Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Модернизация ЖКХ

В то время, когда большая часть горожан открывает форточки, проветривая помещения, дом № 14 по проспекту Абылай-хана мерзнет четвертые сутки. Это те несколько дней, когда мороз по ночам доходит до 10 градусов.

Доживём до рая... коммунального?

В то время, когда большая часть горожан открывает форточки, проветривая помещения, дом № 14 по проспекту Абылай-хана мерзнет четвертые сутки. Это те несколько дней, когда мороз по ночам доходит до 10 градусов. До этого батареи тоже "дышали на ладан", но тогда еще на улице была плюсовая температура и по простоте душевной, а может и по причине элементарной безграмотности и великой бесхозяйственности (ведь платить за тепло, отпущенное котельной, придется по полной программе), жильцы тревогу бить не стали. Когда же припекло, в смысле холодом, посыпались звонки в КСК. Выяснилось, что вода в систему при подаче поступает чуть теплая, а на выходе... идет в подвал. Председатель КСК заверяет, что делает все возможное, хлипкий насос, имеющийся в распоряжении кооператива, отдан в ремонт, правда, тут же уточняет, что положение дел он вряд ли поправит. (Вот вам и хваленая готовность к зиме). Обращалась за помощью в горводоканал, но там говорят, что вся техника занята на порывах, нужно ждать, когда освободится. Жильцы, еще раз заметим, к тому времени занявшие выжидательную позицию, теперь вынуждены включать электрообогреватели и вовсю "шерстят" местную власть.

Необходимый КСК трактор, так называемый "андижанец", в государственном коммунальном предприятии "Кокшетау су арнасы" действительно нарасхват. Причем большей частью заняты имеющиеся три единицы техники устранением аварий по одним и тем же адресам. Дежурный диспетчер их знает наизусть, это те участки внутриквартальных водопроводных сетей, которые уже знаменитыми кокшетаускими "чо-пиками" не спасешь - там металл как бумага. Трубы просто необходимо менять. А вот как и когда и, главное, за счет каких средств это делать - вопрос совсем не риторический.

В этом году в рамках подготовки к зимнему сезону за счет бюджетных средств выполнена замена 2,530 км аварийных внутри-квартальных сетей водопровода и канализации. Работы по тендеру, проводимому отделом ЖКХ города осуществляло ТОО "Жана Гасыр", - рассказывает начальник производственно - технического отдела Александра Подзигунова. За этот же период за счет собственных средств при плане 2,5 км заменено 3,198 км опять же аварийных внутриквартальных сетей, выполнены переврезки ранее проложенных трубопроводов на жилые дома и объекты по ул. Боровской, 64, ЦТП-5, школы №13 и №6.

А теперь представим водопроводные сети протяженностью 312,641 км, которые находятся на балансе предприятия, из них только внутриквартальных 54,5 км, уличных - 120 км и посчитаем, сколько понадобится лет, если будем проводить их замену подобными темпами. До черепашьей пасхи.

Речь именно о внутриквартальных и уличных инженерных сетях зашла не случайно. Мы знаем, об этом не раз говорилось на самых разных уровнях, что практически со следующего года начнется капитальный ремонт и реконструкция сетей водопровода. В этом году из республиканского бюджета было выделено 300 млн. тенге и алматинская фирма "Казахский Водоканалпроект" проводит необходимые для разработки ПОД обследования и заключения по объектам города. Со следующего года вторым траншем выделяется 2 715 млн. тенге и начнется непосредственно реконструкция водопровода, а в 2011 году должна быть завершена - на это будет выделено еще 2615,3 млн. тенге. По меньшей мере, было бы несправедливо не отметить большую работу в этом вопросе областной исполнительной власти и наших депутатов Парламента, которые неоднократно обращались с депутатскими запросами в Правительство о выделении целевых инвестиций. Ведь понятно, что ни город, ни область своими силами такую запущенную до крайности махину не вытянули бы. Как понятно и то, что львиная доля средств будет затрачена прежде всего на реконструкцию магистральных труб. А вот остальными сетями в большей степени придется заниматься предприятию. Потому как, если не привести их в порядок, то и замена магистральных - мартышкин труд. Причем насколько бесполезный - настолько и дорогой.

Как мы уже сообщали нашим читателям, на одном из последних заседаний акимата предполагалось обсуждение разрабатываемой в области программы по развитию и модернизации системы ЖКХ. Но аким области Альберт Pay предложил отложить обсуждение и программу доработать. На том же заседании им было подчеркнуто, что в рамках "Дорожной карты" на следующий год приоритетными в числе ряда других вопросов остаются вопросы жилищно - коммунального хозяйства и в частности водообеспечения. (Помимо Кокшетау республиканские средства выделены на ремонт магистральной водопроводной трубы в Степногорске. Но изношенность водовода такова, что эти работы и средства можно считать лишь началом реализации серьезного инвестпроекта. А ведь у нас есть еще сельские населенные пункты, где до сих пор вода привозная. (Прим. автора).

Эти примеры, касающиеся лишь одной сферы коммунальных услуг, подтверждают, что программа, в которой поэтапно при условии обеспечения финансами были определены те объемы работ, которые приведут к намеченной цели, просто необходима.

