Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Левизна не по-детски

Катализатором непростых отношений народа и властных органов, происходящих на поле земельно-жилищных отношений, стал новый Земельный кодекс, который узаконил частную собственность на землю. С тех пор, со времени принятия этого Кодекса, земельно-жилищные отношения стали очень болезненной темой для многих жителей Алматы. И дело не в дороговизне жилья или соток земли. Точнее, как раз в этом, иначе скромные участки и жилплощади алматинцев не стали бы объектом пристального внимания ГКП «Алматы Жер».

Катализатором непростых отношений народа и властных органов, происходящих на поле земельно-жилищных отношений, стал новый Земельный кодекс, который узаконил частную собственность на землю. С тех пор, со времени принятия этого Кодекса, земельно-жилищные отношения стали очень болезненной темой для многих жителей Алматы. И дело не в дороговизне жилья или соток земли. Точнее, как раз в этом, иначе скромные участки и жилплощади алматинцев не стали бы объектом пристального внимания ГКП «Алматы Жер».

Развитие противостояния привело, в конце концов, в «Шаныраке» к гибели молодого следователя. Ну а горожане 4 октября осадили здание городского суда г. Алматы, и потребовали встречи с его председателем. Мы живем в качественно новую фазу земельно-жилищных отношений, но для того, чтобы уловить тенденции этого этапа, обратимся к хронике развития конфликта между алмаатинцами и городскими властями.

Хроника в сообщениях СМИ

В мае 2003 года был принят Земельный кодекс. Процесс принятия сопровождался скандалами и завершился вотумом недоверия, который вынесла нижняя палата правительству, однако не поддержал сенат на общем голосовании парламента. Благодаря этой принципиальности сенаторов (не видели проект кодекса, не понимают, в чем суть спора – такова основная причина доверия сената правительству) проект Земельного кодекса практически в неизмененном виде попал на подпись президенту, которую тот поставил. Узаконив тем самым частную собственность на землю.

А ведь именно тогда уже были отчетливо видны контуры будущего «Шанырака». Решающий негативный результат реформ, проводимых в Казахстане без учета «человеческого фактора» (базовая модель поведения государства, характерная для кризисных систем постсоветского пространства, к каковым, безусловно, тогда относился и Казахстан), привел к единственно возможному результату – повсеместному краху села. Чтобы уяснить это, не требовалось даже выезжать за пределы Алматы (Астаны, других крупных городов Казахстана). Социальные беженцы, которых таковыми не признают, именно в этот период двинулись к крупным городам страны. Это была не первая волна внутренних мигрантов, однако, похоже, именно ее участники составляют ядро сегодняшнего сопротивления в Алматы действиям акимата и «Алматы Жер» жителей районов т.н. гетто – «Шанырак», «Бакай» и т.д.

В декабре следующего, 2004 года, еженедельник «Время» опубликовал любопытное интервью с акимом Алматы В. Храпуновым, отдельные моменты которого полностью отражают тогдашнюю ситуацию на рынке жилья и земли в южной столице. Прошло полтора года после принятия Земельного кодекса:

«- Теперь я хочу коснуться вопроса так называемых “косых” домов. Я возмущен тем, что вы в статье написали, будто я приехал туда в сопровождении некоего вальяжного человека, который сказал, что он покупает этот земельный участок. Это чистейшей воды ложь… я что, вру вам, что ли? Я приехал туда один. В дождь. Специально. Пообщаться с людьми. Посмотреть, что беспокоит их. Со мной были замакима Алмалинского района и наш работник жилищно-коммунального отдела. Вот три человека, которые там были. Никакого вальяжного покупателя земли там не было. Посмотрел, пообщался, понял, что ситуация небезнадежная. Спросил жильцов: вы сможете привести дома в порядок, сделать им сейсмоусиление? И принял решение - эти дома продолжают жить, жители берут на себя обязательство привести их в порядок, мы их огораживаем и вешаем табличку “Старый Алматы”, и закрываем этот вопрос.

