Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Надежда умирает в сентябре

Девальвации в ближайшее время в Казахстане не будет. Правда, при условии, что цены на нефть не упадут. Если в течение трех месяцев они останутся на уровне выше 70 долларов, то падения тенге не произойдет.

В этом уверен известный казахстанский финансист Ораз Жандосов, ставший гостем очередного заседания дискуссионного клуба «АйтPARK».

Годом раньше г-н Жандосов ушел из политики и занялся консатинговой деятельностью, что не мешает ему иметь свою позицию по вопросам как политики, так и экономики. Очевидно, поэтому места в «АйтPARKе» было не найти. Всем было интересно услышать, что думает о происходящем в экономике страны вчерашний экс-вице-премьер и уже бывший сопредседатель партии «Азат». Ожиданий журналистов и политологов Ораз Жандосов не обманул. Более того, практически каждый его ответ встречался одобрительным гулом. Однако некоторые его суждения наверняка не понравились бы некоторым высокопоставленным чиновникам. Но об этом чуть позже.

В начале встречи модератор заседания Нурлан Еримбетов, он же отец-основатель «АйтPARKа» заявил:

- Экономистов в нашей стране больше, чем политологов. Но людей, которым я доверяю, очень мало.

И с места перейдя в карьер, ведущий попросил прокомментировать слова сегодняшнего вице-премьера Серика Ахметова о том, что неосвоенные в том или ином регионе бюджетные деньги надо передавать в те области, где они используются. Самого спикера такой подход высокопоставленного чиновника возмущает, ведь население области не виновато в том, что вовремя не распределили средства. Он убежден, что в случае переброски неиспользованных денег из одной области в другую пострадают в первую очередь работники бюджетной сферы, затем дети, старики, женщины. Вице-премьер продемонстрировал отнюдь не государственный подход к решению проблемы, считает г-н Еримбетов. У Ораза Жандосова на это свой ответ:

- Ахметову легче передвинуть деньги, чем решить проблему. Власть в целом создает впечатление, что именно она раздает деньги. В сознание народа въелось, что не налогоплательщик распоряжается деньгами, а правительство. Большинство населения не осознает, что бюджетные деньги - это налоги, которые мы сами и платим. Многим кажется, что деньги падают с неба или их Бог посылает. Поэтому Ахметов и ведет себя соответственно в рамках выбранной идеологии, поскольку население не спрашивает, на что идут их налоги.

Нурлана Еримбетова заинтересовали и вопросы национализации железной дороги, урановой промышленности, нефтегазовой отрасли. «Не пора ли инвесторам сказать спасибо и взять все в свои руки?» - вопрошает он.

И тут Ораз Жандосов продемонстрировал, что все-таки не зря учился в МГУ. Привычка рассуждать логически не изменила ему. Прежде чем дать ответ, он поправил ведущего:

- Железная дорога и «Казатомпром» созданы со 100%-ным участием государства. А РГП и АО - формы, в которых они действуют. Нефтяную промышленность давно надо национализировать, по моему мнению. Присутствие государства в тех или иных отраслях не означает, что у нас нет рыночной экономики. Да, в последнее время происходит процесс увеличения доли государства. Но, на мой взгляд, есть секторы, где присутствие государства нужно в большей степени, и существуют такие, где государству участвовать не имеет смысла, например малый и средний бизнес.

Естественно, не пришлось обойти вопрос о мировом кризис и его влиянии на Казахстан. На сей счет у Ораза Жандосова четкая позиция:

- При той экономике, какая у нас есть, и таком инструменте, как Национальный банк, у Казахстана были все основания не впадать в кризис. Но это при условии правильной макроэкономической политики.

В доказательство г-н Жандосов приводит страны, соседствующие с Казахстаном. Это - Кыргызстан, Узбекистан, Иран, Китай и Туркмения. В них кризиса не наблюдается.

Ораз Жандосов считает, что Казахстан в силу многих обстоятельств обречен быть частью одного глобального мира. Прежде всего потому, что Казахстан -маленькая страна, исходя из численности населения. Во-вторых, мы не можем производить все, что требуется для потребления. А в-третьих, сырье, которое мы производим, необходимо другим странам и идет преимущественно на экспорт.

Что касается внешнего долга республики, то он не является угрожающим для нас. Хотя у наших детей и внуков часть доходов будет отниматься на погашение этой задолженности. В целом существование внешнего долга - не самое лучшее для экономики страны, лучше бы это было внутренним долгом. По сути, идет отток денег из страны. Но, несмотря на большую задолженность, дефолт республике не угрожает, уверен Ораз Жандосов.

Что касается другой актуальной сегодня темы – Таможенного союза с соседними странами, то, как считает финансист, ключевые экономические решения по его созданию должны приниматься с учетом мнения различного рода ассоциаций, и прежде всего бизнес-сообщества. В том числе и вопрос о введении единой валюты с партнерами по Таможенному союзу. Логичнее всего единую валюту установить с Россией, считает Ораз Жандосов, исходя из объема торгового оборота между нашими странами.

Не обошел спикер заседания «АйтPARKа» и другие злободневные вопросы. Скажем, предложение о слиянии АФН и Нацбанка. По мнению Ораза Жандосова, ни одного аргумента в пользу такого объединения не прозвучало. Надо сказать, что г-н Жандосов ревностно относится к данному вопросу, поскольку именно с его подачи произошло разделение Нацбанка. Осенью 2001 года он предложил выделить из Нацбанка структуру, назвать ее АФН и передать туда функции контроля за исполнением финансовых операций. Это предложение было реализовано лишь в 2004 году. Нынешний кульбит не совсем понятен с точки зрения контроля за финансовым сектором. Нацбанк не сможет эффективно действовать на нескольких площадках.

Не слишком высокого мнения Ораз Жандосов и о деятельности «Самрук-Казына». По его мнению, к октябрю 2008 года ни одна из функций, возложенных на эти две структуры, не была выполнена. «Казына» должна была обеспечить инновационное развитие страны, а «Самруку» было поручено оптимизировать корпоративное управление в нацкомпаниях. Ни первое, ни второе не было достигнуто. После слияния к вышеназванным функциям были добавлены антикризисные меры. Последние, по словам Ораза Алиевича, не что иное, как освобождение от ответственности выполнять первые две функции.

А в целом, пока не будет транспарентности в действиях правительства и в целом всей экономической системы, многого нам не добиться, убежден Ораз Жандосов. В первую очередь это касается деятельности Нацфонда. По его мнению, необходим четкий механизм наполнения Нацфонда, предварительно определяющий, что будет составлять стабилизационную часть фонда и, соответственно, сберегательную.

Что касается принятых сегодня мер, то, по мнению финансиста, через два-три года государство выйдет из тех компаний, куда вошло. Для малого и среднего бизнеса, полагает он, нужно установить налог с продажи, с тем чтобы этот сектор имел реальное содержание и развивался. Ораз Жандосов поддерживает идею создания института финансового омбудсмена, но сомневается, состоится ли таковой в нашей стране. Необходимо создать бюджет для этого института, закрепить его юридический статус, чтобы решения омбудсмена выполнялись.

От возвращения в политику никто не застрахован, заявил Ораз Алиевич, отвечая на вопросы журналистов. Но таких планов у него нет.

- Больше пользы принесу обществу, занимаясь тем, что делаю сейчас, - подчеркнул он. В то же время г-н Жандосов не исключает, что может вернуться на госслужбу, если его позовет президент страны, но при соблюдении нескольких условий. В противном случае он откажется от такого предложения.

24.09.2009

Жанибек Сулеев, www.izvestia.kz

kn.kz
>
Статьи