Вернемся к дому по проспекту. Сегодня в нашем городе вряд ли какое КСК имеет в собственности такую технику, которая способна устранить аварию на водопроводных, или, скажем, тепловых сетях. Считается, что этим должна заниматься аварийно-ремонтная служба, но АРС даже собственные числящиеся за ней дома не может довести до ума. Чего уж требовать от нее другим. По большому счету "Кокшетау су арнасы", в том виде, в котором существует сегодня, не до благодетельства, чтобы устранять просчеты и недоработки кооперативов, при крайне недостаточном количестве техники предприятию успевать бы выполнять плановые ремонтные работы и устранять аварии непосредственно на своих сетях.

- По логике вещей у организации, поставляющей коммунальные услуги, какой бы формы собственности она ни была, должна быть аварийно-ремонтная служба, мобильная, хорошо оснащенная, укомплектованная профессионалами. Здесь каждый специалист будет не просто знать свой участок работы, но и заинтересован в качественном ремонте и надлежащем содержании. С января мы планируем создать такую. Хотя и сегодня стараемся помочь всем обратившимся. - С этого начался разговор с генеральным директором "Кокшетау су арнасы" Бахытжаном Ахметовым, встречу с которым мы планировали по итогам его поездки в Шымкент на республиканскую конференцию предприятий водоснабжения по вопросам учета воды и организации работы с потребителем.

Для безубыточной работы коммунальное производство прежде всего должно быть эффективным, иметь отработанную систему учета, и как показывает накопленный передовой опыт, вести постоянное информационное взаимодействие с потребителем. Начинать нужно с ресурсоэнергосбереже-ния, в связи с чем программа, разрабатываемая сегодня в области, просто необходима. Ведь объем работ предстоит огромный. Сети города в основном строились в 60-80-х годах прошлого столетия из стальных труб. Нормативный срок стальной трубы, к примеру, 15 лет. Делайте выводы. Темпы выбытия основных средств в последние годы в десятки раз превышают их обновление. За 9 месяцев этого года на сетях водопровода устранены 371 аварии и 496 утечки. Это в сутки на один км сетей приходится примерно 3-4 порыва. При этом на устранение одной аварии в среднем затрачивается 100-150 тысяч тенге. Добавим сюда отсутствие специальной техники для земляных работ, пригодной именно к нашим климатическим условиям, когда грунт полгода замерзший. У нас нет даже специальных приборов для обнаружения порывов и утечек. Другая проблема - это насыщенность идущими рядом или совмещенными подземными коммуникациями, расположение над сетями гаражей, газонов, бельевых площадок, пристроек к зданиям и т.п. О каком эффективном производстве здесь можно вести речь? Чтобы грамотно двигаться к поставленной цели, не шарахаться из стороны в сторону, как бывало, когда положим новый асфальт, а потом снимаем его, чтобы устранить порыв на водопроводе или канализации, нужна своя программа действий на каждом предприятии и единая, где одна служба действовала бы согласованно с другой. Были четко определены первоочередные участки работы. Проще говоря, чтобы лошадь не шла позади телеги.

При том, что без изменений в действующую схему водораспределения не обойтись. Если в прошлом году общие потери воды составляли почти 50%, то за 9 месяцев этого 31,5%. Но это капля. У наших коллег из Шымкента, ТОО "Водные ресурсы - Маркетинг", после проведения реконструкции, замены и обновления основных средств, экономический эффект составил 260 млн. тенге.

Понимаем, что хорошего результата не добиться без систематизации учета воды. В Шымкенте, конечно, налажена идеальная схема, там не только 100% охват населения индивидуальными приборами учета водопотребления, но и ведется установка общедомовых и общеуличных приборов, что и значительно упрощает работу контролерам. Они утверждают, что таким образом выявили систематические потери и хищения воды в сетях потребителя, составляющие до 50-60% от объемов, доведенных до общих приборов учета. Мы же знаем случаи, когда целые предприятия незаконно подключались к сетям, не говоря уже о многочисленных частных постройках во дворах. После этого дистанционное снятие показаний, когда приборы учета могут работать в затапливаемых условиях, передают сигналы при обратном оттоке воды или попыток воздействия, кажется сбывшейся мечтой шымкентских водников. Зато там теперь горожане пьют воду, хлорированную не традиционным методом, а через установку "Аквахлор". А сейчас начаты работы по увеличению мощности установок очистки с применением технологии немецкой компании "Грундфос". Конечно, связь поставщика и потребителя обязательно должна быть обоюдной для достижения максимального эффекта. Для этого проводятся анкетирования, сходы работников предприятия с потребителями, акции поощрения наиболее добросовестных, отчеты о работе публикуются в СМИ. В результате и предприятие работает стабильно и прибыльно, и люди, в чем вы можете убедиться из таблицы, платят гораздо меньше, получая при этом качественную воду. Вот к этому мы сегодня и стремимся, когда говорим о развитии и модернизации системы ЖКХ.

Сведения по среднемесячной оплате услуг водоснабжения и канализации населения по городам Республики Казахстан за 2008 год.

Тенге на 1 человека.

  

31.10.2009

Валентина КОСЯНЮК, www.akmolinka.narod.ru

kn.kz
>
Статьи