- …По всему городу простые горожане - часто это были пенсионеры, много лет проживающие в районах, теперь ставших престижными и перспективными с коммерческой точки зрения, - получали уведомления, что их земля, дома, квартиры изымаются для нужд государства. Приходили представители власти - акимата, земельных органов - и определяли нереально маленькую стоимость их недвижимости. По таким ценам вообще купить жилплощадь в Алматы было невозможно, не то что равноценную... А потом выяснялось, что земля отдавалась под проекты частных строительных компаний, которые в результате получали сверхприбыли. И помогал им в этом возглавляемый вами городской акимат. Вас что-то связывает с этими строительными компаниями? Или вы как-то иначе можете объяснить это, согласитесь, странное обстоятельство?..

- Могу вам сказать прямо - у меня никогда не было строительной компании, нет и не будет. Потому что я не строитель. Ни с одной строительной компанией меня ничего не связывает... И в каждом конкретном случае такого изъятия земли надо определяться, о каком участке идет речь, и разбираться предметно...

- Да перечислять можно до бесконечности. Это и земли вдоль проспекта Аль-Фараби. И дома в районе пересечения улиц Байтурсынова и Габдуллина. И дома в районе угла Джандосова и Розыбакиева. Это происходило и происходит в массовом порядке…

…- Если какие-то моменты имеют место, то в каждом конкретном случае нужно отдельно разбираться. Допускаю, что кто-то может приходить и представляться представителем власти. Мошенников ведь много всяких... Могу прямо сказать, что работники акимата ни на кого не давили.

- Ну как, если уведомление об изъятии земли подписано руководителями “Алматы Жер”?

- Это же не акимат.

- “Алматы Жер” - это государственное коммунальное предприятие при акимате...

- Это же не акимат. И вообще, если кто-то не согласен продавать свою недвижимость по предлагаемой цене - пусть не продает. Есть закон, есть суды, человек в этом отношении защищен.

- Я думаю, рядовые алматинцы совсем другого мнения на этот счет...»

Весна-лето 2005 года ознаменовались уверенно ползущими вверх ценами на жилье и землю в Алматы, увеличением «производственных мощностей» ГКП «Алматы Жер», стимулируемым широким развертыванием строительных проектов. Само собой, все эти факторы привели к серьезному обострению отношений между горожанами и чиновниками. Аналитическая программа «Состояние.kz» в своем сюжете об этой проблеме приводит в качестве примера пожар, случившийся в доме, куда наведывались представители застройщиков с предложением продать квартиры. Жильцы были уверены, что их дом специально подожгли. Подобные случаи впоследствии повторятся.

В том же сюжете рассказывается и об очередных уже противостояниях выселяемых по госнадобности жильцов действиям ГПК «Алматы Жер», оценивавшей их жилплощади примерно в два раза ниже той цены, что называли независимые оценщики. Недовольные размерами компенсаций жильцы обратились в маслихат города. Алматинские депутаты потребовали от акима ликвидации монополии компании «Алматы Жер» на оценку земли и создания специальной комиссии из независимых экспертов. В ответ на это Имангали Тасмагамбетов сообщил, что в Алматы должен быть лишь один застройщик – «Алматы Жер».

Вторая сторона этой медали – «Шанырак». 2 августа порядка ста человек собралось у школы № 26  в микрорайоне «Шанырак-2». Они принялись распределять участки и вбивать колышки на расположенном близ школы пустыре. Вскоре эту деятельность пресекли сотрудники правоохранительных органов, к которым позже присоединились и руководители Ауэзовского района Алматы. Самозахватчики переместились на территорию соседнего Жетысуского района, где возобновили свою работу.

Так впервые было запалено пламя «Шанырака».

Симптоматично, что как раз в эти же дни, когда люди требовали от властей Алматы землю, акимат подвергся пикетированию участников общественной организации «Защитим свой дом», возглавляла которых тогда М. Аспандиярова.

Этот двойной удар – самозахватчики и организация с не совсем понятными целями  - явно был инспирирован (неслучайно в «Шанырак» в те дни наведывался и единый кандидат в президенты от оппозиции Ж. Туякбай). Кроме того, он отвлек внимание общества от реальной проблемы – деятельности «Алматы Жер», перенаправив жилищно-земельный вопрос исключительно в политическое русло.

Мы полагаем, что именно предвыборная борьба катализировала настроения жителей «Шанырака» на более жесткое отстаивание своих жалких владений, позже в этой среде обоснуются политиканы и национал-политиканы, однако сама психологическая почва была подготовлена именно предвыборными заигрываниями акимата и оппозиции с жильцами микрорайона «Шанырак-2».

