деньги можно пригласить больше профессиональных специалистов со стороны. Однако фирма, занимающаяся сегодня генпланом Костаная, опытная. Думаю, что проблем у них не возникнет. Тем более, была информация, что по ходу какие-то деньги будут доплачиваться. Многое ведь зависит от позиции проектировщиков.

Долой рынки

- А какие самые распространенные нарушения в застройке городов Казахстана вообще?

- Вопрос интересный. Когда мест приложения труда не стало и люди стали торговать, то самым распространенным нарушением стало строительство киосков где попало. То тут, то там киоски выходят на тротуар. Замечу, что в Костанае такого нет или почти нет. Этим сильно страдает юг страны. Больная тема. Тем не менее, понемногу их стали убирать. Другая головная боль - большие рынки в центре городов. Эти базары требуют для себя много места, нужно много места для парковки машин. Если такой территории нет или ее мало, творится настоящий бардак.

- Знакомая ситуация. А выход?

- Выход простой: вынести все подобные рынки за пределы города, на какие-то выездные магистрали. Понимаете, когда-то рынки ставили в центре городов не потому, что градоначальники плохие. Это жизнь заставила людей выживать и торговать. И власти на это пошли. Сегодня рынки нужны, но они должны быть другими. К примеру, в Европе подобные рынки, большие зрелищные мероприятия, всякие диснейленды и другие массовые культурно-развлекательные центры находятся за городом. Приехал человек, поставил свою машину, детей тут же отдыхать оставил, а сам пошел отовариться. Нам это кажется немного диким и непривычным, но весь цивилизованный мир так живет, и мы к этому придем. Вынесут и Наримановский рынок, и Центральный, и другие. Нужно мини-рынки оставить, а крупные вынести. Так устроено в Германии, Италии, Чехословакии, Польше и других странах, где мне удалось побывать.

Да здравствует зелень

- Сегодня в Костанае кинулись озеленять город, а насколько действительно зеленым он должен быть?

- Есть нормативы - 15 кв. м на человека должно быть зелени. Причем это общественные зоны: парки, скверы. Те места, где люди гуляют. То есть деревья, кустарники по улицам вдоль дорог не считаются. Это не общественная зелень. Это мы просто защищаемся от шума и пыли. Казалось бы, к примеру, в Мюнхене земли мало, однако там - 37 кв. метров общественной зелени на человека. Посмотрите на карту Берлина. Там целые леса превращаются в организованные парки. В Костанае парков, можно сказать, вообще нет. Дороги зеленые, дворы многие зеленые, но парков мало. Возможно, что нужно пойти на снос каких-то жилых зон для создания зон общественной зелени.   

Проектная жизнь

- Валентина Николаевна, местные проектировщики часто жалуются, что подрядчики в лице администрации или частных предприятий давят на них, а в итоге, случись что со строением, крайними остаются именно они?

- Это беда не только ваших проектировщиков. К примеру, в Алматы строительная корпорация «Куат» на 270 га заселяет более 60 000 населения. Плотность 500 человек. Она купила территорию и ей нужно как можно больше поставить жилья, чтобы продать. Поэтому проектировщики и жалуются. Нас всегда пытаются загнать в какие-то рамки. Представляете, в Алматы, сейсмически опасной зоне, «давят», чтобы мы проектировали 20-ти этажные дома, а там больше 9-этажных нельзя. Когда сотка земли стоит 200 000 тенге, то конечно частники будут идти на любую плотность, чтобы заработать. И по срокам действительно выжимают. Тот же генплан Костаная, подрядчик только в феврале выиграл тендер, а в декабре нужно сдать. Времени явно недостаточно.

- А есть ли надежда на то, что ситуация изменится?

- Скоро такого не будет. Уверяю. Раньше проектировщики вынуждены были идти на поводу у заказчика, потому что работы  не было, зарплата была низкая. То же ТОО «Нурбек» не от хорошей жизни пошло участвовать в тендере на 50 млн. тенге по корректировке генплана Костаная, просто ему нужно людей кормить. Но я уверена, что со временем проектировщик начет диктовать свои условия.

18.10.2007

Булат МУСТАФИН, www.ng.kz

kn.kz
>
Статьи