Добавить объявление Поиск недвижимости Избранное 0 Новостройки Компании Риэлторы Заявка риэлторам Статьи
Способы оплаты Реклама на kn.kz О компании Обратная связь Полная версия сайта

Долги в асфальт

Депутаты мажилиса дали добро на ратификацию соглашения между правительством Казахстана и Исламским банком развития. Сумма выделяемых Международным финансовым институтом средств – 170 млн долларов США.

Депутаты мажилиса дали добро на ратификацию соглашения между правительством Казахстана и Исламским банком развития. Сумма выделяемых Международным финансовым институтом средств – 170 млн долларов США. Все они пойдут на строительство и реконструкцию дорог – сферы, в которой риск неэффективного использо-вания наиболее высок.

Сразу оговоримся, что «дали добро» депутаты только Комитета по международным делам, обороне и безопасности, а обсуждение в полном составе планируют провести на пленарном заседании уже в среду, 23 сентября. Напомню, что речь идет о финансировании строительства и реконструкции дорог в транзитном коридоре Западная Европа – Западный Китай, часть которого пройдет и по территории нашей страны. Кроме государственной казны, деньги на строительство и ремонт казахстанского участка выделят пять международных финансовых институтов: Международный банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк (ЕБРР) и Японское агентство международного сотрудничества. Общая стоимость проекта – около 7 млрд долларов США, из которых более 60% – это займы международных институтов развития.

– Некоторые участки подвергнутся реконструкции, некоторые будут полностью новые. Большая часть дороги будет четырехполосной, то есть существующие дороги необходимо будет расширить. Один километр дороги 2-й категории обойдется примерно в 1 миллион долларов США, там, где будет цементобетонная дорога, стоимость около 2 миллионов долларов США. Хочу заметить, что срок службы цементобетонных дорог как минимум 25 лет, – заверил депутатов вице-министр транспорта и коммуникаций Дулат Кутербеков.

Депутатов волновало прежде всего казахстанское содержание в проекте, то, сколько отечественных строительных материалов будет использовано и сколько иностранной рабочей силы будет привлечено, а также качество новых и реконструированных дорог в рамках упомянутого коридора. В целом все депутаты согласились, что ратификацию соглашения на пленарном заседании необходимо поддержать.

– Это очень льготные займы и инвестиции для Казахстана. Условия возврата у всех банков разные, но самый маленький период возврата – 20 лет, причем есть льготный период на время строительства, когда эти деньги не возвращаются и плюс процентные ставки очень низкие. Конкретно по Исламскому банку это 5,1% годовых. Это выгодные условия, поэтому депутаты поддержали нас, – сообщил Кутербеков.

То, что инвестиции действительно выгодные и транспортный коридор принесет большие экономические выгоды, даже не обсуждается. Но если посмотреть на ситуацию через призму возросшего внешнего долга Казахстана? По последним данным, задолженность Казахстана давно перевалила за 100 млрд долларов США, что для страны с населением в 16 млн человек весьма крупная цифра. При этом никто из депутатов об этом факте даже не вспомнил.

– Сейчас долг не растет, потому рынок денег закрыт кризисом, но подрастает благодаря набегающим процентам. Если кто-то надеется, что кризис скоро завершится и все вернется на круги своя, то внешние займы на строительство тех же дорог или других объектов – весьма сомнительное занятие. Потому что эти деньги все равно придется отдавать, причем с процентами. Но если кризис продолжится еще несколько лет, то почему бы нет? Думаю, в будущем найдется еще какой-нибудь БТА Банк, опять предложат «реструктуризацию» из расчета 15 центов за 1 доллар, иностранные кредиторы поплюют в сторону Казахстана и простят долги, – иронизирует экономист Петр Своик.

В свою очередь депутаты мажилиса, к которым мы обратились, никаких рисков для Казахстана не видят:

– Надо смотреть шире, смотреть на выгоды, которые дает реализация этого проекта. Экономически строительство дороги, несомненно, себя оправдает. Необходимо сейчас уже думать о посткризисном развитии, хотя я согласен, что необходимо учитывать угрозы, в данном случае внешний долг, о котором вы говорите. Но что касается именно этого проекта по транзитному коридору, то я на 100% уверен в правильности решения, – говорит депутат мажилиса Валерий Вишниченко.

По данным Нацбанка, в общем объеме внешних долгов доля госдолга, гарантированного государством, составляет 2%. Долг частного сектора, не гарантированного государством, на конец прошлого года составил 98%. Но если копнуть глубже, то в этих 98%, якобы не гарантированных государством долгах, «сидят» долги всевозможных институтов развития с государственным участием. Так что куда наших потомков приведет дорога: из Западной Европы в Китай и обратно или попадут они на той миллиардной дороге в большую долговую яму, еще неизвестно.

21.09.2009

Булат МУСТАФИН, www.megapolis.kz

kn.kz
>
Статьи