В феврале 2006 года, спустя два месяца после президентских выборов жители «наркомовских» домов, отстоявшие натиск «Алматы Жер» в 2005 году, вновь обнаружили объявления следующего содержания: «В соответствии с постановлением акимата города Алматы «О подготовительных мероприятиях по изъятию земельных участков для государственных надобностей» в целях реализации генерального плана развития города Алматы для уточнения собственника, границ, площади земельного участка и недвижимого имущества, подготовки материалов для определения рыночной стоимости вышеуказанных объектов для последующей выплаты собственнику».

«Эта история продолжается уже более двух лет, было выдано постановление предыдущим акимом города о том, что будет вестись застройка, потом было принято еще одно постановление, но перед выборами мы вновь обратились к президенту», - прокомментировал эту ситуацию Сейтказы Матаев, председатель правления союза журналистов Казахстана. - «Речь идет о том, что хотят построить новые дома на месте старых. Если бы поступило предложение на постройку госпиталей, детских домов и детсадов, то мы бы не возражали. Суть в том, что они хотят заработать деньги, за всем эти стоят чиновники из Астаны, фамилии которых я называть не буду… Нужно отдать должное акиму города, данное постановление было отменено 27 августа. Мною было выяснено, что нового постановления нет, но получается, что «ТОО Темир Плюс ЛТД» через «Алматы жер» начинает запугивать жителей именем акима, оказывая психологическое давление».

Словом, горожане (из коренных алматинцев) на своей шкуре испытали «двойные стандарты» акимата, который накануне президентских выборов умерил свои притязания, как оказалось, лишь для того, чтобы вернуться к ним, когда уляжется выборная шумиха. В точно такой же ситуации оказались несколько позже «шаныркаковцы», что только подлило хорошего растительного масла в костер, который едва тлел, успокоенный предвыборными обещаниями о том, что никто с земли никого не сгонит.

В мае 2006 года стало ясно, что сотрудники «Алматы Жер» интересуются не только жильем и земельными участками под ИЖС. Их волнует любая земля в этом городе! Об еще одной стороне деятельности «Алматы Жер» рассказал еженедельник «Караван»:

«…Как уже упоминалось, в алматинских дворах будут городить многоэтажные парковки. Детские площадки уже не препятствие. Аким влет вычеркнул из жизни наших детей Дворец пионеров, чего же говорить о бесхозных детских площадках? 

Но во дворах еще ухитрились до сих пор оставаться владельцы частных капитальных, совершенно законных гаражей, которые не успели сами добровольно сдаться на милость победителя. Для акимата институт этой частной собственности, как, впрочем, и другие человеческие ценности, – небольшое досадное препятствие в достижении своих целей, а значит – недоразумение устранимое. Гаражи настроили где? Ну конечно, в Медеуском районе. Это все объясняет. Подлежит безоговорочному сносу. Хозяева пусть судятся с «Алматы Жер», пусть делают что хотят, если не устраивает мизерная компенсация. Но к истории вопроса.

Владельцы семидесяти гаражей в Медеуском районе Алматы уже полгода пытаются отстоять свою собственность. Гаражи капитальные, установленные по всем нормам и правилам на вполне законных основаниях. Землю под гаражами и вокруг нее владельцы выкупили – опять же согласно правилам. А значит, получили ее в частную собственность, право на которую охраняется главным законом страны – Конституцией. Но алматинские чиновники сочли, видимо, что у них есть права повыше конституционных. И владельцы гаражей однажды увидели на дверях извещение от «Алматы жер» об изъятии земель – якобы на государственные нужды. 

В данном случае под государственными нуждами понимается строительство на месте капитальных гаражей многоуровневого паркинга. Не государственного – частного. А значит – если уж называть вещи своими именами – под «государственными интересами» здесь кроется вполне конкретный интерес вполне конкретного лица…».

Наконец, 14 июля произошла промежуточная кульминации по линии «Шанырак» - акимат. Жители микрорайона «Шанырак», не согласные с решением суда о сносе их домов, оказали сопротивление сотрудникам полиции. Полицейские кордоны были забросаны камнями и бутылками с зажигательной смесью. В ходе беспорядков взяты в заложники трое сотрудников полиции. Еще одного полицейского участники беспорядков облили бензином и подожгли. В больницу парень поступил с 70% ожогов.  

