Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Зона высокого давления

Существование национальной бизнес-среды поставлено под сомнение. Эксперты опасаются экспансии иностранных игроков и вымывания из страны «человеческого капитала».

Существование национальной бизнес-среды поставлено под сомнение. Эксперты опасаются экспансии иностранных игроков и вымывания из страны «человеческого капитала».

По мнению управляющего партнера компании ICC Business Advisors Мухтара Мусабетова, причина неконкурентоспособности казахстанского бизнеса в том, что он фундаментально не выстроен. «Местные компании выдавливают с рынка, пользуясь их неприспособленностью и «розовыми» представлениями о бизнесе. Сегодня 99% компаний не имеют реального стратегического плана, они руководствуются краткосрочными выгодами», – высказал «&» свою точку зрения г-н Мусабетов. Купить компанию за одну цену и продать вдвое дороже – это торговый подход, который неприемлем при ведении долгосрочного бизнеса, уверен он.

Прежний прирост прибыли, расширение клиентской базы, поясняет собеседник, были обусловлены именно общей волной экономического подъема, поскольку бизнесмены в свое время не придавали должного значения исследованию своей целевой аудитории и ее потребностей. «Сегодня все наиболее крупные и влиятельные компании Казахстана связаны с какими-то «агашками», не имеют сильного менеджмента и строятся на административных, а не рыночных, конкурентных преимуществах», – считает эксперт. По словам г-на Мусабетова, этот квазибизнес выдавил независимых и талантливых предпринимателей на первом этапе развития, что и подготовило почву для вхождения на рынок иностранных игроков. Эксперт ожидает, что в будущем присутствие иностранных компаний в республике будет только расти – путем их вхождения в состав акционеров казахстанских компаний, приобретения отдельных фирм либо постепенного доведения местных игроков до банкротства с помощью демпинга.

«В Казахстане не действуют механизмы защиты отечественного производителя. Вступление в ВТО и принятие минимальных таможенных пошлин откроет границы для любых товаров. Для такой малонаселенной страны, как наша, это фактически означает прекращение своего экономического существования», – убежден г-н Мусабетов. В частности, казахстанским предпринимателям невыгодно производить текстильную продукцию, говорит он, поскольку из-за отсутствия барьеров китайские производители «задушили» эту отрасль, причем даже не заходя на рынок. Г-н Мусабетов опасается, что в недалеком будущем Казахстан может прийти к «марионеточному режиму», когда транснациональные компании и банки начнут диктовать условия правительству.

«Во время кризиса многие предприятия уходят с рынка, и на этом фоне приход кого-то кажется экспансией», – поделилась своими мыслями с «&» исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Палташева. Несмотря на существующие для иностранных компаний инвестиционные преференции, большинство из них работают на равных условиях с местными предпринимателями, объясняет она, поскольку в Казахстане получить подобные льготы достаточно сложно.

Замдиректора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев подчеркнул, что иностранные компании уже сейчас присутствуют практически во всех отраслях. С начала 2000-х годов все экспортно ориентированные секторы включены в международную торговую систему через транснациональные компании и мало связаны с собственно казахстанской экономикой. «Отрасли, ориентированные на внутренний рынок – перерабатывающая промышленность, МСБ, – не представляют интереса для зарубежных инвесторов», – отметил он.

Президент Astana Group Нурлан Смагулов не видит массового прихода иностранных игроков на казахстанский рынок. «В стране количество компаний с иностранным участием в акционерном капитале составляет не более 1-2%. В принципе, увеличение их присутствия – это нормальный процесс, поскольку Казахстан – часть глобального рынка», – отмечает г-н Смагулов. В пример он приводит международные консорциумы, в которых нет мононациональных компаний. К тому же, добавил он, иностранцы сами заинтересованы в разделении рисков с местными предпринимателями. «Нам нужно привлекать иностранный капитал в несырьевой сектор для развития конкурентоспособной национальной экономики и создания мотивации у местных предпринимателей для нового качественного роста», – говорит г-н Смагулов.

Сегодня иностранные компании не проявляют той активности, что наблюдалась до кризиса, заметил в беседе с «&» руководитель группы по проведению макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. «В случае с финансовым сектором все иностранные банки раньше придерживались политики экспансии на развивающиеся рынки. Однако, учитывая тяжелое положение стран, которым принадлежат крупнейшие банки и транснациональные компании, сложно планировать какие-либо экспансионистские меры», – подчеркнул он. Через некоторое время, отметил он, скорее всего, начнется процесс сворачивания иностранного присутствия в Казахстане, потому что с падением объемов прибыли бизнес теряет свою привлекательность.

Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев также называет процесс активизации иностранного бизнеса естественным, поскольку для его деятельности в свое время создавались благоприятные условия. Инвесторы сейчас играют на заинтересованности государства в финансовых вливаниях, говорит он «&», что дает транснациональным компаниям хорошие возможности для укрепления своих позиций. Помимо привлечения средств, уточняет г-н Сатпаев, для правительства сейчас важно показать мировому сообществу, что инвестиционный климат в стране стабилизировался. «Однако активность иностранных игроков связана и с тем, что они рассматривают Казахстан как площадку для распространения своего влияния на другие страны Центральной Азии», – заметил он.

По его предположениям, состав игроков, в частности, в банковском секторе может серьезно поменяться за счет увеличения количества китайских банков, что связано с ростом объемов экономического взаимодействия с Поднебесной, также возможен приход банков из стран Ближнего Востока в рамках исламского банкинга. Что касается оттока местных управленцев, г-н Сатпаев не исключает, что наиболее талантливые топ-менеджеры в финансовом секторе будут уезжать за пределы Казахстана, либо перейдут в иностранные банки.

С таким мнением не согласен г-н Худайбергенов. По его словам, любой успешный менеджер, приобретая определенный авторитет в обществе, начинает участвовать в каких-то политических процессах. «Дальше все зависит от конкретных политических амбиций, но не от того, хороший это или плохой управленец», – говорит он. Экономист указывает на то, что во всем мире идет обратный процесс – отток иностранных кадров, а уход местных специалистов идет параллельно сокращению объемов бизнеса.

Количество занятых в банковской сфере РК может сократиться в случае роста объема иностранных инвестиций на банковском рынке Казахстана и активизации конкурентной борьбы, полагает главный экономист «Финам Менеджмент» Александр Осин.

«Этот процесс обусловлен макроэкономически и связан с перемещением инвестиционных потоков из финансового сектора в сегмент реального производства, который сейчас в результате кризиса набирает силу», – полагает г-н Осин. По его словам, подобная ситуация характерна для мирового финансового рынка в целом.

Директор центра экономического анализа «Ракурс» Ораз Жандосов убежден, что подобный отток кадров начался достаточно давно и не связан напрямую с ростом присутствия иностранных игроков. «Казахстанские предприниматели уезжают за пределы страны, чтобы избежать заведомо неравных условий, в которые они поставлены по сравнению с аффилированными с государством бизнесменами. К сожалению, в нашей стране необходимо иметь в той или иной степени хорошие взаимоотношения с властью, чтобы чувствовать себя защищенным», – подчеркнул г-н Жандосов.

«Предприниматели понимают, что за границей они защищены от любых преследований, здесь же они чувствуют себя как на вулкане. Именно поэтому многие из них стремятся приобрести бизнес за рубежом или долю в иностранной компании», – считает г-н Мусабетов. По его предположению, тенденция «вымывания» бизнесменов и топ-менеджеров из страны, которую мы наблюдаем сейчас, продолжится и в будущем.

Как считает г-н Худайбергенов, в мировой экономике всегда шла «битва за рынки», и сегодня иностранные компании в связи с падением спроса и, соответственно, цен страдают от переизбытка мощностей. Скорее всего, для решения проблемы на ближайшие несколько лет они изберут тактику демпинга, чтобы ослабить национальных производителей, а впоследствии поднять цены. Защитить их в этом случае сможет хорошо продуманная таможенная политика государства, прибавил он. «Следует определить список отраслей по степени их важности: стратегические, полустратегические и обычные, и для каждого уровня определить критерии входа. Например, в стратегических отраслях позволять зарубежным инвесторам приобретать небольшой пакет акций для исключения возможности контроля рынка с их стороны», – пояснил г-н Худайбергенов.

По мнению г-на Смагулова, государство должно защищать отечественных предпринимателей, но не выставлять ограничения на входе для иностранных игроков, а использовать рыночные механизмы, например удешевлять кредиты для казахстанских компаний или субсидировать их.

Любые действия, основанные на прямой дискриминации, не принесут должного эффекта, поддерживает г-н Мусабетов, поэтому принимать ограничения по вхождению на рынок иностранных компаний неразумно. «Большую пользу принесет создание экономических мер, допустим, освободить ту же текстильную промышленность на 10 лет от налогов, потому что доля легкой и пищевой промышленности в целом занимает не более 2-3% от всех налоговых поступлений в бюджет», – предположил он. После постсоветского кризиса львиную долю нефтяной и горнорудной промышленности захватили иностранцы, напоминает г-н Мусабетов, а казахстанские компании остались без активов. Если бы тогда государство, как и следует с точки зрения бизнеса, ограничило объем приватизации госактивов для иностранных инвесторов в 20%, как это произошло в Венгрии и Чехословакии, сегодня собственное производство страны составляло бы порядка 70%, заключил он.

Елена Дмитриева, www.and.kz

kn.kz
>
Статьи