Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Новое – хорошо забытое старое

Глава фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов считает, что регулятор финансового рынка в Казахстане должен быть усилен. Для этого он предлагает рассмотреть возможность слияния Национального банка и Агентства по финнадзору в единое ведомство.

Глава фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» Кайрат Келимбетов считает, что регулятор финансового рынка в Казахстане должен быть усилен. Для этого он предлагает рассмотреть возможность слияния Национального банка и Агентства по финнадзору в единое ведомство. Оно могло бы реализовать принцип контрцикличности финансового надзора, заставляя банки в «хорошие» времена накапливать средства, чтобы кредитовать экономику в кризисные периоды.

Очень много задают вопросов о том, почему мы вообще поднимаем вопрос (об объединении Нацбанка и АФН. – Прим. авт.), когда в 2001 году было принято решение о разделении Нацбанка и регулятора. Это было, наверное, правильное на тот момент решение, - сказал Кайрат Келимбетов в интервью журналистам по окончании заседания экономического клуба «Орлеу» при партии «Нур Отан». – Когда мы сегодня анализируем этот опыт, то видим, что возникает противоречие – с одной стороны, Национальный банк отвечает в целом за денежно-кредитную политику, но больше – за стабилизацию цен. С другой стороны, АФН больше отвечает за кредитование экономики. При хорошей координации данных ведомств это объединение не нужно, но при сложной ситуации в финансовом секторе этот вопрос встает на повестку дня».

Кстати, Кайрат Келимбетов не считает нужным решать вопрос об объединении этих ведомств сиюминутно. «Мы не говорим о том, что завтра объединят АФН и Нацбанк. Речь идет о том, что в посткризисном периоде – может быть, в 2010-11 году это обсудить. Я глубоко убежден, что такое объединение дало бы большую силу регулятору, больший вес», - подчеркнул он. Для чего это нужно именно в посткризисный период? Прежде всего для реализации политики контрцикличности. А она подразумевает, что во время нормального развития экономики регулятор будет более требователен к банкам, не позволит им лишних авантюр и заставит создавать финансовую подушку безопасности. За ее счет в кризисные времена, банки смогут без лишнего отвлечения средств Нацфонда и бюджета кредитовать экономику. Причем регулятор в кризис будет слегка отпускать вожжи, позволяя банкам предъявлять менее жесткие требования к заемщикам, чем в обычное время.

Помимо этого, по мнению главы ФНБ, усиленный регулятор сможет эффективнее контролировать проекты, кредитуемые банками, и установить более жесткий контроль за оффшорной юрисдикцией финорганизаций. «Этого сегодня не произошло, поэтому имеем такие проблемы. Чтобы они не возникали в будущем, чтобы два раза не наступать на одни и те же грабли, мы внесли такое предложение на рассмотрение рабочей группы по разработке новой финансовой архитектуры. Но это только одно из предложений, и надо говорить в целом о концепции финансового надзора, какой контроль осуществлять за финансово-промышленными группами, как добиваться того, чтобы четко определять конечных бенефициаров банка. Ведь не секрет, что по БТА, например, до сих пор стоит проблема с реальными собственниками банка. И поэтому не к кому, в общем, и апеллировать», - подчеркнул Кайрат Келимбетов.

К слову, он считает правомерным и оправданным вхождение государства в акционерный капитал четырех системообразующих банков (в БТА, Казкоме и Народном банке государство уже присутствует, в Альянс оно планирует войти до конца года). «Кризис показал, что без увеличения роли государства как финансового регулятора дальнейшее развитие проблематично и очень рискованно. Я скажу, что была решена главная задача таким образом – сохранение доверия к отечественной банковской системе», - резюмировал председатель правления ФНБ. По его мнению, банкротство любого из системообразующих банков могло привести к тяжелым последствиям для всей системы.

Он также подчеркнул, что сейчас нормально функционируют все банки страны, включая БТА и Альянс, которым еще предстоит процесс реструктуризации внешних заимствований. «По Альянс-банку в самое ближайшее время будет завершена очередная стадия переговоров с кредиторами и будут подписаны основные условия реструктуризации, после чего начнется расшивание тех или иных задолженностей», - сказал Кайрат Келимбетов, добавив, что уже на этой неделе стоит ожидать сообщений об этих документах. «По БТА также проводятся переговоры, создан комитет кредиторов, в целом - есть понимание о том, как работать с комитетом кредиторов по огромному долгу, который был у БТА , - отметил он. - Я думаю, что до конца года в целом понимание по реструктуризации внешнего долга сегодняшний менеджмент банка достигнет совместно с его кредиторами».

Впрочем ситуация продолжает оставаться уязвимой, считает Кайрат Келимбетов. Для обслуживания внешнего долга банки аккумулируют средства, что в свою очередь тормозит внутреннее кредитование или восстановление кредитования экономики на прежнем уровне. Вопрос ухудшения качества кредитного портфеля требует формирования дополнительных провизий или резервов, что также ведет к трудностям с капиталом банков. При этом если в мировой практике критическим значением неработающих займов считается 10% от объема ссудного портфеля финорганизаций, то в структуре казахстанского кредитного портфеля неработающие займы превысили уже 30%. «И требуются «активные действия» по докапитализации банков, в том числе путем косвенной рекапитализации, через фонд стрессовых активов», - заявил глава «Самрук-Казына».

Отсюда и мнение, что банки должны формировать подушку безопасности самостоятельно. Наряду со слиянием Нацбанка и АФН «Самрук-Казына» предлагает установить за регуляторам финансового рынка право требования раскрытия информации о конечных собственниках банков, права по ограничению кредитных схем с участием зарегистрированных в оффшорах компаний и укрепления надзора в отношении финансово-промышленных групп. Что до присутствия государства в капитале частных банков, то оно, по оценке Келимбетова, продлится от трех до пяти лет. Причем «определенный пакет» акций БТА государство по-прежнему готово передать стратегическому инвестору уже сейчас – глава «Самрук-Казына» подтвердил, что такие переговоры продолжаются. «После выхода из капитала коммерческих банков государство намерено осуществлять через Банк развития и инвестиционные фонды», - заключил он.

22.09.2009

Дмитрий Покидаев, www.izvestia.kz

kn.kz
>
Статьи