После «Шанырака» противостояние вроде бы пошло на убыль, по крайней мере, власти осадили назад. Но вот противоположная сторона – традиционно находящиеся в невыгодном положении владельцев строений, заинтересовавших денежных застройщиков, простые алмаатинцы, видимо, почувствовали, что главный монстр, каким к тому времени стало предприятие «Алматы Жер», дал слабину. 8 августа на углу улиц Братская и Райымбека состоялся сход жителей, доведенных уже фактически до отчаяния противоречивой информацией, поступающей из акимата и «Алматы Жер» относительно планируемого сноса домов этого квадрата. По свидетельству лидера движения Социалистическое Сопротивление А. Курманова (эта организация, по сути, сделала себе имя в «Шаныраке») «…. в основном русскоязычные жители этого старого района города не только не осуждают шаныракцев, но и восхищены их борьбой и готовы активно поддержать те или иные мирные митинги и пикеты в их защиту. Более того, члены инициативной группы заверили, что уже установили прямой контакт со всеми проблемными районами в старой части города и желают сотрудничества с общественным комитетом “Шаныракка тiрек”, чтобы совместными действиями остановить снос домов. Налицо элементы т. н. классовой солидарности, когда национальные и религиозные предрассудки отступают на третий план, а вперед выходит необходимость общей борьбы за свое право на жизнь и на жилье».

Несмотря на то, что этот молодой человек питает страсть к словам и оборотам, родившимся задолго до его дня рождения, А. Курманову удалось уловить признаки новой тенденции – тенденции простых людей к солидарности в противостоянии всемогущему акимату. 

И если в августе 2006 года слова о намерениях наладить сотрудничество между различными группами так или иначе обиженных властями людей казались всего лишь словами, то год спустя они, похоже, стали былью.

4 октябpя 2007 года жители сносимых районов южной столицы собрались перед зданием городского суда, чтобы вручить петицию председателю и потребовать прекращения судебных преследований, инициируемых ГКП «Алматы Жер», аннулирования решений судов первой инстанции и наказания всех виновных в принудительном выселении.

Кто эти люди?

Несмотря на то, что мы так бодро назвали пикетчиков «жителями сносимых районов», опираясь на показания репортера, который был на месте, впоследствии нам удалось выяснить, что… никто не знает, кто же были эти люди, которые 4 октября ворвались в здание городского суда, чтобы добиться-таки аудиенции у председателя.

Поначалу были «заподозрены» члены организации «Защитим свой дом». К тому же именно они на День города устроили несанкционированный митинг, в результате чего задержанию подверглась лидер этого движения Д. Аленова. Однако участники ЗСД в недоумении – они и сами не знают людей, доставивших 4 октября немало неприятных минут судейским. Кое-кто склонен подозревать, что этих людей организовал и привел к зданию суда Асылбек Кожахметов, активно поддерживающий жителей микрорайона «Шанырак». Однако нам все же кажется, что он тут ни при чем.

По нашему мнению, грубые действия акимата и ГКП «Алматы Жер», а также кризис доверия, в который впали в очередной раз продувшие в пух и прах выборы оппозиционеры (которые к тому же заняты новым разводом, и им явно не до простых людей) привели к тому, что можно понимать под гражданской самоорганизацией. Не видя подходящей политической «крыши» люди приняли решение рассчитывать лишь на себя и на тех, кто находится в точно таком же положении – под дамокловым мечом сноса, на ножах с «Алматы Жер».

А это уже качественно новая политическая ситуация, поскольку на поле появляется новый игрок – сам народ. Покойный Н. Масанов в одной из бесед с журналистами предвидел такую ситуацию и выражался в том духе, что не нужно мешать властям тянуть народ в политику. Именно так, похоже, и произошло. Если у «праворуких» автомобилистов чуть-чуть не вышло – не дали дозреть народу – то жильцы, обиженные ГКП «Алматы Жер», похоже, уже доведены до нужной «гражданской» кондиции.

Продолжаем в том же духе?

15.10.2007

Антон СОПРАНИН, www.posit.kz

kn.kz
>
Статьи