Обеспечить в ближайшие годы строительный комплекс республики на 80% материалами и изделиями отечественного производства – такую задачу поставил Глава государства на XII съезде партии «Нур Отан».
Обеспечить в ближайшие годы строительный комплекс республики на 80% материалами и изделиями отечественного производства – такую задачу поставил Глава государства на XII съезде партии «Нур Отан». Для ее решения необходима собственная индустриальная база, в частности современные цементные заводы.
Это значит, что цементную промышленность республики ожидает коренное обновление. Производство переведут с энергозатратного «мокрого» способа на «сухой». Будут введены новые мощности для устранения территориальной диспропорции в размещении заводов, для покрытия дефицита цемента и повышения экспортного потенциала отрасли.
Вместе с тем требуется решить и другой, не менее важный вопрос: какой должна стать логистика цемента в посткризисный период? Ведь действующие цементные заводы, а также планируемые новые предприятия ориентированы на полный цикл производства, что приводит к огромным издержкам. Так, потери цемента в процессе его доставки к потребителю (до тысячи километров), а также за время хранения (несколько месяцев) оцениваются специалистами в размере до 500 тыс. т (!) в масштабах страны. Использование дефицитных цементовозов, снижающих потери, обходится дорого. В общем, полный производственный цикл делает цементный завод заложником сезонности строительства, а строительные компании испытывают проблемы из-за колебания цен на цемент, спекуляции на пике спроса, срывов поставок.
Мировой опыт показывает, что можно не только избежать указанных издержек, но и получить выгоду, отказавшись от полного цикла производства цемента. Сейчас многие заводы в Европе переходят на выпуск клинкера – полуфабриката цемента. Это позволяет проводить перевооружение производственных мощностей и снизить себестоимость готовой продукции. Хранение и переработка клинкера в отдельном терминале выполняет несколько ценных функций: стабильность производства цемента в течение всего года и надежность его поставок потребителю. Например, один из крупнейших заводов по выпуску клинкера мощностью 20 тыс. т в день построен в Аньхое (восточный Китай). Производимый здесь клинкер практически без потерь транспортируется к помольным заводам, расположенным на восточном побережье Китая и в городах вдоль реки Янцзы.
Следовательно, нужно разработать другую концепцию логистики цемента и в нашей стране. То есть отечественные цементные заводы в качестве основной продукции должны выпускать именно клинкер. Кроме того, в крупных центрах потребления – Астане, Алматы, Атырау и Актау – необходимо создать терминалы хранения клинкера, помола и готового к употреблению цемента. Эти терминалы могут принадлежать цементным заводам или их ассоциациям, домостроительным комбинатам, крупным строительным компаниям.
В целом организация поставок цементного клинкера – один из рациональных способов обеспечения качества и экономии цемента. Это связано, во-первых, с тем, что клинкер можно транспортировать в полувагонах на большие расстояния и хранить без потери качества. Во-вторых, на местах при помоле клинкера с различными добавками можно расширить ассортимент цемента. И мы получим дополнительно до 1 500 тыс. т смешанной продукции.
Предлагается также строительство импортно-экспортных терминалов с полным набором логистических услуг на границах с Россией, Китаем и на Каспии (для рынка Афганистана). А в будущем можно организовать транзит клинкера на Запад через черноморские порты. Разумеется, организация сети таких терминалов предполагает пропорциональное снижение мощности цементных заводов и соответственно размеров инвестиций на строительство новых и реконструкцию действующих производств.
Есть крылатое выражение, что цемент – это хлеб строительства. И он требует бережливости и стратегического подхода. От этого выиграют все участники рынка.
04.11.2009
Канапия НУРБАТУРОВ, www.kazpravda.kz